СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе «Низкий дом с голубыми ставнями …»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе «Низкий дом с голубыми ставнями …»»

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Низкий дом с голубыми ставнями …»

Цель: познакомить с биографией Есенина, с его стихотворениями о родном доме

развивать навыки лингвистического анализа текста

воспитывать любовь к природе, отчему дому, Родине

Моя лирика

жива одной большой любовью –

любовью к Родине

С.Есенин

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

-Я предлагаю Вам послушать одну песню в исполнении Н.Кадышевой «Отговорила роща золотая». (Слайды 1 – 20)

- Ребята, а вы знаете, на чьи стихи написана эта песня? (Слайд 21)

Ответ ученика: С. А.Есенина.

- Верно!

- А какие стихотворения С.Есенина вы можете вспомнить?

(Дети читают стихи «Береза» (Слайд 22), «Пороша» (Слайд 23), «С добрым утром» (Слайд 24), «Черемуха» (Слайд 25)

- Молодцы!

3. Сообщение темы и цель урока.

- Ребята, вы обратили внимание с какой любовью поэт описывает родную природу, Родину! Мы сегодня познакомимся с жизнью и творчеством С.Есенина, его стихотворениями о родном доме, а назовем мы свой урок строками из стихотворения С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». (Слайд 26)

Эпиграфом урока будут слова С.Есенина … (Слайд 27)

4.Сообщение о жизни и творчестве С.А.Есенина. (Слайд 28, щелчки 1+4)



Слова учителя: - Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново, которое привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры.

Эти места - колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провел более половины своей жизни, здесь впервые «выплеснул душу в слова». Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского духа, силу любви к людям, отчему дому…

(Слайд 29. Сергей Александрович родился 3 октября 1895 года в крестьянской семье. Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных.

(Слайд 30) Первые три года он жил с родителями в доме бабушки Аграфены Панкратовны Есениной.

(Слайд 31) А затем у деда по материнской линии Федора Андреевича Титова. «Это был удивительный человек, яркая личность, широкая натура, «умственный мужик. Ему я больше всех обязан», - вспоминал о своем дедушке Есенин. В доме деда в пять лет Сергей Есенин научился читать, стихи начал писать с 8 лет.

(Слайд 32) Есенин учился в селе Константиново, это была земская школа, по окончании которой «за весьма хорошие успехи и отличное поведение» получил Похвальный лист. (Слайд 33)

(Слайд 34) В Спас – Клепиках, что недалеко от села константинова, он он учился три года во второклассной школе. Здесь и начался его поэтический путь. Старший преподаватель Хитров обучал детей русской словесности, он и заметил талант Есенина и стал его первым литературным наставником.

(Слайд 35 – 39). Рязанцы гордятся своим великим земляком. До сих пор в село Константиново едут многочисленные поклонники поэзии Есенина, чтобы посетить «низкий дом с голубыми ставнями».

Ученик читает отрывок «Эта улица мне знакома …»

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,

Годы буйных, безумных сил

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,

Я с тщетой этой славой знаком.

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

5. Выступления учащихся с творческими работами.

- - Ребята, о чем пишет в своем стихотворении С.Есенин?

Ответ: О родительском доме.

- Верно, а сейчас я предлагаю вам выступить со своими творческими работами под названием «Родительский дом» (выступления обучающихся)

Слово учителя: - Родительский дом. Удивительное слово «дом». Произносишь его и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил свое гнездо, то для родителей ты – ребенок.

К сожалению родителей, дети вырастают и покидают родительский дом, но все равно ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

6. Работа с текстами стихотворений (параллельная работа с учебником и тетрадью)

(фонохристоматия «Я покинул родимый дом…»0

Учитель: - Что же вспоминает поэт вдали от родного дома? Называем словосочетания.

Родимый дом.

Голубая Русь.

- Обратите внимание : слова «дом» и «Русь» рядом. Почему?

Ответ ученика: Вся Русь – это дом.

- Почему Русь голубая?

Ответ ученика: Цвет чистоты, неба, нашу планету называют голубой,такой видят ее космонавты.

Березняк над прудом – березы – символ России

Старая мать – теплит грусть как теплится лампада, лампада неугасимой материнской любви.

Золота лягушка – луна – удивительный образ создает Есенин.

-Почему лягушка?

(Луна распласталась как лягушка)

Отец седой – его седина напоминает … (яблонный цвет)

- Яблонный – это какой? (Бело – розовый)

Дождь листьев – Что имеет в виду поэт?

(Листопад)

Старый клен

- Почему клен похож головой на поэта? Какова крона клена?

(кудрявый, цвет осенней листвы)

Учитель: - Правильно. И фамилия у поэта «осенняя» - Есенин – осенний.

- Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

Ученики: Метафоры, эпитеты.

Учитель: - Теперь обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. Это голубой, золотой, бело – розовый.

Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

- Пройдут долгие шесть лет, В жизни Есенина произойдет много хорошего и плохого, но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, «в низкий дом с голубыми ставнями».

(Звучит фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» с видеорядом

Учитель: - Изменилось ли что – нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

(продолжаем запись, сопоставляем стихотворение «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»

«Я покинул родимый дом …»

«Низкий дом с голубыми ставнями …»

Родимый дом

Низкий дом

Голубая Русь

Поле, луга и лес

Березняк над прудом

Березь

Старая мать


Золотая лягушка - луна


Отец седой

Седые журавли, летят всегда клином, люди заворожено смотрят им вслед

Старый клен

Березь, да цветь, да ракитник



Учитель: - Какой цвет добавился в это стихотворение? Можно ли сказать, что он является основным? ( Серый, но есть и другие цвета)

- Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная».

Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею. И эти же чувства вы испытываете в своем доме.

- Так что же значит дом для поэта?

Ученики: Это тепло, уют, покой, любовь близких.

7. Итог урока:

- Спасибо. Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. Мне приятно было работать с вами.

Объявление оценок.