СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме: «Герой нашего времени». Дружба и любовь в жизни Печорина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 а классе

Тема:  М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дружба и любовь в жизни Печорина.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме: «Герой нашего времени». Дружба и любовь в жизни Печорина.»

Урок литературы в 9 а классе

Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дружба и любовь в жизни Печорина.

Цель: осмысление сюжетно-композиционной роли романа «Герой нашего времени».

Задачи:

Обучающие:

- способствовать раскрытию необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

- провести социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем;

- провести героя через испытание любовью, так как это считается высшей человеческой ценностью;

-содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);

Развивающие:

- развить навыки критического мышления, культуры речи.

-развивать речевые умения путем пересказа и анализа произведения

(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;

- формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

- формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

(П) - развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- формировать навыки смыслового чтения

(К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Воспитательные:

- прививать интерес к художественной литературе;

- формировать ответственное отношение к учению;

- формировать целостное мировоззрение;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

- воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.

Коррекционно-развивающие:

- формировать умение использования речи как средства компенсации нарушений развития;

- формировать стремление к соотнесению слова и его чувственной основы;

- формировать умение понимания словесных обозначений сложных пространственных отношений, изобразительных средств языка;

- формировать специальные приемы работы с текстом.

-развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник.

Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени». Работа сегодня будет происходить в группах.

II Самоопределение к деятельности

- Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе, шёл, устала, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

- Что это такое? – спросил путешественник у привратника.

- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

- А есть там вода?

- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

- А поесть дадут?

- Всё, что захочешь.

- Но со мной собака.

- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Её придется оставить здесь.

И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить, - попросил путешественник.

- Заходи, во дворе есть колодец.

- А моя собака?

- Возле колодца увидишь поилку.

- А поесть?

- Могу угостить тебя ужином.

- А собаке?

- Найдется косточка.

- А что это за место?

- Это рай.

- Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.

- Врёт он всё. Там ад.

- Как же вы, в раю, это терпите?

- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.



- О чём эта притча? (О дружбе).

- Правильно, притча о дружбе, называется она «Дорога в рай».

- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа (Дружба в жизни Печорина).

- Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви . Запись числа и темы урока.

- Какие поставим задачи перед собой на уроке? (Рассмотрим сюжетные линии Печорин-Вернер, Печорин-Грушницкий, Печорин-Вера, Печорин-Мэри, что значит любовь и дружба в жизни Печорина, умеет ли он любить и дружить).

Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?

- К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.

III Проверка домашнего задания

- Давайте вспомним содержание прочитанной дома главы по подготовленным вами конспектов (демонстрация получившихся записей и краткий пересказ главы по ним)

IV Работа по теме урока

- Хорошо, молодцы. Ребята, а какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда вы слышите слово «дружба»? Из каких составляющих состоит понятие настоящая дружба? ( «Настоящая дружба»- ассоциации и составляющие к понятию).

- Герои произведения разные, с разными характерами. Узнаете ли вы героев романа по характеристике, данной им Печориным?



«…скептик и матерьялист…а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все струны сердца человеческого…но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…»

(Вернер)

«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать»

(Грушницкий)

- Всё правильно. Именно в соотношении с этими героями мы рассмотрим дружеские качества Печорина.

- Для того чтобы разобраться, что такое «дружба» в понимании Печорина, каждый из вас получил задание с вопросами, ответы на которые вы можете подкреплять цитатами из текста.

1 задание: Печорин и Вернер

  • Что сближает героев?

  • Что ценит Печорин в Вернере?

  • В чём отличие Вернера от Печорина?

  • Почему «читая душу друг друга» они не стали друзьями?

2 задание: Печорин и Грушницкий

  • Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?

  • Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?

  • Часто симпатии на стороне Печорина. Почему?

  • Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

«Дружба Печорина с Грушницким».

- Теперь, давайте попробуем сформулировать вывод: чем отличается дружба Печорина от настоящей дружбы. Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

Вывод: во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». А это неприемлемо, ведь настоящие друзья равны. Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде…ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

- А какую роль играет в жизни Печорина любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы.

- Сначала рассмотрим отношения Печорина с княжной Мэри . Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мэри?

«Настоящая любовь», «Любовь Мэри и Печорина».

- Сейчас мы прослушаем фрагмент из фильма «Герой нашего времени» Александра Котта. Ваша задача ответить на вопрос: «Каким предстает Печорин?»

( фрагмент – прощание Печорина с Мэри.)

- Каким предстает Печорин в этом фрагменте?

- А теперь давайте рассмотрим другой не менее важный женский образ, образ Веры.

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от других героинь?

- Опишите её. Семейное положение.

- Чем жертвовала Вера ради Печорина?

- Почему Печорин относится к ней иначе, чем к остальным?

- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере, испытал боль от того, что боялся ее потерять?

- Как вы думаете, Печорин любил Веру?

- Чему не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод: для любви нужно жертвовать чем-то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

V Подведение итогов урока

- Давайте подведем итог и покажем свое отношение к тексту при помощи синквейна.

Комментированное выставление оценок

VI Домашнее задание. Читать главу «Фаталист», сделать по ней план- конспект.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!