СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе на тему "Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 4 действия комедии "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему "Чиновники на приеме у ревизора. Анализ 4 действия комедии "Ревизор"»











Конспект урока на тему

"Чиновники на приеме у ревизора.

Анализ 4 действия комедии "Ревизор"





























Цели:

  1. Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

  2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.

  3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г. )

Ход урока

Организационный момент. Оформление работы в тетради.

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

- В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

- Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку. В это время необходимо заполнить оценочный лист: если ответ правильный – ставим +, если неправильный – ставим -. Также вы будете оценивать свою работу в течение всего урока.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)

  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)

  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)

  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)

  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)

  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)

  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)




Оценочный лист

Мини-опрос

План

Знание текста (ответы на вопросы)

Составление жалобы






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












2. Анализ 4 действия комедии.

Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков

силою страха и благоговения к нему

вырастает в персону, становится сановником,

становится тем, кого в нём видят

Г.А. Гуковский, в кн.: «Реализм Гоголя»

- Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

- Фитюлька – маленькая штучка.

Сановник – влиятельное лицо с высоким положением.

- Давайте вспомним, каким впервые мы видим Хлеставкова в начале комедии? Каким он уже становится за небольшой промежуток времени? Кто способствовал этим изменениям?

Вывод: Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора.

Задача нашего урока – проследить, как Хлестаков сам поверил в то, что он важная персона. В этом нам поможет мастерство Гоголя-драматурга, который раскрыл нам характер чиновников через «сцену взятки»

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову. Сегодня на уроке мы проанализируем, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор».

Запись темы в тетрадь: «Чиновники на приеме у "Ревизора»

Сформулируем цель урока (на слайде), добавьте слова по смыслу.

Проанализировать «сцену взятки» и выявить пороки чиновников.

- Составим план 4 действия. Вставьте подходящие слова, пользуясь текстом.

- с/р с карточкой

Явление 1

-Где происходит действие?

- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. )

- Почему чиновники думают, что взятка нужна?    (Они не знают других отношений между проверяющим и подчиненным.)

Словарная работа.

- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )

- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие подсунуть”?

Просмотр отрывка: решение «подсунуть»

-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток? Сколько?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) О чём он думает во время визита? (Судья обращается всё время к богу, в которого совершенно не верит) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх – основа внутреннего состояния судьи. Он думает об одном – возьмёт или не возьмёт)

- Как он даёт взятку? ( С большим удовольствием, для него это честь)

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги (Нет).

- Как он ведёт себя в разговоре с судьёй? (наивно, ничего не понимает)

- Какие черты характера раскрываются в этой сцене? (глупость, наивность)

Явление 4.

- Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 явлении? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты). Сколько он даёт?

- Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание, одни и те же слова – «Так точно-с») Какие черты характера преобладают? (робость, страх, угодничество)

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (нет)

- Как ведёт себя? Что в нём поменялось? (Осмелел, наглость, не пропустит того, что плывёт к нему в руки)

Словарная работа.

- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

- Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается).

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. )

- Что в нём поменялось? (Появилась развязность)

Явление 6.

Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Что поменялось в Хлестакове? (Появилось равнодушие и хамство)

- Сделайте вывод: какие черты свойственны всем чиновникам?

Вывод: «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь?

  • взяточничество

  • казнокрадство

  • низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

  • скотская грубость перед низшими

  • самоуправство

  • произвол

  • безнаказанность

  • мошенничество

  • подобострастие

- К чему привела угодливость чиновников?

Вывод: подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником

Явление 7

-Почему Хлестаков не церемонится с Добчинским и Бобчинским?

-Сколько денег Хлестаков у них попросил?

-Какую сумму они смогли ему дать?

- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие)

- Ребята, понимал ли Хлестаков, за кого его принимают в городе?

(Хлестаков ещё далёк от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы. Иван Александрович продолжает оставаться в приятном за­блуждении, что окружающих привлекают его личные незаурядные качест­ва; «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится если мне уго­ждают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса... Нет, я не знаю, а мне, право, нравиться такая жизнь» (2-ое явление IV действия).

- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей)

- Почему Гоголь показал всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником? (Гоголь показал, что чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т. е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы)

Явления 8-9

-Кому пишет письмо Хлестаков?

-Как он отзывается о местных чиновниках?

-Что мы узнаём о Тряпичнике? Тряпичкин живёт в Петербурге. Пишет статейки. Кто попадёт ему на зубок, берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньги любит. Он любит часто переезжать с квартиры и недоплачивать.

Явления 10 -11 Картина «Хлестаков и жалобщики». Подбадриваемый робостью и угодливостью, Хлестаков в сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он уже самый настоящий ревизор в каждом своём слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями. Докажем цитатами. (10 явление – «А что вам угодно?», «Да он просто разбойник!», «Да за это просто в Сибирь»; 11 явление – «Как же он мог это сделать?», «Я распоряжусь»)

-На кого пришли жаловаться купцы?

-Почему купцы недовольны городничим?

-Составьте рассказ «Жалобы купцов»

-Какую взятку дают купцы Хлестакову?

Рассказ «Жалобы купцов»:

«Терпим обиды от городничего. Постоем заморил. Таскает за бороду. Порядок всегда исполняем: даём сукно на платье жене и дочке. На праздники несём продукты. Нельзя ему прекословить (что-то сказать против).

-Каковы жалобы слесарши и унтер – офицерши?

