Конспект урока на тему
"Чиновники на приеме у ревизора.
Анализ 4 действия комедии "Ревизор"
Цели:
Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка.
Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г. )
Ход урока
Организационный момент. Оформление работы в тетради.
1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.
- В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.
- Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку. В это время необходимо заполнить оценочный лист: если ответ правильный – ставим +, если неправильный – ставим -. Также вы будете оценивать свою работу в течение всего урока.
Тест.
Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)
Оценочный лист
Мини-опрос | План | Знание текста (ответы на вопросы) | Составление жалобы |
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
2. Анализ 4 действия комедии.
Происходит странная вещь.
Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков
силою страха и благоговения к нему
вырастает в персону, становится сановником,
становится тем, кого в нём видят
Г.А. Гуковский, в кн.: «Реализм Гоголя»
- Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?
- Фитюлька – маленькая штучка.
Сановник – влиятельное лицо с высоким положением.
- Давайте вспомним, каким впервые мы видим Хлеставкова в начале комедии? Каким он уже становится за небольшой промежуток времени? Кто способствовал этим изменениям?
Вывод: Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора.
Задача нашего урока – проследить, как Хлестаков сам поверил в то, что он важная персона. В этом нам поможет мастерство Гоголя-драматурга, который раскрыл нам характер чиновников через «сцену взятки»
Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову. Сегодня на уроке мы проанализируем, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор».
Запись темы в тетрадь: «Чиновники на приеме у "Ревизора»
Сформулируем цель урока (на слайде), добавьте слова по смыслу.
Проанализировать «сцену взятки» и выявить пороки чиновников.
- Составим план 4 действия. Вставьте подходящие слова, пользуясь текстом.
- с/р с карточкой
Явление 1
-Где происходит действие?
- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. )
- Почему чиновники думают, что взятка нужна? (Они не знают других отношений между проверяющим и подчиненным.)
Словарная работа.
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )
- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?
Просмотр отрывка: решение «подсунуть»
-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток? Сколько?
(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
Явление 3.
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) О чём он думает во время визита? (Судья обращается всё время к богу, в которого совершенно не верит) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх – основа внутреннего состояния судьи. Он думает об одном – возьмёт или не возьмёт)
- Как он даёт взятку? ( С большим удовольствием, для него это честь)
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги (Нет).
- Как он ведёт себя в разговоре с судьёй? (наивно, ничего не понимает)
- Какие черты характера раскрываются в этой сцене? (глупость, наивность)
Явление 4.
- Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты). Сколько он даёт?
- Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь?
(Бессвязное бормотание, одни и те же слова – «Так точно-с») Какие черты характера преобладают? (робость, страх, угодничество)
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (нет)
- Как ведёт себя? Что в нём поменялось? (Осмелел, наглость, не пропустит того, что плывёт к нему в руки)
Словарная работа.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.
ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)
- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.
Явление 5.
- Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается).
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. )
- Что в нём поменялось? (Появилась развязность)
Явление 6.
Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).
- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?
(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).
Что поменялось в Хлестакове? (Появилось равнодушие и хамство)
- Сделайте вывод: какие черты свойственны всем чиновникам?
Вывод: «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».
Какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь?
взяточничество
казнокрадство
низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством
скотская грубость перед низшими
самоуправство
произвол
безнаказанность
мошенничество
подобострастие
- К чему привела угодливость чиновников?
Вывод: подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником
Явление 7
-Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?
-Сколько денег Хлестаков у них попросил?
-Какую сумму они смогли ему дать?
- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие)
- Ребята, понимал ли Хлестаков, за кого его принимают в городе?
(Хлестаков ещё далёк от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы. Иван Александрович продолжает оставаться в приятном заблуждении, что окружающих привлекают его личные незаурядные качества; «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится если мне угождают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса... Нет, я не знаю, а мне, право, нравиться такая жизнь» (2-ое явление IV действия).
- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей)
- Почему Гоголь показал всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником? (Гоголь показал, что чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т. е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы)
Явления 8-9
-Кому пишет письмо Хлестаков?
-Как он отзывается о местных чиновниках?
-Что мы узнаём о Тряпичнике? Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.
Явления 10 -11 Картина «Хлестаков и жалобщики». Подбадриваемый робостью и угодливостью, Хлестаков в сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он уже самый настоящий ревизор в каждом своём слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями. Докажем цитатами. (10 явление – «А что вам угодно?», «Да он просто разбойник!», «Да за это просто в Сибирь»; 11 явление – «Как же он мог это сделать?», «Я распоряжусь»)
-На кого пришли жаловаться купцы?
-Почему купцы недовольны городничим?
-Составьте рассказ «Жалобы купцов»
-Какую взятку дают купцы Хлестакову?
Рассказ «Жалобы купцов»:
«Терпим обиды от городничего. Постоем заморил. Таскает за бороду. Порядок всегда исполняем: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты. Нельзя ему прекословить (что-то сказать против).
-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?
Слесарша жалуется на городничего, потому что … .
Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …
Группы: написать жалобы купцов, ….
Явление 12-14. Картина «Волокитство Хлестакова».
Волокитство – ухаживание за женщинами (обычно без серьёзных намерений).
