Тема: «А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, сатира, источники комического»
Цели урока для учителя:
обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;
развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.
Цели для учащихся:
находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;
научиться отличать юмор от сатиры;
видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Средства обучения: учебник-хрестоматия «В мире литературы. 7 класс» под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», мультимедийная презентация к уроку, нарисованное дерево, листья, решето, плакаты, кроссворд, доска, тетради, наглядности.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие:
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Шапиева Татьяна Михайловна. Сегодня проведу у вас урок литературы, надеюсь на ващу поддержку. И мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова:
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (СЛАЙД 2)
?? Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.
Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.
Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).
?? Какие рассказы Чехова вы читали? ( «Хирургия», «Лошадиная фамилия»)
И сегодня мы еще одному рассказу посвятим наш урок. Дома вы уже прочитали рассказ "Хамелеон". Итак, тема нашего урока «А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Юмор, сатира, источники комического» И мы с вами проведем необычный урок, урок-исследование.
?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели? (СЛАЙД 3)
(Ответы учеников: узнаем, что такое юмор, сатира, будем анализировать произведение, дадим характеристику героям).
Правильно, ребята. Сегодня проанализируем художественный текст, найдем в нем художественные детали; составим словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речи; в ходе анализа попытаемся раскрыть понятия «юмор», «сатира» в данном произведении. проанализируем средства создания комического. (СЛАЙД 4)
2. Работа по теме урока
Сначала я хотела бы узнать ваше впечатление от прочитанного? Понравился или нет вам рассказ?
– Для чего мы читаем с вами юмористические, сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?(Ответы)
- Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев». (Приложение I) (СЛАЙД 5)
1. Полицейский надзиратель (Очумелов);
2. Городовой (Елдырин);
3. Золотых дел мастер (Хрюкин)
4. Фамилия генерала ( Жигалов)
А вот почему такие у них фамилии, вы попробуете догадаться сами. Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Каждая группа проведет исследование, а потом мы это обсудим.
Работа в группах (5-10 минут). Самостоятельная работа
1 группа:
Вопросы:
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их. (Примерный ответ: художественная деталь — выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ, которая помогает раскрыть образ героя. В рассказе художественными деталями являются: шинель, палец, конфискованный крыжовник. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Окровавленный палец Хрюкина)
2 группа:
Вопросы:
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
(СЛАЙД 13)Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику? (Примерные ответы: Очумелов - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень.
Хрюкин – свинья, хрюкать. Елдырин - от «елдыра» или «елдыга», то есть очень жадный человек. Однако, он вынужден прислуживать Очумелову, то есть служивый человек. Елдырин не высказывает своего мнения при начальстве. Фамилии у героев говорящие.
3 группа
Вопросы:Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
4 группа:
Вопросы:Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции? (СЛАЙД 18)
(Примерный ответ. Композиция- это строение произведения. Элементы композиции: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В рассказе «Хамелеон»:
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя)
Ответы групп. Итак, слово предоставляется 1 группе ( Заслушивается ответ 1 группы) (СЛАЙД 6)
Дополнения учителя 1 группе
(СЛАЙД 7)Вопросы всему классу: - Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? ((Ответ: крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!)
(СЛАЙД 8)Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица в пользу государства)
-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.
(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)
Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
(СЛАЙД 9)- Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.
- В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто". Определите лексическое значение этих слов .(Слайд; шинель)
- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?
Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.
- Ребята, у вас тоже когда-то дедушки, прадедушки служили в армии, одевали шинели. Шинель для них в походах заменяла и одеяло, служила подушкой, грела их в суровую погоду. Некоторые даже и сейчас хранят свою военную форму. Ребята, когда вы будете в гостях поинтересуйтесь. А теперь шинель входит в военную форму? Ответы. Теперь их заменили легкие, теплые, удобные пуховики. Вот форма наших солдат участников Специальной военной операции. Желаем нашим вернуться живыми и здоровыми. И мы знаем победа будет за ними. Мы победим нацизм. (СЛАЙД 10)
Следующая деталь – палец. Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.
Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
V. Физкультминутка (СЛАЙД 11) 2 мин
Переходим ко 2 группе. ( Заслушивается ответ 2 группы)
Дополнения учителя ко второй группе:
- Приём “говорящих имён и фамилий” вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. (СЛАЙД 14)
Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.
- Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами) (СЛАЙД 15)
- Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).
- Для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику
Заслушаем ответ 3 группы. ( Заслушивается ответ 3 группы) (СЛАЙД 16)
Дополнения учителя 3 группе:
Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект. (СЛАЙД 17)
Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Заслушаем ответ 4 группы. ( Заслушивается ответ 4 группы)
Дополнения учителя ответа 4 группы (СЛАЙД 18)
Писателя не интересуют события. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя
(СЛАЙД 19)– Итак, вы хорошо поработали, теперь давайте сделаем вывод, при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.).
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали.
2) “Говорящие” фамилии.
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (СЛАЙД 20)
– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Что это за животное? В прямом или переносном значении употреблено это слово?
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа? (СЛАЙД 21)
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? Какого человека мы называем Хамелеоном?
Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.
(СЛАЙД 22)- Что такое юмор? И что такое сатира?
Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
– Рассказ юмористический или сатирический?
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
- Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)
Итог урока
– Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались (Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие).
– На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочках с теми качества, которые должны быть с вами всегда (Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим и т.д).
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
VI. Заключение.
Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»
- «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»
Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!
Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!
VII. Рефлексия (на слайде) (СЛАЙД 23)
Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке. Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок, выберите смайлик в зависимости от своего настроения
У вас на партах лежат лист самооценки, оцените свою работу на уроке
VIII. Домашнее задание: (на слайде) (СЛАЙД 24)
Приложение
Лист самооценки
Ф.И. ученика ____________________
Критерии | Моя оценка | Оценка учителя |
1.Ответы на вопросы учителя 2.Решение кроссворда | | |
2. Работа в группе | | |
3. Принимала активное участие на уроке | | |
2. Очумелов, Елдырин, Хрюкин, Жигалов
На доске плакат «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие, жестокость.
Доброта, искренность, милосердие, уважение, честность, ответственность, скромность, справедливость. (Листочек дерева)
Плакат дерева
Карточка №1
1 группа:
Вопросы:
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.
Карточка №22 группа:
Вопросы:
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
Карточка №3
3 группа
Вопросы: Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Карточка №4
4 группа:
Вопросы:
Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?
Ложь
Подхалимство
Лицемерие
Грубость
Хамство
Высокомерие
Самолюбие
Жестокость
Доброта
Искренность
Милосердие
Уважение
Честность
Ответственность
Скромность
Справедливость