Подготовка к сочинению
по роману А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Примерные темы сочинения:
1. «Я так люблю Татьяну милую мою»
2. Почему Пушкин называет Татьяну «милый идеал»?
3. Письмо Евгения к Татьяне Лариной
4. Письмо Татьяны к Онегину.
5. Почему Татьяна влюбилась в Онегина?
6. Любовь в жизни Онегина и Татьяны.
?
Какой общей темой объединены данные примерные темы?
Любовь на страницах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?)
Тип урока : Урок развития речи (обобщение).
Задачи :
1. Обобщить и систематизировать полученные знания по роману «Евгений Онегин.
2. Проанализировать отдельные фрагменты романа (письма и ответы на них).
3. Составить план к сочинению.
1 - Что же такое любовь
По форме ОГЭ: ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
2. - В романе есть старое поколение (няня и мать Татьяны и Ольги). Что вы можете сказать о любви во времена их молодости?
няня: “не слыхали про любовь”, “Мой Ваня / Моложе был меня, мой свет, / А было мне тринадцать лет...”. Няня Филипьевна вышла замуж не по любви, как и многие крестьянки, которых выдавали замуж насильно;
мать: влюблена в героев французских романов, о которых ей рассказывала её сестра Алина; ее так же выдали замуж за нелюбимого, который увез ее в деревню, где она сначала плакала, а потом занялась хозяйством и привыкла: “привычка свыше нам дана, замена счастию она”).
План сочинения.
- Вступление (история написания романа: коротко, на полстранички).
Роман был написан
в течение 7 лет (1823-1830 гг.)
В 1832 году А.С. Пушкин пишет 8 главу
По замыслу автора, в романе должно было быть 10 глав. В 1830 году в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы.
В 1833 году в первое полное издание романа Пушкин включает, кроме 8 главы, «Отрывки из путешествия Онегина».
Сюжет и композиция
Особого внимания заслуживает рассмотрение
вопроса о композиции романа.
Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев: Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды
в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном» отражении.
С одной стороны следует сюжетная линия,
связанная с героем – Онегиным, а с другой стороны – с героиней – Татьяной.
- 2. Основная часть (полторы – две страницы страницы) :
ваши рассуждения , мысли по теме, подкреплённые цитатами из текста .
!Цитируйте основные эпизоды из текста, которые раскрывают характер главных героев!
в этой части вы можете использовать выдержки из конспектов, цитировать статьи учёных (С. М. Бонди, В. Г. Белинский).
Способы цитирования текста:
Стихотворный текст цитируется без кавычек!
Вот, как автор говорит о Татьяне:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива
Она в семье своей родной…
Из этого описания мы можем подумать, что Татьяна – это бесчувственная девушка, холодная, как лёд. Но я думаю, что это не так. Я полностью соглашаюсь с мнением В. Г. Белинского, что « . . .».
3. Заключение (ваши мысли и чувства по выбранной вами теме, 2/3 странички).
Вы написали черновик.
Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль?
Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении (лишнее).
Дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства. Внесите исправления.
Вы написали черновик.
Обратите внимание на знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, ССП и СПП предложениях.
Алгоритм работы.
- Выбираете тему.
- Подбираете материал по теме.
- Пишете вступление (общее).
- Пишете основную часть ( ваши рассуждения , цитаты). ПО ТЕМЕ!
- Заключение (по теме).
- Проверка черновика (что лишнее, чего, наоборот, не хватает для раскрытия темы).
- Проверяете орфографию и пунктуацию.
- Переписываете, если это необходимо, второй раз.
- Выражать любовь можно по-разному: оказывать знаки внимания, дарить подарки, делать комплименты, совершать подвиги… Годы идут, поколение меняется. Как же теперь герои романа выражают свои чувства?
Татьяна и Онегин пишут письма с признаниями в своих чувствах)
- Как характеризует героиню ее письмо?
(героиня романа типичный представитель своего времени, которая воспитана на сентиментальных романах, она видит в Онегине героя своих французских романов; обращается к нему с нежностью, ее чувства искренние; ее письмо поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты, она цельная натура: может любить только один раз)
Почему А.С.Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»?
