1. Мотивация к учебной деятельности 1мин. | Словесное приветствие. | Добрый день, ребята. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили ? Садитесь. С усердием трудитесь. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | самоопределение | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, слушание учителя | Самоконтроль, организация своей учебной деятельности | Формирование положительной мотивации |
2. Эмоциональный настрой, введение в тему. 2 мин | Беседа, | Ребята, посмотрите на экран. (см. Приложение 1 -Что изображено на картинах известных русских художников? (Зима, отдых людей зимой). -А что вам нравится зимой? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о зиме) | Просматривают слайды с изображением репродукций картин известных художников, отвечают на вопросы. | Самоорганизация | Сотрудничество с учителем и сверстниками | Организация своей учебной деятельности, контроль правильности ответов учащихся | Построение логической цепи рассуждений |
3.Проверка домашнего задания 5 мин | Беседа, устное словесное рисование. | — А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну... Попробуйте рассказать, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите о том, какое настроение вызывает у вас эта картина. Можно использовать материал домашнего задания, где вам нужно было подобрать эпитеты, метафоры, сравнения, помогающие описать ваше утро. Ребята, к этой работе мы еще вернемся и послушаем других ребят! А пока давайте посмотрим, каким рисует зимнее утро известный русский поэт А. С. Пушкин. Давайте запишем тему урока А.С. Пушкин «Зимнее утро». Единение природы и человека. Антитеза. | Рассказывают, воображают, приводят свои примеры | организация своей учебной деятельности | Сотрудничество с учителем и сверстниками |
Формируем умение контролировать процесс и результаты УД. | Узнают информацию от своих одноклассников, анализируют ее |
4.Постановка целей и задач урока 1 мин | беседа | - Подумаем и поставим цели урока. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют задачи. | самоопределение | Сотрудничество с учителем и сверстниками | постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Построение логической цепи рассуждений |
5. Работа по теме урока 19 мин Физкультминутка 3 мин | Индивидуальное сообщение, беседа, анализ стихотворения. Знакомство с новым приемом «антитеза» Исследовательская работа «Художественные средства» | Но прежде чем начнем знакомиться с произведением, давайте узнаем историю создания стихотворения «Зимнее утро» 1)Выступление ученика. (см. приложение 2) 2) Учитель проводит словарную работу: - как понимаете значение слов и выражений: нега, взоры, лежанка, предадимся бегу коня, северной Авроры. (слова выписаны на доске) Учитель помогает определить точное значение для понимания стиха. 3) выразительное чтение стихотворения учителем. - Ребята, какое впечатление на вас произвело это стихотворение? -Каково настроение этого стихотворения? -Какова идея стихотворения? (единение природы и человека) - Ребята, стихотворение построено на антитезе. О том, что это такое подробнее расскажут ваши одноклассники. (выступление учеников: определение понятия, примеры, роль в произведении. Запись понятия в тетрадь).(см. Приложение 3). - Найдите примеры антитезы в стихотворении (мороз-солнце; дремлешь-проснись, блестит-чернеет и т.д.) -Для чего поэт использует этот прием? -Ребята, антитеза еще бывает и композиционной! (учитель рассказывает о таком виде антитезы) -Дети, посмотрите на «кривую настроения» этого стихотворения. любовь, любование нега бодрость тревога, грусть - Скажите, почему поэт композиционно расположил «мрачную картину» не в начале стихотворения? -Итак, каким поэт рисует нам зимнее утро? А вечернюю вьюгу? А природу? (зачитывают строчки из стихотворения) -А какие художественные средства помогают Пушкину так просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроении, которые появляются в душе поэта? Каждая из пяти групп анализирует по одной строфе и заполняет таблицу (образец 1 строфа) Образная система | эпитеты | метафоры | сравнение | настроение | Обра природы | Мороз, солнце, день чудесный | Чудесный, прелестный | Сомкнуты негой взоры, северная Аврора | | радостное | Образ человека | Дремлешь, друг прелестный, красавица | -Ребята, представим свои работы. - Какую роль играют данные художественные средства? (помогают поэту выразить восторг, нарисовать картины утра, природы). -Какие эпитеты вам помогли описать зимнее утро! (проверка домашнего задания 2 часть). -Зачитайте строчки стихотворения, где, по-вашему, наблюдается единение человека и природы («На мутном небе мгла носилась» - «и ты печальная сидела»; « открой сомкнуты негой взоры….) | Слушают стихотворение. Анализируют с учителем стихотворение. Работают с учебником. бодрость Проводят исследовательскую работу в группах. Представляют свою работу. |
организация своей учебной деятельности
| Формируем умение работать в группе; Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Находить примеры в стихотворении. | Формируем умение принимать, сохранять цели и следовать им в УД. Формируем умение контролировать процесс и результаты УД.
| Формируем умение извлекать информацию из текста, из выступлений учителя и одноклассников. |
Подведение итогов. Рефлексия. 3 мин | беседа | -Каким вы увидели зимнее утро А. С. Пушкина? -Какие художественные средства помогли автору написать картины природы? Закончите предложение: - пейзаж А.С. Пушкина – это гимн родной природе, потому что… -Ребята, у вас на партах лежат листочки с изображением ясного зимнего утра и вечерней вьюги. Если у вас хорошее настроение, вы поняли материал урока, поставленные цели были достигнуты, то поднимите картинку зимнего утра. Если нет, то вьюги. Озвучивает оценки за урок | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке, достижение поставленных целей. Определяют своё настроение | понимают, в чем значение литературы для человека | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Осуществлять итоговый контроль по результату; Уметь оценивать свою деятельность; Способность к рефлексии. | рефлексия;
|