Урок литературы в 6 классе «А.С. Грин. «Алые паруса»: контраст как способ характеристики и мироощущения героя: Ассоль» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.
Тема. А.С. Грин. «Алые паруса»: контраст как способ характеристики и мироощущения героя: Ассоль.
Цель:
- совершенствовать умения и навыки работы с текстом произведения;
- развивать логическое и образное мышление;
- лексическая работа;
- эстетическое и нравственное воспитание;
- развитие речи.
Как страшно мне,
что люди привыкают,
открыв глаза,
не удивляться дню…
Ловить Жар-птицу
для жаркого с кашей.
А Золотую рыбку – для ухи.
Р. Рождественский
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Составить словосочетания со словами, однокоренными с «обыватель», «пошлость», «изгой».
Привести примеры контрастных изображений в «Алых парусах».
(Матросы с «Секрета», которым надо было как-то привычно и буднично объяснить покупку огромного количества алого шёлка, - и Грэй с его стремлением мечту сделать явью; родители Грэя – и он сам; красивая, поэтичная встреча Грэя и Ассоль – и примитивность, ущербная простота проявления чувств у людей, упрощённо воспринимающих жизнь).
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Беседа с комментариями учителя.
- Попробуйте найти аллегорические образы, которые могли бы аккумулировать в себе уже названные противопоставления.
(Итак, есть люди, умеющие видеть небо, а есть – только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть брюхоногие).
Подвести итог нашим наблюдениям над контрастом как основным художественным приёмом «Алых парусов» можно строками из стихотворения Ю. Поройкова:
Один булыжник видит под ногами,
Другой – звезду, упавшую на снег.
- Какие художественные детали подчёркивают «крылатость» обоих героев, их умение подниматься над рутиной и буднями?
(Например, вот Грин рассказывает нам обобщении Ассоль с природой: Ассоль «встала на краю обрыва… Глубокая, непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в ней. Она разбрасывала её взглядом за горизонт, откуда лёгким шумом береговой волны возвращалась она обратно, гордая чистотой полёта»; в Грэе автор тоже отмечает «странную летящую душу»).
- Чем вызвано одиночество Ассоль и права ли она, отгородившись от большинства? (Возможно, стоило бы найти какие-то точки соприкосновения с жителями Каперны и стараться быть, как все? Ведь право всегда большинство?.. Тогда останется только (обращение к строфе Р. Рождественского на доске – ко второй части)»ловить Жар-птицу…». Однако Ассоль в такой роли нам наверняка представить невозможно, скорее, от её имени могла бы прозвучать первая часть строфы (читается). Когда-то Марк Аврелий, римский император, сказал: «Лучший способ защититься – не уподобляться». Ассоль, интуитивно осознав эту истину (к тому же перед её глазами был пример отца), сделала её своим кредо.
- Попытаемся наглядно представить качества характера, взгляды на окружающий мир героини «Алых парусов» и обывателей Каперны.
Обыватели Каперны | Ассоль |
Грубость; вульгарность; жестокость; пошлость; ограниченность; приземлённость; неумение и нежелание мечтать; неспособность воспринимать прекрасное | Нежность; доброжелательность; приветливость; незлопамятность; умение верить и мечтать; тонкое чувство прекрасного в природе и людях |
(При работе над этой несложной таблицей ребята, безусловно, вспомнят и о словах Эгля о жителях Каперны, которые «не рассказывают сказок… не поют песен. А если рассказывают и поют,то… это истории… с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом», и о случае с угольщиком и его расцветшей корзиной, и другие фрагменты повести).
Учитель. Хочу процитировать слова великого восточного мудреца Омара Хайями, созвучное рассматриваемой проблеме «человек и среда» и делающее понятным контраст между Ассоль и Каперной:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два вечных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
По сути, подобная ситуация противостояния героя, имеющего собственную позицию, и толпы, стремящейся сломать личность, уподобить себе, характерна и для реальной жизни. К этому надо быть готовым.
- Что поддерживало в Ассоль мечту об алых парусах? В чём она находила утешение в своём одиночестве?
- Как объяснить авторское определение своей героини – «живое стихотворение»? А какой вы себе представляете Ассоль?
Обращение к репродукции картины Ю. Масютина «Ассоль».
- Опишите несколькими определениями взгляд изображённой художником девушки (мечтательный; долгий; затуманенный; пытливый; пристальный; как бы испытывающий; ожидающий; задумчивый и т. д.).
Подведение итогов урока.
- Что отличает Ассоль от жителей Каперны и её сверстников?
(Ассоль, героиня «Алых парусов», оказывается выше людской злобы и ненависти, насмешек и издевок, отчуждённости и непонимания. Крылья мечты и любви в душной бездуховной бездуховной атмосфере Каперны позволяют ей парить над хаосом и грязью будничной повседневной жизни, сохраняя тем самым свою душу в незапятнанной нравственной чистоте).
Домашнее задание. Дочитать повесть до конца. Подобрать цитатный материал к образам Ассоль и Грэя.