СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе "Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман "Капитанская дочка" стал последним произведением А.С.Пушкина, в котором через образ Пугачёва выражается идейная позиция автора, его отношение к произошедшим событиям и переменам в обществе. Каким выглядит главный герой романа: жестокий злодей и разбойник или человек с русской душой, народный предводитель и любимец угнетённого крестьянства? Данный урок помогает разобраться в лабиринте взаимоотношений Петра Гринёва и Пугачёва, в становлении характера молодого человека, в том, как подчас лукавы и причудливы жизненные зигзаги, переплетённые судьбы обоих героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

- проанализировать образ Пугачёва, определить авторское отношение к этому персонажу;

- развивать навыки анализа образной системы художественного произведения;

- воспитывать интерес к творчеству Пушкина.


Ожидаемые результаты: учащиеся анализируют образ Пугачёва, определяют мотивы его поступков, дают им собственную оценку, комментируют высказывание исследователя о герое.


Оборудование: тексты повести «Капитанская дочка» и стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», портрет Е.Пугачёва, репродукция картины В.Г.Перова «Суд Пугачёва», 179 г.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания. (Осуществляется в ходе урока).


III. Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

- Вспомните в общих чертах биографию Пугачёва.

- Сжато перескажите основные события восстания под предводительством Пугачёва.


IV. Мотивация учебной деятельности.

Емельян Пугачёв – одна из самых загадочных и противоречивых исторических фигур. Одни его считают борцом за права угнетённого народа, другие – авантюристом, преследовавшим в поднятом им восстании корыстные цели. А каким предстаёт Пугачёв на страницах романа? И как оценивает его деятельность автор «Капитанской дочки»? Выясним ответы на эти вопросы на сегодняшнем уроке.


V. Восприятие нового материала.

Вопросы к учащимся.

- При каких обстоятельствах в романе появляется Пугачёв?

- Глава, в которой впервые встречается Пугачёв, называется «Вожатый». Это слово имеет значение «проводник» и «вожак». Как вы думаете, в каком смысле употребил его Пушкин?

(Скорее всего, Пушкин подразумевал оба смысла. К содержанию главы больше подходит значение «проводник», однако за ним просвечивает и второй смысл слова: «вожак», то есть вождь восстания, главарь бунтовщиков).


Задания учащимся.

  1. Выразительно прочитайте сцену бурана в главе «Вожатый» со слов «Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток» до слов проводника: «Ну, слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».


  1. Прочитайте выразительно стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» (1830).

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

  1. Сравните образный строй стихотворения и описание бурана в романе. Что общего между двумя произведениями?

  2. В эпизоде снежной бур Пугачёва поначалу принимают за волка и дерево, в стихотворении бесы видятся то пнём, то волком. Использование практически одинаковых образов наводит на мысль о сравнении Пугачёва с бесами. Подумайте, какое отношение автора к герою передаёт такое сравнение?

(Подобное сравнение выдаёт негативное отношение писателя к Пугачёву. Емельян предстаёт словно бы посланцем нечистой силы, разбудившим опасные стихийные силы и поднявшим жестокий, «бессмысленный и беспощадный» бунт).

Вопросы к учащимся.

  1. Как рисует Пушкин внешность Пугачёва? Какие черты характера передаёт портрет героя? В ответе используйте домашние заготовки.

  2. Какие причины народного восстания называет Пушкин?

(В главе «Пугачёвщина» писатель говорит о нескольких причинах – «непривычке к законам» полудиких народов, населявших Оренбургскую губернию, а также слишком строгие меры удержания войска казаков в повиновении, принятые генерал-майором Траубенбергом).

3. Каковы истинные цели Пугачёва? Говорится ли в романе, что главарь бунтовщиков ставил себе целью улучшить положение народа? В ответе используйте домашнюю заготовку и цитаты из текста.

4. Как характеризуют жизненные устремления Пугачёва рассказанная им калмыцкая сказка?

Задания учащимся. Работа в группах.

  1. Проанализируйте поведение Пугачёва в различных ситуациях и укажите, какие черты его характера при этом проявляются.

Вариант 1. Анализ эпизода расправы над защитниками Белогорской крепости и присяги народа (глава «Приступ»).

Вариант 2. Анализ разговора Гринёва и Пугачёва после военного совета (глава «Незваный гость»).

Вариант 3. Анализ допроса Гринёва в Берде (глава «Мятежная слобода»).

Вариант 4. Анализ сцены освобождения Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой (глава «Сирота»).

На выполнение задания отводится 5 – 7 минут. После окончания работы учащиеся докладывают о её результатах.

  1. Дайте собственную оценку личности Пугачёва: какие его качества можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным?

  2. Рассмотрите полотно В.Г.Перова «Суд Пугачёва». Перекликается ли сюжет картины и образ Пугачёва на ней с романом Пушкина? Аргументируйте ответ.

VI. Применение знаний, умений, навыков.

Проблемный вопрос учащимся.

Русская поэтесса XX века Марина Ивановна Цветаева в эссе «Пушкин и Пугачёв» (1937) проводит мысль, что Пугачёв – главная фигура в романе. Ведь именно встреча с ним превратила Гринёва из недоросля в мужчину, именно с Пугачёвым сравниваются и ему противопоставляются все герои. Вот как Цветаева писала об этом: «Любопытно, что все, решительно все фигуры «Капитанской дочки» - каждая в своём направлении – контрфигуры [то есть противоположные фигуры] Пугачёва: добрый разбойник Пугачёв – низкий злодей Швабрин; Пугачёв, восставший на царицу, - комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачёв – преданный пёс Савельич; огневой Пугачёв – и белорыбий немецкий генерал… Пугачёв и Екатерина, наконец. И ещё любопытнее, что пугачёвская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает – всё. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо - Пугачёв». Согласны ли вы с мнением Цветаевой? Аргументируйте ответ.

VIII. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодня урок?

- Что интересного для себя вы извлекли?

- Какая информация для вас была известной, а какая - новой?

VIII. Объявление домашнего задания.

  1. Повторить определение жанров повести и романа.

  2. Индивидуальные задания учащимся. Подготовить краткие биографические справки об авторах произведений, из которых Пушкин взял эпиграфы к роману: Д.И.Фонвизине, Я.Б.Княжнине, М.М.Хераскове, А.П.Сумарокове.

3. Дочитать роман до конца.