СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме "Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока будет полезна учителям литературы при изучении повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме "Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия"»

Урок литературы в 7 «В» классе

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия.


УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина – М., Просвещение, 2017

Технология: проблемного обучения

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель: понимание проблематики повести.

Задачи:1) образовательная: понять творческий замысел писателя через анализ его произведения;

2) деятельностные: развивать умение работать с информацией, навыки изучающего чтения, монологическую речь, способности к мыслительной и творческой деятельности; формировать потребности анализировать, сопоставлять, обобщать;

3) воспитательная: воспитывать патриотизм, уважительное отношение к мнению других.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;

  2. совершенствовать навыки подробного и выборочного пересказа;

  3. умение характеризовать литературного героя;

Метапредметные:

  1. умение перерабатывать полученную информацию;

  2. взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;

  3. способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Личностные:

  1. уважительное отношение к личности писателя;

  2. стремление к речевому самосовершенствованию, творчеству;

  3. пополнение словарного запаса;

  4. способность к самооценке, самоанализу;

  5. стремление к успешности.

Оборудование: ПК/ноутбук учителя; интерактивная панель.



Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный


Приветствие, озвучивание темы урока (Слайд 1)

Записывают дату, тему урока


2. Актуализация










Было время – на Украине

Пушки грохотали.

Было время – запорожцы

Жили-пировали.

Пировали, добывали

Славы, вольной воли.

Все то минуло - остались

Лишь курганы в поле.

Те высокие курганы,

Где лежит зарыто

Тело белое казачье,

Саваном повито.

И чернеют те курганы,

Словно горы в поле,

И лишь с ветром перелетным

Шепчутся про волю.


- Посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено? (Степь). Какой вы ее видите? Опишите.

- С какими словами ассоциируется у вас степь?

(Степь – воля, свобода, простор, ветер)

- Кто из героев повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" часто использует эти слова в своей речи? (Тарас, запорожские казаки.

-Назовите качества, какими должен обладать истинный казак? (Составление кластера на доске). (Примерные ответы учащихся: честь, достоинство, храбрость, чувство долга, служение Родине)


















Участие в беседе






Составление кластера


3. Создание учебного затруднения и определение способов его преодоления.







-Кто главные герой повести Н.В. Гоголя? (Тарас Бульба и его сыновья: Остап и Андрий)

- Давайте составим литературный портрет Тараса Бульбы. (Составление кластера). (Примерные ответы учащихся: запорожский казак преклонных лет со сложным характером, очень редко бывает дома, вспыльчивый, но при этом смелый и непоколебимый).

- Как воспитывал Тарас сыновей? (Строго, был требовательным. До 12-и лет дети жили с родителями, вели вольную жизнь. Затем их отдавали учиться в бурсу. В бурсе они учились 8 лет.)

-Просмотр видеофрагмента (4,05 мин).

- В чем видит смысл жизни старый казак? Чему он хочет научить своих сыновей? Какие жизненные ценности и представления хочет Тарас Бульба утвердить в сознании своих сыновей? (Ласковое слово "сынку" свидетельствует о его любви к сыновьям, о радости их возвращения. Но эта радость и от того, что они вернулись к казацкой жизни, для Тараса – единственно подлинной жизни. "Это все дрянь – плевать на все это!" – говорит Тарас сыновьям. Умение отсекать "лишнее", чужое необходимо казаку, выбравшему бранный путь. Семья, любовь к женщине в этой жизни также неизбежно лишнее. Главное – это товарищи, бой за Отчизну, вера в Бога).

- Воспитывались сыновья одинаково, но Остап погиб как герой, и отец был горд за него, а Андрий принял смерть от отца своего. Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А теперь я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, и может быть, именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос (записать вопрос в тетради).

Составление кластера















Аргументированное высказывание предположений
















Запись вопроса



4. Деятельностный этап.

  1. Работа с текстом

Учащиеся делятся на 4 группы, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы, подтверждая свои слова найденными цитатами.

Задания

1 группа (образ Андрия)

1. Внешний облик, его значение, отражение в характере.

2. Как проявились характеры братьев в семинарии?

3. Отношения с товарищами.

4. Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?

2 группа (образ Остапа)

1. Внешний облик, его значение, отражение в характере.

2. Как проявились характеры братьев в семинарии?

3. Отношения с товарищами.

 4. Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?

3 группа (образ Андрия)

1.В путь на Запорожскую Сечь. (О чем  думает?) Какое впечатление оказала на него Сечь, нравы.

2. Первые битвы. Как  проявил себя? Какие качества проявляет  в бою?

3. В осажденном городе. ( Какое впечатление произвел город на Андрия? Что заставило его остаться?)

4. Смерть Андрия.

4 группа (образ Остапа)

1.В путь на Запорожскую Сечь. (О чем  думает?) Какое впечатление оказала на него Сечь, нравы.

2. Первые битвы. Как  проявил себя? Какие качества проявляет  в бою?

3.  Смерть Остапа.

4. Какие события являются ключевыми в судьбе братьев?

Работа в группах


























5.Итоговый этап.

Выступления учащихся (учитель побуждает учащихся задавать выступающей группе вопросы).

- Теперь постараемся дать ответ на вопрос, который мы обозначили в начале урока: « Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?» (В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», «никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Прямодушию Остапа противопоставлен «изобретательный ум» Андрия, с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок. Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и суровой пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой». В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви).

- Каково ваше отношение к поступку Андрия? (Андрий – предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Не оставляет читателю сомнений и сам автор; он заранее «хоронит « Андрия: «И погиб козак!», говорит о будущем горе отца: Тарас «проклянёт день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа, других Козаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно предательство достойно самого резкого осуждения. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримы трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героев. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией. Андрий осознаёт свою вину, молчаливо признаёт за отцом право наказать его, но не говорит с ним. Он боится смерти («бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своём, не смирившись. Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом гибели).

- Как погибает Остап? Почему перед смертью Остап захотел увидеть отца? (В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическое самоотвержение, твёрдость духа, он не издаёт «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки.Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя).

- Кого из братьев было сложнее оценивать?


- Изменил ли сегодняшний разговор на уроке ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?


-   Что вы приняли для себя из этого обсуждения?


- В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака – сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену.    

Публичное представление результатов работы группы, участники других групп задают ребятам из первой вопросы.

Общий вывод – ответ на проблемный вопрос






















Аргументированное высказывание предположений




























Аргументированное высказывание предположений



8. Рефлексия

- Предлагаю создать синквейны о любом из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Создание синквейна

9. Домашнее задание


Написать мини- сочинение на тему: «Остап и Андрий – братья и враги»

Запись д/з,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!