СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе. "Нравственный выбор героев в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках городской метапредметной недели, с использованием стратегий смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. "Нравственный выбор героев в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"»

Тема: « Нравственный выбор героев Л. Н. Толстого в рассказе « После бала»

Цель: выявить идею произведения; развивать навыки анализа текста.



Планируемые результаты

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • Осознание особой роли оценки автора, поступков героев. Её соотношение с собственной оценкой.

  • Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения других произведений Л.Н.Толстого.


Метапредметные результаты 

Познавательные результаты

Умение:

  • находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;

  • прогнозировать учебную ситуацию;

  • устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном произведении;

  • обобщать полученную информацию.


Регулятивные результаты

Умение:

  • работать по предложенному учителем плану;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.


Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

  • согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.


Предметные результаты 

  • Формирование представления о чести, добре и зле, о системе наказаний в русской армии 19 века.

  • Знание построения произведения, его идеи, темы оценки автора, позиции критиков.

  • Усвоение понятий композиция, кульминация, рассказ в рассказе, антитеза, параллелизм.

  • Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

  • Оборудование: компьютеры, иллюстрации к рассказу, художественные тексты

На доске эпиграф: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».

На доске: висят таблички: нравственность, духовность, добро, зло, выбор. 

Предварительные задания: подготовить монологи, написать письмо Вареньке от имени И.В. (Фищук, Штефан)


1.Слово учителя.

Спустя полвека после смерти Толстого Владимир Набоков, писатель русского Зарубежья, читал лекции по русской литературе американским студентам. Один из его учеников так вспоминал об этом:

«Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам — их было пять или шесть — в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. “На небосводе русской литературы, – объявил он, – это Пушкин!” Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. “Это Гоголь!” Вспыхнула лампа посередине зала. “Это Чехов!” Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: “Бам!” Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. “А это Толстой!” – прогремел Набоков».

Почему именно так представил писателя Владимир Набоков? (ответы учащихся)

Слайд 1 (Толстой за работой)


2. Эпиграфом нашего урока служат слова Толстого: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».

3. Ребята, что вы подразумеваете под понятиями: нравственность, духовность? (что-то хорошее в человеке, эти понятия чем-то похожи…)

- Обратимся к словарю С.И. Ожегова, услышим как трактует он эти понятия (читает по словарю Теряев Дима)


- Как вы думаете, какие понятия будут ключевыми на нашем уроке? (обратить внимание на таблички) - открываем таблички

4. Предлагаю вам подумать над проблемным вопросом: ребята, задумывались ли вы, почему некоторые люди встают на сторону добра, человеколюбия и искренне служат им, а другие наоборот? В чем причина?

(ответы учеников)

Вот в этом мы с вами попытаемся разобраться, работая над прочитанным вами рассказом «После бала».

- Попытаемся вместе сформулировать тему урока.

Слайд 2

Тема: «Нравственный выбор героев Л. Н. Толстого в рассказе « После бала» - запись в тетрадь и на доске.

-Давайте сформулируем цель и задачи сегодняшнего урока.

Слайд 3

Цель: выявить идею нравственного выбора героев в рассказе Толстого «После бала»

Слайд 4

Задачи: (по ключевым словам-глаголам определите задачи)

Рассказать (о главных героях рассказа)

Объяснить (причину их поступков)

Описать (эпоху, события происходящего в рассказе)

Выявить (идейное звучание рассказа)

ОбобщИть (полученные знания)


5. А теперь я предлагаю вам окунуться в атмосферу XIX века и вместе с главными героями отправится на бал.

(Воспроизведение на экране отрывка №1 из фильма «После бала»)

- Какие чувства у вас вызвал этот отрывок из фильма?

- Обратимся к героям.

-Скажите кто главный герой произведения? (Иван Васильевич)

-От чего переменилась вся его жизнь? (Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее от утра).

-С чего начинаются события этого дня для молодого в ту пору Ивана Васильевича? (Он был сильно влюблён)

-Как звали его возлюбленную? (Варенька)

-А вы знаете, что эта история автобиографичная и глубоко личная для семьи Толстого? Давайте послушаем саму героиню этих событий, Варвару Корейш, которая является прототипом Вареньки в рассказе.


Щепкина Юлия (длинное платье, веер в руках):

Добрый день, господа!

Позвольте представиться, я Варвара Андреевна Корейш, дочь воинского начальника, жившего в Казани – Андрея Петровича Корейша. Я лично была знакома с Л.Н. Толстым, с его отцом, а его брат Сергей Николаевич был безумно в меня влюблён. К сожалению, это прекрасное чувство угасло в нём после того, когда он увидел казнь солдата, которой руководил мой отец. Я с воодушевлением вспоминаю чудесный бал, зала прекрасная, с хорами и музыкантами и мы танцуем…



-Найдите в тексте описательную характеристику Вареньки и зачитайте стр. 268 (по учебнику 8 класса).

-Какие эпитеты, цвета преобладают в её характеристике? Почему? (он влюблён, для него она прекрасна)

-Кем был в то время Иван Васильевич? Какова была его жизнь?

(Рассказ от первого лица: были просто молоды и жили как свойственно молодости: учились и веселились).

-Какие чувства испытывал Иван Васильевич к Вареньке в то время? (был влюблён)

(Воспроизведение на экране отрывка №2 из фильма «После бала»)

-Какой ещё герой привлёк ваше внимание в рассказе? (полковник)

-Найдите портретную характеристику полковника, отца Вареньки (зачитать)

-Как он ведёт себя на балу? Как относится к дочери?