Белинский о Татьяне Лариной:
Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Почему Онегин так суров к Татьяне во время встречи в саду? ( строфы XIV и XV)
«Но я не создан для блаженства;
Ему чужда любовь моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте(совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
И, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,…
(он не был к ней суров, Онегин хотел оттолкнуть от себя, рассказывая ей о своих недостатках, он ее не любил )
- Какие мысли и чувства вызвало письмо Татьяны в душе Онегина? ( гл. 4 строфа XI )
Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;
И в сладостный безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувственный пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
(в нем проснулись забытые прежде чувства, но он подавил их в силу своей гордости; он холоден, женщины нужны только для развлечения, на глубокие чувства он не способен; видим холодного безразличного, зацикленного на себе, эгоистичного человека)
- Что советует Евгений Татьяне? (гл. 4, строфа XVI).
Почему он это сделал?
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей...
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так видно небом суждено.
Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет".
XVII Так проповедовал Евгений.
Сквозь слез не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его...
Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически?
Какие чувства возникли у вас при чтении письма Онегина к Татьяне? (гл. 8, строфа XXXII )
Изменился ли Онегин сейчас?
(он сейчас понял, как глубоко ошибся, хотел ее вернуть; предстает как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, не сумевший найти своего счастья; в своем письме обращается не к той простой деревенской девушке, а к женщине из высшего общества, именно к такой женщине у него проснулась любовь, это говорит о том, что он очарован не ей самой, а ее положением в обществе)
Как отнеслась Татьяна к признанию в
любви Онегина?
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она: "Довольно; встаньте.
Я должна Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале?
Подведение итогов. Обобщение.
Итак, мы поговорили об авторе, о романе, о героях, об их отношениях. Прослушайте текст и ответьте на вопрос: Из воспоминаний А.П. Новосильцевой: " Перед Пушкиным лежал мой альбом, говорили мы об "Евгении Онегине”, Пушкин молча рисовал что-то на листочке. Я говорю ему: " Зачем вы убили Ленского? Варя весь день вчера проплакала!” Варваре Петровне тогда было лет 16, собой была недурна. " Ну, а вы, Варвара Петровна, как бы кончили эту дуэль?” – спросил Пушкин. " Я бы только ранила Ленского в руку или плечо, и тогда Ольга ходила бы за ним, перевязывала бы рану, и они друг друга ещё больше бы полюбили”. – " А вы как бы кончили эту дуэль?” – обратился Пушкин ко мне. – " Я ранила бы Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы её, и полюбил её”.
Вопрос: подумайте, почувствуйте, что ответил Пушкин барышням?
Пушкин ответил: " Ну, нет, он Татьяны не стоил”.
Работа в парах.Задание : написать план к сочинению.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение
Любовь на страницах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Любовь нечаянно нагрянет….»
(написание сочинения-рассуждения 13.3
на основе романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Обозначив круг вопросов, которые будут рассмотрены в coчинении, можно переходить к составлению его плана. Начинать следует с главного тезиса, раскрытие которого и составит основное содержание работы.
Почему мы анализировали письма двух главных героев?
Для чего, с какой целью мы это сделали?
Да, мы должны написать сочинение 13.3 «Что такое любовь?»
1. Как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Дайте определение.
2. Можно ли рассматривать слово ЛЮБОВЬ в данной ситуации как любовь к матери, родной земле?
Тезис. Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.
2.Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
Комментарий: Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
вывод: любовь нужна каждому, без нее человек не может прожить .
в Толковом словаре Ожегова )
ЛЮБОВЬ –
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Л. до гроба (вечная).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям.
3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.
4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение).
5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к сладкому, к нарядом, к комфорту.
4. Подобрать синонимы к слову любовь :
благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
5.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Вывод
Таким образом, настоящая любовь имеет необъяснимую власть над человеком, она делает его лучше и благороднее.
Написание сочинения-рассуждения 13.3 ОГЭ (парная работа)
1 ряд- вступление
2 ряд- аргументы
3 ряд - вывод
Рефлексия.
- Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка)
-К кому любовь нечаянно нагрянула?
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение
Тема любви в романе «Евгений Онегин»