Урок литературы в 5 классе
Тема: «Низкий дом с голубыми ставнями …»
Цель: познакомить с биографией Есенина, с его стихотворениями о родном доме
развивать навыки лингвистического анализа текста
воспитывать любовь к природе, отчему дому, Родине
Моя лирика
жива одной большой любовью –
любовью к Родине
С.Есенин
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
-Я предлагаю Вам послушать одну песню в исполнении Н.Кадышевой «Отговорила роща золотая». (Слайды 1 – 20)
- Ребята, а вы знаете, на чьи стихи написана эта песня? (Слайд 21)
Ответ ученика: С. А.Есенина.
- Верно!
- А какие стихотворения С.Есенина вы можете вспомнить?
(Дети читают стихи «Береза» (Слайд 22), «Пороша» (Слайд 23), «С добрым утром» (Слайд 24), «Черемуха» (Слайд 25)
- Молодцы!
3. Сообщение темы и цель урока.
- Ребята, вы обратили внимание с какой любовью поэт описывает родную природу, Родину! Мы сегодня познакомимся с жизнью и творчеством С.Есенина, его стихотворениями о родном доме, а назовем мы свой урок строками из стихотворения С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». (Слайд 26)
Эпиграфом урока будут слова С.Есенина … (Слайд 27)
4.Сообщение о жизни и творчестве С.А.Есенина. (Слайд 28, щелчки 1+4)
Слова учителя: - Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново, которое привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры.
Эти места - колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые «выплеснул душу в слова». Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому…
(Слайд 29. Сергей Александрович родился 3 октября 1895 года в крестьянской семье. Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных.
(Слайд 30) Первые три года он жил с родителями в доме бабушки Аграфены Панкратовны Есениной.
(Слайд 31) А затем у деда по материнской линии Федора Андреевича Титова. «Это был удивительный человек, яркая личность, широкая натура, «умственный мужик. Ему я больше всех обязан», - вспоминал о своем дедушке Есенин. В доме деда в пять лет Сергей Есенин научился читать, стихи начал писать с 8 лет.
(Слайд 32) Есенин учился в селе Константиново, это была земская школа, по окончании которой «за весьма хорошие успехи и отличное поведение» получил Похвальный лист. (Слайд 33)
(Слайд 34) В Спас – Клепиках, что недалеко от села константинова, он он учился три года во второклассной школе. Здесь и начался его поэтический путь. Старший преподаватель Хитров обучал детей русской словесности, он и заметил талант Есенина и стал его первым литературным наставником.
(Слайд 35 – 39). Рязанцы гордятся своим великим земляком. До сих пор в село Константиново едут многочисленные поклонники поэзии Есенина, чтобы посетить «низкий дом с голубыми ставнями».
Ученик читает отрывок «Эта улица мне знакома …»
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славой знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
5. Выступления учащихся с творческими работами.
- - Ребята, о чем пишет в своем стихотворении С.Есенин?
Ответ: О родительском доме.
- Верно, а сейчас я предлагаю вам выступить со своими творческими работами под названием «Родительский дом» (выступления обучающихся)
Слово учителя: - Родительский дом. Удивительное слово «дом». Произносишь его и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил свое гнездо, то для родителей ты – ребенок.
К сожалению родителей, дети вырастают и покидают родительский дом, но все равно ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.
6. Работа с текстами стихотворений (параллельная работа с учебником и тетрадью)
(фонохристоматия «Я покинул родимый дом…»0
Учитель: - Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Называем словосочетания.
Родимый дом.
Голубая Русь.
- Обратите внимание : слова «дом» и «Русь» рядом. Почему?
Ответ ученика: Вся Русь – это дом.
- Почему Русь голубая?
Ответ ученика: Цвет чистоты, неба, нашу планету называют голубой,такой видят ее космонавты.
Березняк над прудом – березы – символ России
Старая мать – теплит грусть как теплится лампада, лампада неугасимой материнской любви.
Золота лягушка – луна – удивительный образ создает Есенин.
-Почему лягушка?
(Луна распласталась как лягушка)
Отец седой – его седина напоминает … (яблонный цвет)
- Яблонный – это какой? (Бело – розовый)
Дождь листьев – Что имеет в виду поэт?
(Листопад)
Старый клен
- Почему клен похож головой на поэта? Какова крона клена?
(кудрявый, цвет осенней листвы)
Учитель: - Правильно. И фамилия у поэта «осенняя» - Есенин – осенний.
- Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?
Ученики: Метафоры, эпитеты.
Учитель: - Теперь обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. Это голубой, золотой, бело – розовый.
Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.
- Пройдут долгие шесть лет, В жизни Есенина произойдет много хорошего и плохого, но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, «в низкий дом с голубыми ставнями».
(Звучит фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» с видеорядом
Учитель: - Изменилось ли что – нибудь в воспоминаниях поэта о доме?
(продолжаем запись, сопоставляем стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»
«Я покинул родимый дом …» | «Низкий дом с голубыми ставнями …» |
Родимый дом | Низкий дом |
Голубая Русь | Поле, луга и лес |
Березняк над прудом | Березь |
Старая мать | |
Золотая лягушка - луна | |
Отец седой | Седые журавли, летят всегда клином, люди заворожено смотрят им вслед |
Старый клен | Березь, да цветь, да ракитник |
Учитель: - Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным? ( Серый, но есть и другие цвета)
- Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная».
Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею. И эти же чувства вы испытываете в своем доме.
- Так что же значит дом для поэта?
Ученики: Это тепло, уют, покой, любовь близких.
7. Итог урока:
- Спасибо. Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. Мне приятно было работать с вами.
Объявление оценок.