- О каких свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами он чувствует себя уверенно, нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность)
- Картина «Проводы Хлестакова».
-Как провожают Хлестакова?
-Когда обещает возвратиться Хлестаков?
Городничий предлагает ему денег и самый лучший персидский ковёр.
- Почему автор «заставляет» своего героя покинуть сцену 4 действия? Достаточно ли вы узнали Хлестакова, чтобы сделать о нём окончательный вывод?
Вывод по образу Хлестакова:
- пустейший и легкомысленный человек;
- не упустит того, что плывёт в руки;
- способен сыграть любую роль;
- самое большое желание – иметь деньги и власть.
Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки обществ
Хлестаков и… | Цитата | Манера поведения Хлестакова |
Аммос Фёдорович | «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю» | Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную. |
Почтмейстер | «Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?» | Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело. |
Хлопов | «Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость». | Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника |
Артемий Филиппович | «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество». | Допускает наглость по отношению к Землянике |
Бобчинский и Добчинский | «Денег нет у вас? Взаймы рублей тысячу» | Нагло вымогает деньги |
Знаете ли вы, как называется взяточничество сегодня?
-Что такое коррупция?(Это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, т.е. незаконное использование своего должностного положения с целью получения выгоды вопреки интересам общества)
-Какие родственные слова знаете?(коррумпированный, коррупционер)
-Это явление сегодняшнего дня или того времени?В те времена этого слова не было, были другие слова: «мздоимство», «лихоимство». Как вы их понимаете?«Мздоимство» от слова «мзда» - взятка, которую берут за законные действия чиновников, чтобы ускорить эти действия.«Лихоимство» - незаконные действия чиновника, незаконное использование своих служебных полномочий.
Подведение итогов: Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки обществ
Рефлексия: оценивание работы на уроке, формулирование предложений, которые представлены на слайде.
Домашнее задание: читать 5 действие
Оценочный лист
Мини-опрос | План | Знание текста (ответы на вопросы) | Составление жалобы |
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Оценочный лист
Мини-опрос | План | Знание текста (ответы на вопросы) | Составление жалобы |
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Оценочный лист
Мини-опрос | План | Знание текста (ответы на вопросы) | Составление жалобы |
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Оценочный лист
Мини-опрос | План | Знание текста (ответы на вопросы) | Составление жалобы |
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Ляпкин-Тяпкин |
Земляника |
Городничий |
Хлопов |
Хлестаков |
Осип |
Ляпкин-Тяпкин |
Земляника |
Городничий |
Хлопов |
Хлестаков |
Осип |
Рассказ «Жалобы купцов»
«Терпим обиды от ………………. Постоем ………….., хоть в петлю полезай. Таскает за …………... Порядок всегда исполняем: даём ……………………. на платье ………….. и …………………... Всякую …………….. берёт. Всего ему ……………………………. , ни в чём …………………………………. Нельзя ему …………………….., наведёт в дом целый ……………… на ……………….
Слесарша жалуется на городничего, потому что…………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………
Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …. ..
…………………………………………………………………….
…………………………………………………………………….
План 4-го действия.
1)Чиновники в доме городничего дают ………………………………….
2)Хлестаков берет эти деньги …………………………………………….
3)Земляника …………………………………….. на всех.
4) Хлестаков просит тысячу рублей у ………………............................... и ……………………………………………
5)Хлестаков пишет письмо ………………………………….. в Петербург.
6) Осип уговаривает Хлестакова …………………………………
7)Хлестаков принимает ………………………….., …………………… и ………………………………… с жалобами на …………………………………
8)Хлестаков сватается к ………………………………………..
9) Городничий …………………………………….. молодых.
10)Хлестаков объявляет, что ………………………. на один день к богатому дяде, снова ………………………… денег и …………………………...
План 4-го действия.
1)Чиновники в доме городничего дают ………………………………….
2)Хлестаков берет эти деньги …………………………………………….
3)Земляника …………………………………….. на всех.
4) Хлестаков просит тысячу рублей у ………………............................... и ……………………………………………
5)Хлестаков пишет письмо ………………………………….. в Петербург.
6) Осип уговаривает Хлестакова …………………………………
7)Хлестаков принимает ………………………….., …………………… и ………………………………… с жалобами на …………………………………
8)Хлестаков сватается к ………………………………………..
9) Городничий …………………………………….. молодых.
10)Хлестаков объявляет, что ………………………. на один день к богатому дяде, снова ………………………… денег и …………………………...
План 4-го действия.
1)Чиновники в доме городничего дают ………………………………….
2)Хлестаков берет эти деньги …………………………………………….
3)Земляника …………………………………….. на всех.
4) Хлестаков просит тысячу рублей у ………………............................... и ……………………………………………
5)Хлестаков пишет письмо ………………………………….. в Петербург.
6) Осип уговаривает Хлестакова …………………………………
7)Хлестаков принимает ………………………….., …………………… и ………………………………… с жалобами на …………………………………
8)Хлестаков сватается к ………………………………………..
9) Городничий …………………………………….. молодых.
10)Хлестаков объявляет, что ………………………. на один день к богатому дяде, снова ………………………… денег и …………………………...