Урок литературы в 9 а классе
Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Дружба и любовь в жизни Печорина.
Цель: осмысление сюжетно-композиционной роли романа «Герой нашего времени».
Задачи:
Обучающие:
- способствовать раскрытию необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;
- провести социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем;
- провести героя через испытание любовью, так как это считается высшей человеческой ценностью;
-содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);
Развивающие:
- развить навыки критического мышления, культуры речи.
-развивать речевые умения путем пересказа и анализа произведения
(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;
- формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов
- формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
(П) - развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- формировать навыки смыслового чтения
(К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его
- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Воспитательные:
- прививать интерес к художественной литературе;
- формировать ответственное отношение к учению;
- формировать целостное мировоззрение;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
- воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.
Коррекционно-развивающие:
- формировать умение использования речи как средства компенсации нарушений развития;
- формировать стремление к соотнесению слова и его чувственной основы;
- формировать умение понимания словесных обозначений сложных пространственных отношений, изобразительных средств языка;
- формировать специальные приемы работы с текстом.
-развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности.
Ход урока
I Оргмомент
- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник.
Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени». Работа сегодня будет происходить в группах.
II Самоопределение к деятельности
- Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.
По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе, шёл, устала, собака тоже устала. Вдруг перед ним – оазис! Прекрасные ворота, за оградой – музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
- Что это такое? – спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Всё, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Её придется оставить здесь.
И путешественник пошёл мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай – там.
- Врёт он всё. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
- О чём эта притча? (О дружбе).
- Правильно, притча о дружбе, называется она «Дорога в рай».
- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа (Дружба в жизни Печорина).
- Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви . Запись числа и темы урока.
- Какие поставим задачи перед собой на уроке? (Рассмотрим сюжетные линии Печорин-Вернер, Печорин-Грушницкий, Печорин-Вера, Печорин-Мэри, что значит любовь и дружба в жизни Печорина, умеет ли он любить и дружить).
Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?
- К этому вопросу мы с вами вернемся в конце урока.
III Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним содержание прочитанной дома главы по подготовленным вами конспектов (демонстрация получившихся записей и краткий пересказ главы по ним)
IV Работа по теме урока
- Хорошо, молодцы. Ребята, а какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда вы слышите слово «дружба»? Из каких составляющих состоит понятие настоящая дружба? ( «Настоящая дружба»- ассоциации и составляющие к понятию).
- Герои произведения разные, с разными характерами. Узнаете ли вы героев романа по характеристике, данной им Печориным?
«…скептик и матерьялист…а вместе с этим и поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все струны сердца человеческого…но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…»
(Вернер)
«Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях…я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать»
(Грушницкий)
- Всё правильно. Именно в соотношении с этими героями мы рассмотрим дружеские качества Печорина.
- Для того чтобы разобраться, что такое «дружба» в понимании Печорина, каждый из вас получил задание с вопросами, ответы на которые вы можете подкреплять цитатами из текста.
1 задание: Печорин и Вернер
Что сближает героев?
Что ценит Печорин в Вернере?
В чём отличие Вернера от Печорина?
Почему «читая душу друг друга» они не стали друзьями?
2 задание: Печорин и Грушницкий
Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?
Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?
Часто симпатии на стороне Печорина. Почему?
Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?
«Дружба Печорина с Грушницким».
- Теперь, давайте попробуем сформулировать вывод: чем отличается дружба Печорина от настоящей дружбы. Способен ли Печорин на настоящую дружбу?
Вывод: во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого». А это неприемлемо, ведь настоящие друзья равны. Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде…ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.
- А какую роль играет в жизни Печорина любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины несложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы.
- Сначала рассмотрим отношения Печорина с княжной Мэри . Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мэри?
«Настоящая любовь», «Любовь Мэри и Печорина».
- Сейчас мы прослушаем фрагмент из фильма «Герой нашего времени» Александра Котта. Ваша задача ответить на вопрос: «Каким предстает Печорин?»
( фрагмент – прощание Печорина с Мэри.)
- Каким предстает Печорин в этом фрагменте?
- А теперь давайте рассмотрим другой не менее важный женский образ, образ Веры.
- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от других героинь?
- Опишите её. Семейное положение.
- Чем жертвовала Вера ради Печорина?
- Почему Печорин относится к ней иначе, чем к остальным?
- Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере, испытал боль от того, что боялся ее потерять?
- Как вы думаете, Печорин любил Веру?
- Чему не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?
Вывод: для любви нужно жертвовать чем-то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.
V Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог и покажем свое отношение к тексту при помощи синквейна.
Комментированное выставление оценок
VI Домашнее задание. Читать главу «Фаталист», сделать по ней план- конспект.