СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе по теме "Судьба или случай. (По повести Пиковая дама" А.С. Пушкин)

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе»

Урок литературы в 9 классе по теме « Судьба и случай « ( Анализ повести А. С. Пушкина « Пиковая дама» )

 

Цели  урока.  1.  Выяснить  философски – нравственную  проблематику  произведения и авторское  отношение  к ней.

2. Формировать    умение   давать  обоснованную оценку героям  и   событиям         

     произведения.

3. Совершенствовать  навыки  анализа  произведения  в аспекте  его     жанрового  своеобразия.

 4.  Выявление  и сопоставление  разных  точек  зрения  на произведение  и его героев.

            Оборудование:  текст  повести,  презентация ,  музыкальная  запись  фрагментов  оперы  П. И. Чайковского  «Пиковая  дама».


 

ЦЕЛИ:

- Образовательные: 1) познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А.С.Пушкина, определить роль судьбы в жизни героев, связать с современностью; 2) развивать навыки работы с эпическим текстом; 3) показать значимость художественной детали в тексте; 4) закрепить знания о способах создания художественного образа.

- Развивающие: 1) развитие умения анализировать художественный текст; 2) развитие воображения, фантазии в процессе обсуждения произведения; 3) развитие умения обобщать, сопоставлять.

- Воспитывающие: формирование нравственных ориентаций и распознание истинных и ложных ценностей.





Ход урока

Учитель: В наше время, когда постоянно размываются границы между Добром и Злом, погоня за удачей и наживой , стремление к быстрому обогащению становятся ведущей темой большинства сериалов , повесть А. С. Пушкина « Пиковая дама» становится злободневной . Расчет , попирающий законы чести и совести , использование любых средств для достижение цели , надежда на случай , выигрыш , а не на собственный труд - это реалии сегодняшнего дня . И реалии пушкинской повести ..

Повесть Пушкина заставляет думать , Размышлять , искать истину и возвращаться к нравственным истокам - к вечным понятиям чести , совести , благородства .

- ( звучит знаменитая ария Германна « Что наша жизнь ? Игра !» П. И. Чайковского )

Текст арии перед газами ребят это облегчит восприятие текста

Вопросы :

--- Судя по арии из оперы , как воспринимает жизнь герой ? ( для него она – игра )

--- Что такое игра ?( забава , потеха)

Жизненный девиз Германна : « Ловите миг удачи» . Германн затевает игру с самой Судьбой .

-- А что такое судьба? ( на доске « Судьба – участь , жребий , доля , рок , предопределение, неминучее в быту земном , пути проведения»

- А что такое случай? ( на доске «Случай - нечто непредвиденное , неожиданное , приключение , происшествие»

- Есть ли связь между судьбой и случаем ?Если верить судьбе , то какое место в ней принадлежит случаю ? Если отрицать судьбу , то случай – всего лишь непредвиденное обстоятельство , которое может изменить ход событий . Если верить в судьбу , все видимые случайности являются закономерностями .

- вспомните литературные произведения , где случай был указующим перстом судьбы ?

( «После бала» Л. Н. Толстого , « Метель» А. С. Пушкина )

- Какое впечатление произвела на вас повесть ? Почему? О чем заставила задуматься ?

( Загадочна , неожиданностью поворота , завтавляет размышлять о власти денег , о роли случая в человеческой судьбе )

- С кем из героев повести связана тема судьбы и случая ? Что определено судьбою каждому из них? ( тема судьбы и случая связана в произведения с главными ее героями : графиней , Германном и Лизой . Каждому из них судьба начертала свой путь .

– Расскажите о графине? ( светская львица ) ее история жизни какова ?

- Вспомним историю Лизы ( бедная воспитанница старой графини , ждет своего « избавителя» )

- Какую жизнь вынужден вести Германн? Каково его жизненное кредо? ( Германн работал , а вечерами пристально следит за карточной игрой товарищей . Сам не играет , потому что « не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

« Расчет , умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит ,ускмкрити доставит мне покой и независимость !»- Это его жизненное кредо

- Не находите ли вы в этом кредо что предвосхищает знаменитые три карты ?

( глаголы « утроит «, « усемерит» - вот они будущие семерка , тройка, а покой и независимость – это туз . « Что за тузы в Москве живут и умирают» )

О чем это говорит ? ( в его подсознании живут три магические карты , которые явятся на свет в свое время .

- Какой принцип в жизненном кредо Германн ставит на первом месте ? ( расчет )

-Докажите , что Германн расчетливый человек?

