Тема урока: «Баллада»
(6 класс)
Цели урока:
- образовательные: повторить основные литературоведческие понятия (род, жанр и т.д.), выявить характерные черты баллады как лиро-эпического жанра; получить представление о жанре баллады в истории мировой литературы; вспомнить некоторые средства художественной выразительности (анафора, антитеза); познакомиться с устаревшими словами, использованными в балладе.
- развивающие: определять по характерным признакам произведения, написанные в жанре баллады; совершенствовать умение анализировать текст, находить в нём различные средства художественной выразительности и определять их функции; совершенствовать умение анализировать интерпретации художественного произведения другими видами искусства.
- воспитательные: формировать представление о добре и зле; воспитывать чувство языка; прививать любовь к классической музыке.
Ход урока
Орг.момент
У: Здравствуйте, садитесь.
Актуализация знаний
-Давайте вспомним, какие 3 литературных рода выделяются в литературоведении? (эпос, лирика, драма)
-Чем они отличаются друг от друга?
(Эпические произведения изображают события и действия персонажей, лирические передают переживания и чувства личности, драматические, тоже воспроизводя действия, построены иначе, чем эпические: они состоят из диалогов и монологов, отдельных реплик персонажей и авторских ремарок.)
Знакомство с новым понятием
Как вы думаете, что такое баллада?
-Баллада – это лиро-эпическое произведение.
Откройте ваши тетради, запишите тему.
Тема: Баллада как лиро-эпический жанр
У: Обратимся к строкам, откуда было взято название нашего урока:
Пускай баллады ― бабьи сказки,
Пусть черт качает в них горой;
Но в них я вижу слог живой,
Воображенье, чувство, краски…
П. А. Вяземский
В произведениях лиро-эпического жанра сочетаются признаки эпоса и лирики. От лирики – переживания лирического героя повествователя, от эпоса – описание событий и действий персонажей.
Слово баллада произошло от итальянского ballare ‘плясать’. Какие слова в СРЯ также связаны исторически с этим корнем? (балет, бал). И в самом деле, первоначально баллада была лирической хороводной песней.
Итак, давайте будем разбираться, каковы же основные признаки баллады?
Записываем в тетрадь.
-
стихотворная форма;
-
фантастический или исторический сюжет;
-
небольшой размер;
-
прерывистый сюжет, эпизодичность, фрагментарность;
-
чаще всего мрачный, меланхолический тон.
Теперь систематизируем наши знания о балладе, изучив следующую схему.
(Один из учеников комментирует схему-дерево.)
Баллада – очень популярный жанр в истории мировой литературы, причём различают баллады народные и авторские.
Народные: английские баллады о Робин Гуде, русские «Ванька-ключник», «Горе», «Сокол и ворона».
Авторские: «Песня нищих» Р. Бёрнса, «Замок Смальгольм» В. Скотта, «Лесной царь» И. В. Гёте, «Светлана» В. А. Жуковского (вообще, Батюшков назвал Жуковского «балладником»), «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, «Василий Шибанов» А. К. Толстого и др.
Минутка отдыха (на экран)
Знакомство с балладой «Лесной царь»
Остановимся более подробно на балладе «Лесной царь» В. Гёте в переводе В. А. Жуковского.
Существует несколько названий: Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig). Написана в 1782 году. В. А. Жуковский перевёл её на русский язык в 1818 г. Также существует ещё несколько русских переводов, а том числе А. А. Фета и А. А. Григорьева.
Сейчас мы прочитаем эту балладу по лицам: один человек – автор, второй – отец, третий – ребёнок, четвертый – Лесной царь.
У: Поблагодарим наших прекрасных чтецов. А теперь перейдём непосредственно к анализу текста.
Анализ баллады «Лесной царь»
1) Во-первых, выясним, все ли слова нам тут понятны? Объясните значения слов:
Чертог
- пышное, великолепное здание; дворец.
Ср. Всечасно дивною игрою Твой слух лелеять буду я; Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря. Лермонтов, Демон.
Перл
- жемчужина. Ср. Увы, ни камни ожерелья, Ни сарафан, ни перлов ряд, Ни песни лести и веселья Ее души не веселят… Пушкин, Руслан и Людмила.
