СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 С. Есенин " Нивы сжаты, рощи голы..." разработка на конкурс "Современный урок", система Занкова, 2класс литературное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс»

МОУ « Общеобразовательная Березниковская средняя школа»













Конкурс методических разработок

«Современный урок»





















Учитель начальных классов Какышова Анна Валериевна









Особенности урока по развивающей программе.


  1. Структура урока очень гибкая, нет единой схемы урока, нет чётких этапов.

  2. Нет оценок. Оцениваются только контрольные и проверочные работы. За ответы учащимся на уроке отметка не ставится.

  3. Продолжительность урока может быть больше 45 минут при необходимости.

  4. Физкультминуток в течение урока не планируется заранее, они проводятся по мере необходимости (по ходу урока).

























Оборудование:

  • портрет С. Есенина;

  • таблицы с шифровкой;

  • “Словарь настроений”;

  • репродукции картин И.И. Левитана “Золотая осень”;

  • листочки красного и коричневого цвета;

  • учебник “Литературное чтение”, 2 класс (авт. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.);

  • аудиозапись П. Чайковского «Осенняя песня», А. Вивальди «Времена года. Осень».






Урок литературного чтения во 2 классе по программе Л.В. Занкова


Тема: ОСЕННЯЯ СТРАНИЦА.

С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ...»


Цели и задачи:

Способствовать формированию умений учащихся раскрывать образы, находить образные средства языка (олицетворение, сравнение).

Создать условия для наблюдения за передачей настроения мастерами живописи и музыки. Способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения.

Развивать речь учащихся через обогащение словаря, развивать эмоционально-чувствительное отношение к поэтическому слову.


Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему.

Уже горят огнем рябины кисти,

И пожелтели на березе листья,

И пенья птиц уже не слышно вовсе,

И тихо-тихо к нам приходит Осень...

Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня».

- Осень, осень на дворе. За неделю невидимый художник залил яркими осенними красками шевелюры кленов, осин, берез... Золотые, багряные, розовые, желто-зеленые — куда ни глянь, всюду тебя встречает трепещущий калейдоскоп красок! И вот, словно дождавшись желанного разрешения, веселый ветер проказливым щенком набрасывается на все это разноцветное великолепие. Он треплет макушки деревьев, радостно разнося по аллеям парков и дворам охапки сухих листьев. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят. Только некогда грустить. Недаром в былые времена год в сентябре начинался не только у школьников. Действительно, куда ни глянь, все вроде бы совсем новое: и поле, и лес, и небо над головой.


Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит Осень...


2.Объявление темы и постановка целей.

Непостижимая красота природы воспета поэтами, музыкантами, запечатлена на на полотнах известных художников. Сегодня на уроке мы будем любоваться чудесными картинами осенней природы. Будем слушать музыку, читать стихи, рассматривать репродукции, вспоминать свои наблюдения и впечатления.

Великие русские поэты часто обращались в своих стихах этой теме. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда...

- Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени?



3. Изучение нового материала.

1. Работа в группах

Класс делиться на три группы

Детям предлагаются для чтения стихи русских поэтов об осени.

Задание: прочитать стихи, подчеркнуть яркие эпитеты, сравнения, олицетворения.

1 Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,

-Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь

-И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. Тютчев

2 Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

А. Фет

3 Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет 
Травка на лугах,
Только зеленеет 
Озимь на полях.

Туча небо кроет, 
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.. 

Зашумели воды
Быстрого ручья, 
Птички улетели 
В теплые края.

А.Плещеев



- Вы прочли строчки из стихов Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева.

Проверим, что же вы подчеркнули. Один человек из группы читает выразительно стихотворение, затем группа называет сравнения, эпитеты, олицетворения.


2. Работа по учебнику

Строчки из этих стихов могут быть эпиграфами к осенней страничке учебника.

- Что такое эпиграф?

Эпиграф (от греческого - надпись) - цитата, изречение помещаемые автором перед текстом. Эпиграф поясняет основную идею произведения.

  • Учебник предлагает две строчки из стихов ваших ровесников. Прочитайте.

  • О каком периоде осени эти строки?

3. Работа по картине.

Впечатления и настроение и чувства детей


- Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. То же самое мы видим и на полотнах художников. Посмот­рите на картину И. И. Левитана «Золотая осень».

Начиная с картины «Осенний день. Сокольники», Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту». На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень».

В повести о Левитане писатель Константин Паустовский дал очень емкую, но удивительно образную оценку его осенним картинам:

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».

В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то завет­ное, сокровенное. Он говорил ученикам, что мало хорошо напи­сать землю, небо, воду, - надо передать в пейзаже чувство, ко­торое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо.

«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним - увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.

/

  • Знакомство со стихотворением С. Есенина «Нивы сжа­ты, рощи голы...».

На доске таблицы с шифровкой. Какое слово зашифровано? (Есенин.)


На доске: портрет С. Есенина.

– Знакомо ли оно?

– Почему появилось на нашем уроке?

– Сегодня мы прикоснемся к творчеству Сергея Есенина. С. Есенин воспевал в стихах природу, и не зря его называ­ли певцом русской природы. Вам знакомы его стихи начиная с детского сада.

