СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе.

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке                                    М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Тип урока: изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».»

Урок литературы в 7 классе.

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Тип урока: изучение нового материала

Цели: показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею; совершенствовать навыки характеристики героев; показать значение и роль художественных приемов; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , строить логическое рассуждение,умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своѐ мнение

Предметные результаты: понимание идеи произведения, его иносказательного смысла, владеть элементами анализа текста; умение выразительно читать, составлять план текста, характеризовать средства выразительности, строить монологические высказывания

Оборудование: иллюстрации к «Повести…», рисунки учеников, толковый словарь, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

Художественные особенности каких народных сказок чаще всего использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (привести примеры).Бытовых и волшебных сказок.



Сказочный зачин – жили да были;

Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

Устойчивые выражения: по щучьему велению, по моему хотению; долго ли коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать…

Чем же отличается сказка Салтыкова-Щедрина от традиционной-народной?

( Сказка литературная, т.е. у сказки есть автор).

3.Работа по теме урока

1)Актуализация знаний

Давайте запишем тему нашего урока.(СЛАЙД -1-2)

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Какие ключевые слова мы можем выделить.

Сатира

Нравственные пороки.

Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

2) Целеполагание(Слайд 4)

Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя. В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзопов язык».

Какие жанры литературы, которые мы уже изучали, встречается применение «эзопов языка» (Басня)

Ребята, а в чем особенность сатирической сказки мы попробуем сегодня разобрать какие цели мы ставим? Ответы учеников

-Для чего автор использует «эзопов язык»?

- Почему выбрал жанр сказки?

- Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Необходими было обойти цензуру и жанр сказки близок и понятен простому народу. (Слайд5-6)

-Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой.

Какие изменения в социально-общественном жизни России произошли в 60-х годах 19 века?(Отмена крепостного права) (Слайд 7).

Однако изменилось ли общество после отмены крепостного права?

4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Ответ на этот вопрос попробуем найти в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

-Просмотр фрагмента мультфильма.(Слайд 8)мин 2-5

Как изображены генералы?

- Расскажите, чем они вас удивили или даже рассмешили?

1. Генералы не знают того, что известно каждому ребенку: что булки не

растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать…

2. Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу…

3. Смешно от их вида: они в ночных рубахах, спят под одним одеялом.

4. Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища

кругом растет, плывет и бегает

генералов

(«Они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену… генералы уже состарились…»), характеризуют их, обращая внимание на речь, поступки, отношение друг к другу и к мужику («Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, так как всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков. Когда им особенно трудно, они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга…»). Гипербола переходит в гротеск

В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом

5. Физминутка

(Слайд 9)

Пора и нам отдохнуть.

6.Изучение нового материала.

Автор использует сатирические приемы.

Что такое сатира?(Слайд 10)

Какие это приемы ?(Слайд 11) Запись в тетрадь.

Работа творческой группы (4 человека)найти сатирические приемы в тексте

7. Анализ текста.

Чтение по ролям.стр.277 (со слов –Спишь, лежебок! До стр.278 (чтоб не убег)

Чтение по ролям стр.280 ( «и начали они нудить мужика»- «и кормит генералов селедками»)

Мы должны уточнить значение слов ТЕНЕЯДЕЦ и ЛЕЖЕБОКА. К кому они относятся.

5. Как вы понимаете слово «тунеядец»лежебока ?СЛОВАРЬ(Группа2 чел) Давайте узнаем этого значение слова (Тунеядец-тот , кто живет за чужой счет, чужим трудом) с какой целью повторяется это слово в тексте? Как можно объяснить смысл этого слова и как произнести его в том или другом случае? Кого из героев сказки можно назвать так?

Портрет генералов не будет полным, если мы не выясним их отношение к мужику. С помощью каких слов, обращений, интонаций автор передает и разоблачает отношение генералов к мужику?

1. Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы? — Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он все должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает… — говорят школьники.

2. О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

3. Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним? Как лучше произнести обращения генералов к мужичине?

4. Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

Обратим внимание, дети, на то, что генералы и в самом деле считают мужика тунеядцем, он привык к такому отношению и мысленно называет себя так, как обращаются к нему генералы, но все-таки здесь уже появляются иные интонации — покорного и жалкого смирения, самоуничижения. А в авторской речи звучит горечь, ирония, как бы завершающая круг, через который прошло это слово — «тунеядец», которое, по справедливости, должно было быть отнесено к генералам. Как отблагодарили генералы мужика?

В этом мужике - вся Россия. Крестьянская Россия противоречива. Она сочетает в себе талант, трудолюбие и безмерную покорность. Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

Но генералы не забыли мужика - наградили его рюмкой водки да пятаком серебра.

Воспитательный момент: сравнительная характеристика.



6.Давайте составим сравнительную характеристику героев сказки:

Генералы ,глупы,ничтожны ,злы,невежественны, тунеядцы ,

трусливы, жадны, ,ленивы

Мужик трудолюбивый ,изобретательный ,сметливый ,ловкий ,

покорный ,находчивый ,терпеливый.

Прием антитезы.

Автор показывает и высмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

Выступление Работа творческой группы 4 человека: Найти сатирические приемы в сказке.(1 минут)

Выступление группы 2(зачение слов). Вывод.

Гипербола - булки растут на деревьях…

Гротеск - оказались на необитаемом острове, огромный мужик и маленькие генералы…

Ирония - покорность мужика.

Сарказм - речь генералов, их поведение.

Выступление группы1

Иносказание - сюжет сказки, поведение героев.

(СЛАЙД 13)

Используя приемы сатиры, Салтыков-Щедрин высмеивает пороки человеческие, обличает паразитическую сущность генералов, безропотную покорность мужика. И, действительно, автор «грустит вместе с миром, вздыхает с ним». В этих словах слышим боль за всю Россию.

8. Итоги урока.

Вспомним наш проблемный вопрос.(СЛАЙД 14)

Ответы учеников.

Вывод.

(СЛАЙД 15)

Так исподволь автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их бездушие, безнравственность, несправедливость по отношению к народу и в то же время их полную уверенность в том, что все блага на земле принадлежали, принадлежат и будут принадлежать только таким, как они уверенность в том, что все блага на земле принадлежали, принадлежат и будут принадлежать только таким, как они.

Сказка Салтыкова-Щедрина – это сатира на современную действительность. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.



9. Домашнее задание. Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

(СЛАЙД 16)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!