Ветла
- дерево сем. ивовых. Ср. Из окна было видно - озеро, окруженное, точно рамкой, косматыми ветлами, с их низкими, голыми стволами и серой зеленью. Куприн, Молох.
2) Докажем, что этот текст является балладой. (стихотворная форма, фантастический сюжет, небольшой объём, мрачный тон.)
3) Как в этом тексте проявлена эпизодичность, фрагментарность, характерная для баллад? (за исключением первой и последней строфы мы не слышим голоса автора, мы не видим, что происходит, нам представлены лишь реплики героев)
4) Как вы считаете, особенности какого литературного рода Гёте, а за ним Жуковский привлекают в свой текст? (драмы) Именно поэтому нам удалось прочитать балладу по лицам.
5) Как Лесной царь искушает ребёнка? Приведите примеры из текста.
Жуковский:
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
Сравните, каким образом обещания Лесного царя переданы в другом русском переводе, у Аполлона Александровича Григорьева.
«Ко мне, мой малютка, со мною пойдём,
Мы славные игры с тобой заведём…
Много пёстрых цветов в моём царстве растёт,
Много платьев златых моя мать бережёт».
«Ну же, малютка, не плачь, не сердись.
Мои дочки тебя, чай, давно заждались.
Мои дочки теперь хороводы ведут;
Закачают, запляшут тебя, запоют…»
Какое средство художественной выразительности использует А. А. Григорьев в своём переводе? (анафора – единоначатие). Для чего он это делает? (чтобы показать настойчивость Лесного царя, который всеми путями убеждает ребёнка отдаться ему)
Как вам кажется, почему ребёнок не соглашается на посулы Лесного царя? (он чувствует зло, он любит свою семью)
6) Каково эмоциональное состояние ребёнка и отца? Давайте посмотрим, как отец отвечает на испуганные крики сына:
«О нет, то белеет туман над водой».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
Какой художественный приём использован в диалоге отца и сына? (антитеза: встревоженные, испуганные реплики сына и спокойные, безразличные, на первый взгляд, реплики отца)
7) Но можно ли говорить о полном спокойствии и безразличии отца? (нет, он беспокоится о ребёнке, он хочет скрыть свой страх, чтобы не напугать его ещё больше). Как мы это можем понять? (не из реплик, но и авторской речи: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?»; «Ездок оробелый не скачет, летит»; «Ездок погоняет» = спокойствие отца мнимое, здесь прослеживается антитеза между речью и действиями).
8) Почему только ребёнок видит Лесного царя, а его отец нет? (С одной стороны, это можно объяснить болезнью ребёнка, у него горячка, галлюцинации. Но в балладе можно видеть и метафорический смысл: для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. Чистая душа ребёнка наиболее восприимчива к злу. Взрослый же человек зачерствел, обленился, ему удобно не замечать зла вокруг).
9) Каким средством Гёте, а за ним Жуковский подчёркивает трагичность развязки, её неожиданность? (многоточие, которое разделяет последние строки)
В 1815 году это стихотворение произвело необычайное впечатление на тогда еще неизвестного восемнадцатилетнего немецкого композитора Франца Шуберта, и он написал музыкальную балладу на слова Гёте. Внимательно послушаем её и обратим внимание, какими музыкальными средствами пользуется Шуберт для передачи баллады Гёте.
Итог урока
- Итак, давайте ещё раз вспомним, что такое баллада как литературное произведение и какими характерными чертами она обладает? Какие баллады вы запомнили? Сегодня мы увидели, что хотя некоторые и считают, что «баллады – бабьи сказки», в них скрыта народная многовековая мудрость, глубокий философский смысл и, конечно, настоящая сокровищница выразительных средств.
Домашнее задание:Прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана» и принести текст.
Спасибо за урок, до свидания.
Литература:
1. Бусова Е. В. Интерпретация баллады И.В. Гете "Лесной царь" с привлечением музыки. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/521128/ (дата обращения: 18.03.12).
2. Приставкина И. В., Ягодина Т.А. Интегрированный урок (литература + немецкий язык + музыка) по теме "Взаимодействие слова и музыки в балладе "Лесной царь". URL: http://festival.1september.ru/articles/572010/ (дата обращения: 18.03.12).
3. Секачева Е. В., Смоличева С. В. Русская литература: Новая популярная энциклопедия, М 2001.