Тема: «Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы».
Цель: Проанализировать повесть «Княжна Мери», провести сопоставительный анализ Печорина и общества.
Создание проблемной ситуации.
«К полноте бытия моего недостает ощущение опасности. Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычной, необходимостью для развития моих способностей».
(Предположение ребят, что это слова Печорина. Это его мироощущение, лексика. Ищут фразы в романе, но их нет. Но показалось это не случайно).
Дочитываю до конца:
«Здесь нет опасностей. В челноке переплываю Ангару, но волны ее спокойны. В лесах встречаю разбойников, они просят подаяния».
Уж не декабрист ли это? Да, это письмо из Сибири декабриста Лунина его сестре, письмо самого смелого декабриста.
Пушкин «Евгений Онегин» X глава (зашифрованные строки):
Друг Марса, Вакха и Венеры
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры.
Мы почувствовали, насколько близки слова Печорину. Как это объяснить? Как эта близость объясняет роман?
(Луначарский:«Творчество Лермонтова – последний отблеск декабризма».)
Мы все время считаем Печорина лишним человеком. Эта формулировка себя изжила. Эпоха, предшествующая декабристам, продолжается в его мироощущении, жажде бури.
Но тогда невольно напрашивается вопрос. Ждем его.
Разве видим мы в Печорине борьбу политическую?
Вспомним, чем занят Печорин, за какими опасностями он гонится: похищение Бэлы, в Тамани – вмешивается в дела контрабандистов, дуэль с Грушницким. Все это – житейские события, нет и намека на политическую борьбу. Чем объяснить? Может, все дело в безразличии Печорина к политическим проблемам? Тогда почему это герой времени Лермонтова? Подошли к самому трудному, интересному.
Ответы: эпоха 30 – 40 – ых годов необычна, обстоятельства, в которых оказывается герой Лермонтова, исключает политическую борьбу. Жизнь изменилась. Она лишена возможности направить Печорина в русло политической борьбы.
Какие возможности открываются у благородного, мыслящего человека эпохи Печорина?
Первая – жить, как все. Не делать подлости, но и не препятствовать им, ибо ты одинок. Не подчеркивать твоего неприятия аристократического мира, его устоев.
Вторая – сохранить идеалы, отстаивать их в поединке со светом, утверждать свои идеалы в борьбе со светом.
Печорин в романе абсолютно одинок, Доктор Вернер – единственный человек, равный Печорину. Но даже этот умница не понимает Печорина. Не понимает, зачем ему дуэль. Это Лермонтову важно, чтобы обострить одиночество Печорина.
Можно ли в одиночестве отстоять свои идеалы? Вот что мучает Лермонтова.
Много испытаний пришлось пережить Печорину, но самое суровое – впереди, на водах. Страницы, к которым переходим, кульминационные. Печорин и не предполагал, что ему уготовила судьба, автор.
В чем суть, тайна этих испытаний?
Только в повести «Княжна Мери» он в том обществе, которому принадлежит по происхождению, воспитанию. До сих пор был в мире инородном. Картина не менялась и в «Максим Максимыче». А здесь – его среда, его круг: Печорин на водах.
Чего же вы ожидали, когда приступили к чтению, какие сомнения мучили?
(Было интересно, примет ли Печорин законы общества, станет ли своим?)
Что привело на воды? (Желание отдохнуть).
И Печорину было с кем встречаться, говорить. Это люди его круга. И что же? Печорин – в «Княжне Мери». Как эти страницы объясняют сложного, неразгаданного лермонтовского героя?
(Оказавшись в окружении света, Печорин бросает ему перчатку нарочно открыто).
В чем тайна формы повести? (В форме дневника Печорина).
Какие уточнения, поправки должны сделать? (Вызов на страницах дневника).
Как относитесь к словам Печорина? Как воспринимаете страницы дневника?
(Печоринские слова – это поступки.Это предельно точное отражение его жизни, поведения).
Давайте вспомним, как отнеслось общество к приезду Печорина?
(Печорин –блистательный человек, богат, знатен, известен в Петербурге, образован, красив, умен. Во всех отношениях завидная партия. Вот почему так гостеприимно распахнуты перед ним двери Лиговских, эта исключительная благосклонность княгини (матери).
Здесь же встретился и с теми, кто может относиться к нему только враждебно. Ревность Грушницкого и его компании – им будет труднее быть в центре внимания рядом с Печориным.
И что же на фоне этого? Отношение Печорина к этому обществу? На одной из страниц журнала мы читаем: «Счастье – насыщенная гордость». Что это значит? Это честолюбие.
Что скажете?
(Печорин легко мог удовлетворить честолюбие, насытив гордость преклонением, став центральной фигурой, пользуясь благоговейным отношением к нему, безумной любовью к нему княжны Мери.)
Но Печорину этого не нужно! Его гордость иного склада. Со стремлением водяного общества блистать в свете его гордость ничего общего не имеет.
Тайна Печорина – быть самим собой, не променять свои идеалы ни на какие соблазны.
Печорин вступает в борьбу со светом с невиданной силой.
В чем это сказывается?
Кажется, что хочет сорвать маску с общества. Его дневник – меткая сатира на водяное общество. Большинство страниц носят негативный характер:читаем о водяном обществе; о Грушницком.
