СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе «Стихосложение. Стихотворные размеры»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Стихотворные размеры»

Урок «Стихосложение. Стихотворные размеры» (Записать в тетрадях)

(Урок закрепления знаний)

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить
 

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Цели и задачи: выявить отличия стихотворной речи от прозаической, закрепить знания о  стихотворных размерах,  попрактиковаться в определении размеров стихотворения, вспомнить способы рифмовки и познакомить с видами рифм, повторить тропы и определить их значение для стихотворной речи.

1.Вступительное слово учителя + фронтальная работа.

Что такое поэзия?

Один стихотворец определил её так:

«Разберите стихи на слова,
Отбросьте бубенчики рифм, 
Ритм и размер, 
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если всё же останется что-то,
Это и будет поэзия».

Как образовано  слово «стихотворение»? (на доске)

(В слове два корня – -стих- и -твор-.)

Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

А чем пользуется поэт? (Словом.)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.

Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

2.Повторение.

Задание 1.

Определите вид тропа.

1.Уж близок полдень. Жар пылает.

 Как пахарь, битва отдыхает. (сравнение + олицетворение)

 (А. С. Пушкин)

2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

 Только там, где дремлют камыши,

Чья-то песня слышится печальная,

 Как последний вздох души. (К. Бальмонт)   (олицетворение, эпитет, сравнение)    

3.В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин) (метафора)

 Зачем поэты используют литературные тропы?

(Вводя тропы в текст, автор хочет, чтобы его не только услышали, но и представили, увидели изображенные словом картины. Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение. Кстати, тропы уместны не только в поэзии, но и в художественной прозе.)

Задание 2.

Слайд 4. Уберите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:

За окном ветерок веселится,
То подпрыгнет, то притаится,
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.

 

За окном ветерок……………………………..

…………………………………………………..

И листочки ……………… по дорожке,

…………………………………………………

Что получилось?

(Скупой текст, никаких ярких образов. Читать неинтересно. Так может сочинить каждый).

 Стихи напоминают прогулку по лесу, ведь чтобы понять стихотворение, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным, как во время сбора грибов. Так мы и ищем тропы, словно заблудившиеся грибники тропинку в лесу. А найдя, радуемся, потому что это помогает нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам представить нарисованную словами картину. Да, трудно представить себе стихи без тропов.

А без чего ещё, по-вашему, не могут существовать стихи? (Без рифмы.)

Что такое рифма? (Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.) (Записать в тетрадях)

Какие три вида рифмы вы знаете? (Слайд 6)

Определите вид рифмы (Слайды 7,8,9)

                                                      Рифма:

1.     Парная (смежная):

Выткался на озере алый свет зари,                           А

На бору со звонами плачут глухари.                        А

 Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.               Б

Только мне не плачется - на душе светло.               Б

                          С.А. Есенин

  2.     Перекрёстная:

Унылая пора! Очей очарованье!                           А

Приятна мне твоя прощальная краса-                  Б

Люблю я пышное природы увяданье,                  А

В багрец и в золото одетые леса…                       Б

                   А. С. Пушкин

 3.     Кольцевая (опоясывающая):

Глядел я, стоя над Невой,                                      А

Как Исаака-великана                                              Б

Во мгле морозного тумана                                     Б

Светился купол золотой.                                        А

           Ф. И. Тютчев

 Мужская и женская рифма?

(Слайд 10)

Мужская рифма – с ударением на последнем слоге (окно – давно).

 Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).

В небе тают облак`а,  (мужская)

И, лучистая на зн`ое,  (женская)

В искрах катится рек`а, (мужская)

Словно зеркало стальн`ое.  (женская)



Практическая работа Определить способ рифмовки

Что ещё, кроме рифмы, организует стихотворную речь?

 (Ритм).

Ритмом называют равномерное повторение чего-то одинакового. Многое в нашей жизни  основано на ритме. Докажите это.

  • ритмичное повторение времени суток (день – ночь – день – ночь – …);

  • ритмичное повторение времен года (зима – весна – лето – осень – …);

  • ритмичное биение сердца (тук – тук – тук – тук - …);

  • ритмичное раскачивание маятника часов (тик – так – тик – так- … и т. д.

Ритм обязательно есть и в стихотворении (даже если в нем нет рифмы). Стихотворение можно “продирижировать” равномерными отмашками руки, можно “отстукать”, “отхлопать”. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. А чтобы хорошо понять и прочитать стихи, надо непременно прислушаться к музыке ритма, при чтении подчиниться ему.

проведем лингвистический эксперимент – сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Слайд 11

Ученик (первое чтение):

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем

- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим? («по корням», «сорвали», «до утра»).

