СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе «А.С. Грин. «Алые паруса»: контраст как способ характеристики и мироощущения героя: Ассоль».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Материал данного урока помогает учащимся правильно понять отношение Ассоль к жителям Каперны, её мотивацию верить в чудо, в реализацию мечты. Она поднимается выше всякого зла, олицетворением которого являются сами люди. Работа над образом героини способствует умению анализировать художественное произведение, приводить примеры из текста, развивает творческие способности, воспитывает понятие о душевной красоте человека. Кто знает, может, запало зерно добра в детские души и кто-то тоже поверит в сказку и дождётся алых парусов? Ведь у ребят всё впереди.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе «А.С. Грин. «Алые паруса»: контраст как способ характеристики и мироощущения героя: Ассоль».»

Урок литературы в 6 классе «А.С. Грин. «Алые паруса»: контраст как способ характеристики и мироощущения героя: Ассоль» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. А.С. Грин. «Алые паруса»: контраст как способ характеристики и мироощущения героя: Ассоль.

Цель:

- совершенствовать умения и навыки работы с текстом произведения;

- развивать логическое и образное мышление;

- лексическая работа;

- эстетическое и нравственное воспитание;

- развитие речи.

Как страшно мне,

что люди привыкают,

открыв глаза,

не удивляться дню…

Ловить Жар-птицу

для жаркого с кашей.

А Золотую рыбку – для ухи.


Р. Рождественский


Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Составить словосочетания со словами, однокоренными с «обыватель», «пошлость», «изгой».

  2. Привести примеры контрастных изображений в «Алых парусах».

(Матросы с «Секрета», которым надо было как-то привычно и буднично объяснить покупку огромного количества алого шёлка, - и Грэй с его стремлением мечту сделать явью; родители Грэя – и он сам; красивая, поэтичная встреча Грэя и Ассоль – и примитивность, ущербная простота проявления чувств у людей, упрощённо воспринимающих жизнь).


  1. Постановка целей и задач урока.


  1. Работа над темой урока.



  1. Беседа с комментариями учителя.

- Попробуйте найти аллегорические образы, которые могли бы аккумулировать в себе уже названные противопоставления.

(Итак, есть люди, умеющие видеть небо, а есть – только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть брюхоногие).

Подвести итог нашим наблюдениям над контрастом как основным художественным приёмом «Алых парусов» можно строками из стихотворения Ю. Поройкова:

Один булыжник видит под ногами,

Другой – звезду, упавшую на снег.


- Какие художественные детали подчёркивают «крылатость» обоих героев, их умение подниматься над рутиной и буднями?

(Например, вот Грин рассказывает нам обобщении Ассоль с природой: Ассоль «встала на краю обрыва… Глубокая, непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в ней. Она разбрасывала её взглядом за горизонт, откуда лёгким шумом береговой волны возвращалась она обратно, гордая чистотой полёта»; в Грэе автор тоже отмечает «странную летящую душу»).


- Чем вызвано одиночество Ассоль и права ли она, отгородившись от большинства? (Возможно, стоило бы найти какие-то точки соприкосновения с жителями Каперны и стараться быть, как все? Ведь право всегда большинство?.. Тогда останется только (обращение к строфе Р. Рождественского на доске – ко второй части)»ловить Жар-птицу…». Однако Ассоль в такой роли нам наверняка представить невозможно, скорее, от её имени могла бы прозвучать первая часть строфы (читается). Когда-то Марк Аврелий, римский император, сказал: «Лучший способ защититься – не уподобляться». Ассоль, интуитивно осознав эту истину (к тому же перед её глазами был пример отца), сделала её своим кредо.


- Попытаемся наглядно представить качества характера, взгляды на окружающий мир героини «Алых парусов» и обывателей Каперны.


Обыватели Каперны

Ассоль

Грубость;

вульгарность;

жестокость;

пошлость;

ограниченность;

приземлённость;

неумение и нежелание мечтать;

неспособность воспринимать прекрасное

Нежность;

доброжелательность;

приветливость;

незлопамятность;

умение верить и мечтать;

тонкое чувство прекрасного в природе и людях



(При работе над этой несложной таблицей ребята, безусловно, вспомнят и о словах Эгля о жителях Каперны, которые «не рассказывают сказок… не поют песен. А если рассказывают и поют,то… это истории… с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом», и о случае с угольщиком и его расцветшей корзиной, и другие фрагменты повести).

Учитель. Хочу процитировать слова великого восточного мудреца Омара Хайями, созвучное рассматриваемой проблеме «человек и среда» и делающее понятным контраст между Ассоль и Каперной:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два вечных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.


По сути, подобная ситуация противостояния героя, имеющего собственную позицию, и толпы, стремящейся сломать личность, уподобить себе, характерна и для реальной жизни. К этому надо быть готовым.


- Что поддерживало в Ассоль мечту об алых парусах? В чём она находила утешение в своём одиночестве?

- Как объяснить авторское определение своей героини – «живое стихотворение»? А какой вы себе представляете Ассоль?




  1. Обращение к репродукции картины Ю. Масютина «Ассоль».

- Опишите несколькими определениями взгляд изображённой художником девушки (мечтательный; долгий; затуманенный; пытливый; пристальный; как бы испытывающий; ожидающий; задумчивый и т. д.).

  1. Подведение итогов урока.

- Что отличает Ассоль от жителей Каперны и её сверстников?

(Ассоль, героиня «Алых парусов», оказывается выше людской злобы и ненависти, насмешек и издевок, отчуждённости и непонимания. Крылья мечты и любви в душной бездуховной бездуховной атмосфере Каперны позволяют ей парить над хаосом и грязью будничной повседневной жизни, сохраняя тем самым свою душу в незапятнанной нравственной чистоте).


  1. Домашнее задание. Дочитать повесть до конца. Подобрать цитатный материал к образам Ассоль и Грэя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!