Мотивационный этап | Приветствует. Мотивирует к обучению. Число, классная работа Работа с эпиграфом: « Вы поедьте по своим местам, Вы чините везде такову славу, Что Святая Русь не пуста стоит, На Святой Руси есть сильны могучи богатыри.». Народное творчество | Слушают учителя. Формулируют Цели обучения. | Формирование атмосферы исследования. Формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке. |
Освоение нового | Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. Слово учителя До нас дошел героический эпос русского народа — сказания о древних героях, русских богатырях. . Самым древним видом устного эпоса являются былины. Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже —старинками, так как слово былина обозначало в народной речи былое, реально существовавшее... Словарь лит.терминов. Терминологическая работа: былина, богатырь, сказитель. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Записывают определения в тетрадях. | Оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. Установление правил продуктивной работы |
Этап самостоятельной работы | Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. 1) Работа с учебником: чтение и анализ былины — Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему? — О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? — Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его. -Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку? Зачитайте ее. -Каково основное содержание былины? Лексическая работа Труженик от слова труд — 1) человек, занимающийся каким-либо делом вообще или определенным трудом в данный момент, т. е. занятый работой; 2) человек, прилагающий усилия для создания чего-либо, необходимого людям; 3) (эмоционально-экспрессивная оценка) человек, который много и упорноработает и при этом любит трудиться. -Можем ли мы определить, какой персонаж является здесь главным? Аргументируйте свой ответ. — Когда мы узнаем имя главного героя этой былины? — Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? (Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. ) Лексическая работа: Селянин от слова село-человек, живущий в селе или сельской местности. Село от слова селиться на земле, определенной территории. — Какова здесь основная мысль? (Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении -пахарь.) Словесное рисование (характеристика героя) — Посмотрите на задание № 5 из вашего учебника литературы. Как называется прием, при помощи которого вы должны выполнить это задание? Итак, какими мы представляем себе героев этой былины — князя Вольгу Святославича и крестьянина Микулу Селяниновича? | Выполняют задания. Записывают значения слов. Составляют план на доске, пересказывают с опорой на план. | Сотрудничество в поиске, обработке информации; построение монологического высказывания.. Включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. Определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап включения в систему знаний и повторения | Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление. Аналитическая беседа. Работа с текстом былины: характеристика героев. — Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса. — Найдите в тексте былины описание князя Вольги Святославича. Как его характеризует автор произведения? Какие черты характера князя и его мысли выделяет автор? — Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя? — Найдите в тексте былины постоянные эпитеты. — Что вы можете сказать об употреблении в былинах такого приема, как гипербола? — Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения? — Нравится ли вам князь Вольга Святославич? Объясните почему. Свой ответ подтвердите цитатами из текста. — Найдите в тексте былины описание пахаря, Микулы Селяниновича. Зачитайте его. — Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? — Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? — За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) — За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.) — Что, на ваш взгляд, хотел передать нам безымянный автор былины ее содержанием? Каков основной смысл этого произведения? | Выполняют задания | Сотрудничество в поиске, обработке информации; построение монологического высказывания. Включение в деятельность по составлению алгоритмов, памяток. Определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап рефлексии | Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Задает домашнее задание: выразительное чтение и художественный пересказ былин, наизусть; инд. задание: подобрать иллюстративный материал к циклу былин об Илье Муромце | Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке | Отображение в речи совершаемых действий. Проектирование способов деятельности на основе выявленных затруднений. Выработка маршрута по преодолению затруднений. |