(Воспроизведение на экране отрывка №3 из фильма «После бала»)

-Расскажите, что произошло после бала? Что он испытывал?

-А какое чувство было у него утром, когда он увидел наказание солдата?

(Воспроизведение на экране отрывка №4 из фильма «После бала»)

- Когда-то сам автор видел, как наказывают солдата.

В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Л.Н. Толстого, был казнён солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление.

А как служили у царя в те далёкие времена, нам расскажет солдат, который служил при Николае I.

(Входит солдат, автор ведёт с ним беседу) Пащенко Андрей

Слайд 5

Солдат: Пащенко Андрей

Учитель: Ну, здравствуй, служивый!

- Здравия желаю! Я служил при Николае I, так точно!

- Что, умереть хочешь?

- Умереть ещё как хочу! Прежде боялся, а теперь об одном Бога прошу: только бы покаяться, причаститься привёл Бог. Жизнь-то в армии не сахар была! Тогда что было? Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека, или двух из полка. У нас солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище… Унтер – офицеры до смерти забивали солдат молодых. Прикладом или кулаком свистнет в какое место нужное: в грудь или в голову, он и помрёт. И никогда взыску не было. Помрёт от убоя, а начальство пишет: «Властью Божиею помре». И крышка…

А на казнь смотреть страшно было, как водят несчастного взад и вперёд между рядами, как тянется и – падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровавые рубцы, как они перекрещиваются, как выступает и брызжет кровь, как сначала ещё кричит несчастный и как потом только охает.

Зачитать аналогичные сведения из текста (работа с учебником)

Текст: Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер – офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падая наперёд – и тогда унтер – офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад.

-Как вёл себя полковник во время наказания? Как вы думаете, почему он сделал вид, что не узнал Ивана Васильевича? Что для него главное в жизни? «Всё по закону» (ответы ребят)

-Ребята, почему Толстой не поделил рассказ на главы? Какой приём он использует для того, чтобы мы, читатели, поняли весь ужас происходящего в рассказе? (контраст)

Слайд 6

-Хорошо. А сейчас мы с вами выполним творческое задание. Перед вами на столах лежат лэпбуки, в переводе с английского это обозначает «самодельные книжечки с кармашками», которые мы с вами должны наполнить контрастными образами из рассказа, чтобы точнее понять его идейное звучание.

(работа в парах)

-Скажите, что противопоставил в этом рассказе Толстой? (звуки, цвета, чувства, детали)

Итак, начнём с чувств. Выберите на столе карточки с перечисленными чувствами. Положите в соответствующие кармашки «бал» и «после бала» подходящие для них. Прокомментируйте ответы, приведите примеры.

Теперь звуки. Выберите карточки с музыкальными инструментами. Расположите их в нужные кармашки. Прокомментируйте, приведите примеры.

Переходим к цветам. Выберите цветовые карточки. Распределите их по кармашкам. Прокомментируйте, приведите примеры.

И последнее – детали. Выберите карточки с различными предметами, расположите их в соответствующие кармашки. Прокомментируйте, приведите примеры.

-Подведём итоги нашей работы: для чего автор использует приём контраста в рассказе? (ответы детей)

-Посмотрите на наши лэпбуки, отличаются ли страницы «бал» и «после бала»?

-Каждый из героев сделал свой нравственный выбор в этом рассказе. Каким он был у полковника?

-А какой нравственный выбор сделал Иван Васильевич?

(Вполне успешный светский человек изменил всю свою жизнь: не женился на Вареньке, которая всегда бы напоминала ему отца. Не стал военным (может, стал писателем?)  Мы не знаем, чем конкретно он занимался все годы, но в начале рассказа его называют самым уважаемым человеком в обществе, а в конце о нём говорят так: «Сколько людей никуда не годились, кабы не было вас». Значит, были какие-то поступки, за которые его можно было уважать. Он глубоко симпатичен Толстому, не случайно автор придает ему собственные черты)

-Как вы считаете, он правильно поступил, что оставил Вареньку? А как бы вы поступили?

-Ребята из нашего класса дома написали письмо Вареньке от имени Ивана Васильевича. Давайте их послушаем. Получилось у них объяснить ей всё происходящее?

(зачитывают письма)

-Давайте подведём итоги нашего урока. На столах у вас лежат листы с высказываниями Толстого. Выберите цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее точно отражает тему нашего урока и прикрепите её в ваших лэпбуках. Прокомментируйте ваш выбор.

А теперь прикрепите ваши лэпбуки на доску. Вы замечательно поработали сегодня. Молодцы!

Что вам понравилось сегодня на уроке?

Какие возникали трудности?

Чему научил вас рассказ?

Слайд 7


Вывод на слайде: в заключение остается добавить, что Иван Васильевич сделал свой выбор, и мы опять убедились в том, что он определяет жизнь человека. Герой служит людям, творит добро, но ради этого ему многим пришлось поступиться. Выбор у каждого есть всегда. Какой – зависит от самого человека.   Всегда можно начать с самого себя, ощутить свою личную меру ответственности за происходящее. Толстой заставляет нас серьёзно задуматься над собой в этом рассказе.

Домашнее задание: подготовка к сочинению по рассказу.

Оценки.





Дополнительно: Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь... Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”.

Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда.

“ …и как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”

И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена.

Царство Божие внутри Вас – говорил сам Л.Н. Толстой

«На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!