Белинский пишет: «Печорин отлично знает, чего ему не нужно». Неточность у Белинского по отношению к Печорину: Печорин не знает, что ему нужно.
Ваша позиция?
Страницы текста: хочет любви – мысли Печорина о себе,
Страницы текста–о противоречиях.
Чего он жаждет? Этого Печорин не проясняет, ему это не ясно в себе.
Но ясно одно – что он отрицает существующие формы отношений людей. Отрицание – форма утверждения. Его отрицание – не дух легкомыслия. Он, может быть, к идеалу устремляется с большей силой, чем к разрушению.
Важное слово об отношении Печорина к водяному обществу. Каким он его видит? Как о нем говорит? (прочитаем)
Ироничен, ехиден, желчен, это онегинский «огонь нежданных эпиграмм». Этим языком наполнены записи в дневнике.
Общество водяное. Это характеристика Печорина. Безжизненное, размытое, неопределенное. Мир, к которому нельзя отнестись серьёзно.
Лицемерие. С одной стороны, петербургский покрой сюртука, с другой стороны, армейские эполеты. И от Печорина высокомерно отворачиваются. О нем судят не по его качесвам, а по покрою сюртука, эполетам. Если армейский служака – то не нашего круга!
Праздность и пустота времяпровождения, капризы, притворство, откровенная низменность бытия. Печорин срывает маску, его слово точно бьет в цель: они пьют, но не воду. Это люди, бравирующие своими болезнями. Княгиня Лиговская потеет в ермоловской бане. – Лексический контраст – Княгиня – ермоловская ванна, названа именем генерала Ермолова. И простое слово потеет, неуважение к княгине.
Весь мир «Тамани» высоко поэтичен. Достаточно прочитать любую страницу. Мир «Тамани» овеян дыханием моря.
А в «Княжне Мери», особенно там, где водяное общество, нет поэзии. Доктор Вернер говорит о недугах. Вторжение чего – то медико – физиологического.
Задержались на общем портрете водяного общества. Но выпады Печорина – против конкретных лишений.
Произволен ли выбор Печорина? Кого он выбирает? (Грушницкого)
Почему? Справедлив ли Печорин?
Это самое заметное лицо на водах, вот – вот станет любимцем водяного общества. Умеет забывать симпатии. В нем все слабости водяного общества, все его пороки (по мнению Печорина, а по мнению водяного общества – достоинства).
Печорину представляется смешной и нелепой страсть Грушницкого декламировать, стремление производить эффект, сделаться героем романа, не быть, а казаться. Его неумение и нежелание быть самим собой.
Но случайно ли это в Грушницком? (Как ему быть самим собой, если он ничтожен).
Понимает ли его Печорин? (Да, знает ему цену.Видит его позерство, понимает, для чего ему это надо).
Для Печорина лучше быть самим собой, обыкновенным, даже заурядным. Если делать вид, что ты героическая личность. Не будучи способным на бесстрашие, Грушницкий притворяется бесстрашным: махает шашкой – отступление от литературных норм.
Почему?
Через неправильность глагола чувствуем комичность показной храбрости Грушницкого. Ему мало быть юнкером, надо быть разжалованным, чтобы казаться загадочным.
Идеал Печорина – быть самим собой, простота, естественность, подлинность. Обозначим словами самого Печорина.
Грушницкий из тех людей, которые просто прекрасное не трогает.
Печорин же жаждет просто прекрасного. Вот откуда его страстный порыв к Бэле, ундине, Вере, в какой – то мере – Мери.
Печорин создает особенный прекрасный мир, который находится далеко от водяного общества.
Первые страницы повести. Прочитаем.
Посилился не в аристократическом центре, а на краю города у подошвы Машука.
Его погружение в мир природы, то просто прекрасное, которое становится гармонией чистоты.
«Выхожу один я на дорогу» - мир не только лирического героя, но и мир романа.
Природа – воплощение печоринского идеала. Его дневник полон красок, запахов, звуков природы. Это его единственное надежное прибежище – природа.
Мы знаем, как много в его жизни значила любовь, но природа еще больше.
После свидания с Верой – мысли о любви и природе, которая сильнее любви к женщине.
Для Печорина природа – сама жизнь. Мы говорим о его бесстрашии. В чем тайна его дерзновенности? Что жизнь разлюбил?!
Глубочайшее заблуждение. Он очень жизнелюбивая натура. Жажда опасностей – с тем, чтобы выйти из столкновения с опасностью победителем.
Обостренное чувство природы – мера его жизнелюбия.
С этого мир начинается. Так было у Пушкина, так и сейчас. Пусть меня не будет, но живет природа. Это затем у Есенина и др. Человек – частица природы, продолжение природы.
Где печоринское погружение в природу достигает наибольшей силы.
Перед дуэлью. Читаем.
Что поразило? (Вглядывается в каждую мелочь, частицу природы.Замедленная съемка, крупный план).
Какая же может быть природа перед дуэлью?
(Его влюбленность в природу обостряется в минуту опасности).
Так как природа не умеет лгать, в отличие от людей. Ей незнакомо притворство, не знает моды. Она поразительно естественна, какой и должна быть жизнь человека.
Задание на дом.
Ответить письменно на вопросы:
Мои впечатления о Печорине.
Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
Кто побеждает в поединке – Печорин или общество?
Учебник «Печорин и «водяное общество», Печорин и Вернер.
Глава Фаталист
9