Великие русские художники выражали свое восхищение и своих полотнах с помощью красок и кисти,а

С. Есенин воспевал красоту природы в стихах, и его оружие – слово.

- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...».


  1. Первичное чтение стихотворения учителем.

Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека.

Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она покидает свой расписной терем.

Перед нами совсем другая картина.


- Какое настроение передает это стихотворение? (Грустное,тоскливое.)

– Какие строчки запомнились? Прочитайте без книги.

– Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

– Какие настроения автора вы почувствовали?

Работа со “Словарем настроений”. Высказывания учащихся.)

Словарь настроений:

  1. Весёлое, игривое, задорное, бодрое, удивлённое, лёгкое, восхищённое, восторженное, шутливое, ликующее, призывное, неудержимое, успокаивающее, задушевное, светлое, любовное, приятное, доброжелательное, дружелюбное, спокойное, радушное, радужное, искреннее, нежное, ласковое.

  2. Грустное, мрачное, жалкое, завистливое, сочувственное, тоскливое, тревожное, капризное, безысходное, неприятное, тяжёлое, удручённое, возмущённое, сонливое, унылое, хмурое, сердитое, плаксивое, боязливое, печальное, обиженное, болезненное.

Словарь характеристик:

  1. Положительные качества: скромный, мужественный, решительный, кроткий, бесхитростный, смелый, упорный, настойчивый, находчивый, вежливый, весёлый, гордый, ответственный, добрый, честный, послушный, внимательный, заботливый, умный, исполнительный.

  2. Отрицательные качества: надменный, неверный, свирепый, коварный, жадный, злобный, лицемерный, заносчивый, угрюмый, трусливый, эгоистичный, мерзкий, бесчестный, хитрый, высокомерный, упрямый, малодушный, спесивый, дерзкий, бестактный.

  3. Нейтральные качества: неукротимый, ненавидящий, нетерпеливый, страстный, озорной, отчаянный, доверчивый, важный, равнодушный, лукавый, робкий.


Какую картину представили? Нарисуйте словами.


- Какие краски вам бы потребовались? (Серая, черная, коричневая, темно-синяя.)


Релакс (опустить голову на парту, закрыть глаза) Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Времена года. Осень».





6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения


Обратите внимание у стихотворения нет заголовка, поэтому оно названо по первым строчкам.-

- Прочитайте первую строфу. Какой период осени описывает поэт? (Поздняя осень.)

- Как понимаете смысл этого выражения: «Нивы сжаты, рощи голы»? (Убраны хлеба с полей, листья с деревьев опали.)

- Какие прилагательные мы обычно используем, говоря о солнце? (Яркое, ласковое, теплое, красное.)

- А какое солнце у Есенина? (Тихое.)

- Почему? (Оно устало, оно трудилось все лето и теперь: хочет отдохнуть.)


- Какие строчки говорят о том, что солнце «уходит на отдых»? («Колесом за сини горы солнце тихое скатилось».)

- Как эти строчки надо прочитать? (Медленно, передавая ощущение усталости, желание отдохнуть.)

- Прочитайте, передавая настроение солнца.

- Прочитайте вторую строфу. О чем это четверостишие? (О дороге.)

- Что о ней узнали? (Взрытая, дремлет, ей «примечталось», что скоро придет зима и принесет покой.)

- Как понимаете смысл слова «взрытая» дорога? (По ней много ездили, всю избороздили, остались глубокие следы от колес.)

- Какие слова в тексте показывают, что дороге очень хочется, чтобы зима поскорее пришла? («Совсем-совсем» - этот по­втор слова звучит как призыв: приходи, зима, скорей.) '

- Какие слова помогают раскрыть образ дороги? (Дремлет, примечталось, совсем-совсем немного ждать осталось.)

- Сравним по настроению первое и второе четверостишия. ' Что общего и чем отличаются? (В них ощущается стремление к покою, но солнце заходит, засыпает, а дороге «только примеч­талось», что зима принесет успокоение.)

- Как надо эти строки прочитать? (Медленно, спокойно, из слова «совсем-совсем» должны прозвучать как просьба.)

- Попробуйте прочитать.

- А только ли дорога ждет зиму? Прочитайте третью строфу, попробуйте ответить на этот вопрос. (Лирический герой тоже предвкушает приход зимы.)

- Какой образ представили, читая эти строки? (Образ месяца.)

- Меняется ли настроение? Какое слово указывает на это? (Ах!)

- Как будем читать эти строки? (Радостно, с нетерпением.)

- Кто испытывает эту радость? (Лирический герой - человек, юторый в тексте назван словом «я».)

- Каким представляете героя стихотворения? (Молодой человек, развито воображение и фантазия.)

- Из каких строк это видно? («Увидал вчера в тумане: / Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани».)

- Что связывает вторую и третью строфу? (Дорога и человек с нетерпением ждут зимы.)

- Прочитайте выразительно стихотворение.


4. Итог урока.

Осень...

Ко сну готовится природа,

Всего три месяца - и наступит зима.

И осень сдаст свои права.

- Отметьте на годовом круге, где мы сейчас находимся. По­делитесь впечатлениями от «Осенней странички», которую се­годня составили.


Домашнее задание: прочитать стихи русских поэтов об осе­ни и выучить наизусть (по выбору).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!