Во – первых, он не играет в карты, потому что не может позволит себе излишеств .

Во – вторых , услышав историю о трех картах , задался целью узнать их секрет ( цитату из повести найдите )

Для Германна любые средства хороши , его не смущает возраст графини

В – третьих , он выстроил целый план проникновения в ее дом и орудием этого плана избрал бедную воспитанницу старухи . Расскажите о его плане ?

- В четвертых , холодный расчет не оставляет его даже в самые неожиданные минуты . После встречи с призраком графини записал свое видение , чтобы не забыть .

В жизненных принципах нет понятия чести . Честь и расчет несовместимы.

- Вспомните , что говорит о Германне Томский ?

( Германн немец , он расчетлив , вот и все! « Лицо истинно романтическое у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля . Я думаю , что на его совести по крайней мере три злодейства»

Рассказ о Наполеоне и почему с ним сходство ( сообщение ученика)

Рассказ о Мефистофеле и почему с ним сходство ( сообщение ученика)

- А что за «три злодейства» « числятся» за Германном ?

( два сразу определяю , ( смерть графини и искушение Лизы) а вот третье ?

Отгадку на финал оставим.

Прочитайте характеристику героя по повести . какую автор дает Германну

( чтение отрывка…» Германн был сын обрусевшего немца ….с лихорадорчным трепетом за различными оборотами игры»

- Какое слово является ключевым ? ( игрок)

- Еще есть в характеристике взрывоопасное противоречие . Какое?

( « честолюбив» , « скрытен» и « сильные страсти и огненное воображение» )

Эти качества не могут мирно сосуществовать в одном человека . Рано или поздно должны вступить в конфликт , который завершится взрывом

- первые навеки на назревающий конфликт ?

Вспомните письма к Лизе. ( сначала он списывает с немецких романов , но затем увлеченный своей игрой ( интригой) пишет вдохновленной страстью влюбленного)

Но мы то знаем , что им движет не любовная страсть , а жажда выведать тайну у старухи .

-Когда конфликт расчета и страсти становится еще острее?

Учитель : это происходит уже после того , как тайна известна Германну , но он еще не воспользовался ею . « Тройка , семерка , туз» - скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи . Эти карты не выходили из его головы и шевелились на его губах ( цитаты из повести)

- В какой момент этот конфликт достигает апогея получает наконец разрешение ?

Учитель: Это случается во время последней карточной игры , когда Германн обдернулся картой и открыл вместо туза пиковую даму

- Почему так могло произойти , как вы думаете ? Какие у вас версии , предположения?

Учитель : Страсть полностью овладела героем и оказалась сильнее рассудка и холодного расчета .

Две прядущие карты уже подарили ему выигрыш, что придало ему уверенности в игре . Он уже был в предвкушении о желаемом богатстве и забыл о предосторожности и расчете .

- А теперь Самое главное 6 то , что произошло : случай или закономерность ?

Не случай ( , а судьба)

Учитель : Внезапное сумасшествие Германна – это расплата за холодный расчет , жертвой которого стали Лиза , графиня . Расчету принесены в жертву и честь , и совесть , и душа , взалкавшая богатство .

- можно сказать это преступление против себя ?

( безусловно Вот оно третье злодейство )

- Случайно ли отнят разум ?

( Не случайно . Именно разум был главным орудием в борьбе с Судьбою. Он восстал против судьбы и судьба отплатила ему сумасшествием )

- Жаль вам Германна ?

( непростой герой . Трудно посочувствовать , кода душа Мефистофеля . И еще . он игрок . Тот , кто однажды сорвал куш , вряд ли остановится , тем более будучи страстным человеком )

Учитель : Именно такие люди больше нуждаются в сожалении . К покаянию призывает в финале оперы П. И. Чайковского « Пиковая дама» . В ней Германн не сходит с ума , а закалывается .

Звучит финал оперы Чайковского .Хор со словами « Господи , прости его и упокой…»

Сильное впечатление производит хор

О других героях . Никто не перешел заданной черты . И у Лизы , и у ТОммског все сложилось отлично .

Выводы: Случай исключен из жизненного пути, Так стоило ли приносить ему в жертву жизнь , ставить на карту душу ? А если судьба не устраивает человека? Просто жить , жить по совести , любить мир и радоваться тому , что ты живешь . Ведь сама жизнь - уже бесценный дар . Надо уметь во всем находить свет , иначе как бы мы узнали , что это тьма , а коли есть свет , то на что роптать . Умейте видеть свет . И жизнь не замедлит подарить вам счастливый случай






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!