Второе чтение: ( Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное ударение в словах: «по корням», «сорвали», «до утра»)

- Что изменилось?( Ритм) Действительно, стихотворение словно рассыпается, теряя энергетику, ритм.

Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.



3.Практическая работа.

Слайд 12.+ карточки + на доске

Задание 3.
Сравним 2 предложения:

1.     Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…

Смысл в обоих предложениях один и тот же?

 Однако где речь стихотворная, а где прозаическая?



 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

(1 – стих. речь, 2 – проза. Вывод: нет ритма – нет стихотворения!)

Значит, чтобы получилась стихотворная строка, необходимо равномерное повторение ударных и безударных слогов.

Слайд 12

Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая – нет.)

Слайд 13.

Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение:

 

Астры осыпаются в садах,                                   

Под окошком желтеет стройный клён,               

И холодный туман на полях                                

Неподвижно белеет целый день…                       

 

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет…

 

Трудно? Конечно, трудно. И без таланта и знаний здесь не обойтись.

Обращение к эпиграфу

4.Новый материал.

Цель нашего сегодняшнего урока – научиться отличать ямб от хорея. Обобщить и закрепить наши знания на практике

Слайд 13.

Расскажите, какие размеры стиха вам известны?

Слайды 14-15

Стопа – это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе.

Пиррихий, спондей?

- Выполняется групповое (по 2 человека) тестирование за компьютером : исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров (приложение ЭОР №2 )

с помощью тренажеров ЦОР определите стихотворный размер баллады В.А.Жуковского

6. Выводы.

У каждого искусства свои правила. Чтобы создать настоящее произведение искусства, музыканту надо до тонкостей постичь особенности своего инструмента, певцу – много трудиться, чтобы поставить голос, художнику тоже нужно пройти серьёзную школу, чтобы создать достойное творение.

Поэт должен научиться умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств – умение придать своей фразе поэтическое звучание. Для этого и нужно знание существующих в родной поэзии размеров.

7. Повторение в конце урока.

1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?

2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?

3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?

4. Какова роль тропов в стихотворении?

Дом задание (задание после темы «трехсложные размеры стиха)

Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 

Урок закончен.



Интернет – ресурсы: http://eor.edu.ru



Просмотр содержимого документа
«к распечатке»

 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…



 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…

 

Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…

 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…

 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…



 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…



 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…

 Разбейте на слоги стихотворную строку, расставьте ударения, обозначьте  ударные и безударные слоги 

1.  Новый день, шумя, приходит в город…

2.     Шумя, в город приходит новый день…

В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.


1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 





В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.


1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 



В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.


1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 





В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.


1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 





Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем



Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем













































Определить стихотворный размер

Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.




Люблю розу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…




Снова над бездной, опять на просторе-

Дальше и дальше от тесных земель!

В широкошумном качается море

Снова со мной корабля колыбель.








Определить стихотворный размер

Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.




Люблю розу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…




Снова над бездной, опять на просторе-

Дальше и дальше от тесных земель!

В широкошумном качается море

Снова со мной корабля колыбель.









Определить способ рифмовки

  1. Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой…

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

  1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

  1. Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

  1. Отчего на прозрачный румянец ланит

Я порою гляжу с непонятною злостью

И боюсь за воздушную гостью,

Что, как призрак, она улетит.

  1. Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.



Определить способ рифмовки

  1. Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой…

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

  1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

  1. Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

  1. Отчего на прозрачный румянец ланит

Я порою гляжу с непонятною злостью

И боюсь за воздушную гостью,

Что, как призрак, она улетит.

  1. Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.



Просмотр содержимого документа
«циф ресурс»

Приложение к плану-конспекту урока

О стихотворных размерах




ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР




Название

ресурса

Вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«О стихотворных размерах»




презентация





2

Исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров №203805

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5c216c2-7d9f-4ea7-a079-ccffb07c1701/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54b

3. Интернет – ресурсы: http://eor.edu.ru







































Приложение к плану-конспекту урока

О стихотворных размерах





ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР





Название

ресурса

Вид

ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«О стихотворных размерах»




презентация





2

Исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров №203805

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5c216c2-7d9f-4ea7-a079-ccffb07c1701/?from=e9da2b94-30de-4757-a152-119d54b


3

Определите стихотворный размер стихотворения

«Парус»

М.Ю.Лермонтова

№203560

ЭОР

интер-

активное

задание

тренажер

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a80fcb6-9489-4b23-be30-8661c9ff6d16/?from=31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a&


4

Определите стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова

«Три пальмы»

№203645


ЭОР

интерак-

тивное задание

тренажер

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/431f08d2-b1b3-4507-9439-3b11487fc436/%5BLI6RK_7-03%5D_%5BTR_03%5D.swf