Слесарша жалуется на городничего, потому что … .

Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …

Группы: написать жалобы купцов, ….

Явление 12-14. Картина «Волокитство Хлестакова».

Волокитство – ухаживание за женщинами (обычно без серьёзных намерений).

- О каких свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами он чувствует себя уверенно, нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность)

- Картина «Проводы Хлестакова».

-Как провожают Хлестакова?

-Когда обещает возвратиться Хлестаков?

Городничий предлагает ему денег и самый лучший персидский ковёр.

- Почему автор «заставляет» своего героя покинуть сцену 4 действия? Достаточно ли вы узнали Хлестакова, чтобы сделать о нём окончательный вывод?

Вывод по образу Хлестакова:

- пустейший и легкомысленный человек;

- не упустит того, что плывёт в руки;

- способен сыграть любую роль;

- самое большое желание – иметь деньги и власть.

Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки обществ

Хлестаков и…


Цитата


Манера поведения Хлестакова


Аммос Фёдорович


«Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю»


Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную.


Почтмейстер


«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?»

Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

Хлопов


«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость».

Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника


Артемий Филиппович


«Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество».

Допускает наглость по отношению к Землянике


Бобчинский и Добчинский


«Денег нет у вас? Взаймы рублей тысячу»


Нагло вымогает деньги


Знаете ли вы, как называется взяточничество сегодня?

-Что такое коррупция?(Это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, т.е. незаконное использование своего должностного положения с целью получения выгоды вопреки интересам общества)

-Какие родственные слова знаете?(коррумпированный, коррупционер)

-Это явление сегодняшнего дня или того времени?В те времена этого слова не было, были другие слова: «мздоимство», «лихоимство». Как вы их понимаете?«Мздоимство» от слова «мзда» - взятка, которую берут за законные действия чиновников, чтобы ускорить эти действия.«Лихоимство» - незаконные действия чиновника, незаконное использование своих служебных полномочий.

Подведение итогов: Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки обществ

Рефлексия: оценивание работы на уроке, формулирование предложений, которые представлены на слайде.

Домашнее задание: читать 5 действие







































Оценочный лист

Мини-опрос

План

Знание текста (ответы на вопросы)

Составление жалобы






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














Оценочный лист

Мини-опрос

План

Знание текста (ответы на вопросы)

Составление жалобы






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














Оценочный лист

Мини-опрос

План

Знание текста (ответы на вопросы)

Составление жалобы






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














Оценочный лист

Мини-опрос

План

Знание текста (ответы на вопросы)

Составление жалобы






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
















Ляпкин-Тяпкин

Земляника

Городничий

Хлопов

Хлестаков

Осип



Ляпкин-Тяпкин

Земляника

Городничий

Хлопов

Хлестаков

Осип









Рассказ «Жалобы купцов»


«Терпим обиды от ………………. Постоем ………….., хоть в петлю полезай. Таскает за …………... Порядок всегда исполняем: даём ……………………. на платье ………….. и …………………... Всякую …………….. берёт. Всего ему ……………………………. , ни в чём …………………………………. Нельзя ему …………………….., наведёт в дом целый ……………… на ……………….



Слесарша жалуется на городничего, потому что…………….. …………………………………………………………………………………………………………………………………………


Унтер – офицерша жалуется на городничего, потому что …. ..

…………………………………………………………………….

…………………………………………………………………….


План 4-го действия.

1)Чиновники в доме городничего дают ………………………………….

2)Хлестаков берет эти деньги …………………………………………….

3)Земляника …………………………………….. на всех.

4) Хлестаков просит тысячу рублей у ………………............................... и ……………………………………………

5)Хлестаков пишет письмо ………………………………….. в Петербург.

6) Осип уговаривает Хлестакова …………………………………

7)Хлестаков принимает ………………………….., …………………… и ………………………………… с жалобами на …………………………………

8)Хлестаков сватается к ………………………………………..

9) Городничий …………………………………….. молодых.

10)Хлестаков объявляет, что ………………………. на один день к богатому дяде, снова ………………………… денег и …………………………...











План 4-го действия.

1)Чиновники в доме городничего дают ………………………………….

2)Хлестаков берет эти деньги …………………………………………….

3)Земляника …………………………………….. на всех.

4) Хлестаков просит тысячу рублей у ………………............................... и ……………………………………………

5)Хлестаков пишет письмо ………………………………….. в Петербург.

6) Осип уговаривает Хлестакова …………………………………

7)Хлестаков принимает ………………………….., …………………… и ………………………………… с жалобами на …………………………………

8)Хлестаков сватается к ………………………………………..

9) Городничий …………………………………….. молодых.

10)Хлестаков объявляет, что ………………………. на один день к богатому дяде, снова ………………………… денег и …………………………...





План 4-го действия.

1)Чиновники в доме городничего дают ………………………………….

2)Хлестаков берет эти деньги …………………………………………….

3)Земляника …………………………………….. на всех.

4) Хлестаков просит тысячу рублей у ………………............................... и ……………………………………………

5)Хлестаков пишет письмо ………………………………….. в Петербург.

6) Осип уговаривает Хлестакова …………………………………

7)Хлестаков принимает ………………………….., …………………… и ………………………………… с жалобами на …………………………………

8)Хлестаков сватается к ………………………………………..

9) Городничий …………………………………….. молодых.

10)Хлестаков объявляет, что ………………………. на один день к богатому дяде, снова ………………………… денег и …………………………...