СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 класс "Т.Александрова "Кузька"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока литературного чтения может заинтересовать учителей, работающих по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконини - В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В технологической карте представлены цель и задачи урока, а также расписаны универсальные учебные действия, формируемые на данном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс "Т.Александрова "Кузька"»

Технологическая карта урока литературного чтения в 2 «А» классе _____._____. 20____г.

( предмет) (класс) (дата)

Тема урока: Герой в авторских сказках о волшебстве. Т.И.Александрова «Кузька»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15


Цель урока

Формировать умение анализировать образ героя волшебных сказок

Задачи урока:

Образовательные: проанализировать образ героя в сказке, совершенствовать умение работать с текстом

Развивающие: развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения, умение анализировать образ героя сказок, внимание память, речь учащихся

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, уважение к культуре нашего народа

Планируемые результаты

Предметные

Уметь характеризовать героя сказки с опорой на план, читать правильно, выразительно, осознанно


Личностные

Быть ответственным за свою деятельность, эмоционально откликаться на прочитанное произведение,

адекватно оценивать результат своей деятельности

Метапредметные

Коммуникативные

Уметь выражать собственное мнение, уметь слушать собеседника, договариваться, убеждать его, владеть навыком культуры поведения в учебном диалоге, строить собственные рассуждения на тему высказывания

Регулятивные

Уметь сохранять заданную цель, видеть свою ошибку и исправлять ее, осуществлять действия по образцу и заданному правилу, быть способным контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценки взрослого собеседника.

Познавательные

Уметь работать с различными источниками информации, искать и выделять необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи

Межпредметные связи

Технология, окружающий мир

Ресурсы урока

Презентация, песни «В гостях у сказки», «Рыжий Кузя – домовенок», «Не бойся сказки!», фрагмент мультфильма «Домовенок Кузька», учебник,

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

УМК

Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 5 мин

Настраивает учащихся на работу

Проводит артикуляционную разминку, организует работу с чистоговоркой, скороговоркой

Организуют рабочее место, настраиваются на работу, делают артикуляционную разминку

Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки учитель читает стихотворение

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

- Как вы думаете, куда нас привела эта музыка? (в сказку)

- Что мы возьмем в сказку? (знания, добро, улыбки)

- Улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям и с хорошим настроением отправимся в сказку.

- Я думаю, каждый из вас любит сказки. Даже взрослые любят сказки. Как вы думаете, почему?

- Сказки нас удивляют, восхищают, иногда пугают, веселят, но никогда не оставляют нас равнодушными.

- Проведем небольшую дыхательную разминку. Покажите, как при чтении сказки вы восхищаетесь (Ах!), удивляетесь (О!), радуетесь (И!), пугаетесь (Ух!)

Чистоговорка

Жи-жи-жи – сказку расскажи

Да-да-да – без сказки - беда

Ша-ша-ша – сказка хороша

Ра-ра-ра – начинать пора

Скороговорка

Оксана сказку пересказывала, пересказывала, да не пересказала.

Уметь организовать свое рабочее место, читать правильно, осознанно

Уметь сохранять заданную задачу

4

Актуализация знаний, 5 мин

Уточняет знания учащихся, подводит к изучению новой темы

Отвечают на вопросы учителя

- А что такое сказка? (произведение устного народного творчества, события и герои которого вымышлены)

- Как обычно строится сказка? (присказка, зачин, развитие действия, концовка)

- На какие группы можно разделить сказки? (авторские и народные, о животных, волшебные и бытовые)

- Чем отличаются авторские сказки от народных?

- К нам сегодня на урок пришла не совсем обычная гостья. Она не называет себя, а хочет, чтобы вы сами определили, кто она.

- Здравствуйте, мои юные друзья! Я – известная писательница, родилась в Казани, но детство мое прошло в Москве. Мама работала врачом, папа – инженером. Их не было дома до самого позднего вечера. Но зато у нас была няня, которая знала сказок превеликое множество – и о домовых и о ведьмах, и о красных девицах, и о добрых молодцах.

Я работала воспитателем в детском саду и именно тогда начала писать сказки. После войны я поступила в институт кинематографии на художественный факультет с отделением мультипликации. Я любила рисовать детей, а чтобы они не скучали, рассказывала им сказки. Так я стала писательницей.

Я приготовила вам небольшой сюрприз. Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, который создан по моему произведению.

- Как вы думаете, для чего я показала вам этот отрывок?

Меня привлекал огромный мир сказочных волшебных персонажей – домовые, лешие, водяные, кикиморы. И об одном таком домовом я написала сказку, и не одну, а несколько. Про этого домовенка даже создали целую серию мультфильмов. А продолжение его приключений теперь сочиняет моя дочь. Так кто же я?

- О каких домовых говорила нам Татьяна Александрова? Что вы знаете о них?

- Правы ли вы или нет, мы узнаем на нашем уроке.

Знать определение сказки, виды сказок, структуру сказки

Уметь выражать собственное мнение

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин

Мотивирует учащихся к учебной деятельности

Формулируют тему и цель урока

- Кто уже догадался, с каким произведением и кто его автор, мы будем работать на сегодняшнем уроке?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (познакомиться со сказкой, с главным героем, узнать, какой он, как выглядит, откуда и зачем пришел, какие приключения с ним произойдут)

ОТКРЫТЬ ДОСКУ

Уметь формулировать тему и цель урока

Уметь сохранять заданную задачу

5

Первичное усвоение новых знаний, 8 мин

Организует деятельность по ознакомлению со сказкой

Слушают сказку

- Слушайте внимательно, я начну читать, а вы продолжите. А после чтения вы постараетесь ответить на вопрос: каким вы представляете себе домовенка


Уметь читать правильно, выразительно, осознанно


6

Первичная проверка понимания, 3 мин

Организует работу по проверке понимания

Отвечают на вопросы

Словарная работа после слушания

- Понравилась ли сказка? Каким представили себе домовенка?

ФИЗМИНУТКА

Ребенок получил дополнительное задание и представил себе домовенка так. Она предлагает нам отдохнуть и немного потанцевать!!!



7

Первичное закрепление, 1 мин

Организует чтение сказки

Читают сказку по цепочке

- О каком событии идет речь в этом отрывке?

- Как встретила Наташа домовенка? (настороженно, но пообещала никогда его не обижать)

- Как это характеризует Наташу? (добрая, отзывчивая, хороший друг)

- Как вы думаете, а какой герой сказочный: Кузька или Наташа? Почему?

- Какие новые незнакомые слова встретились в этом тексте? Давайте их зачитае

Поколотишь не жваркнешь наподдашь отлупишь отдубасишь выдерешь дряпать свОриться лапти тетёха недотёпа невразумиха непонятливая потешный нос курносый заходил ходуном

-Понятен ли нам их смысл без словаря?

-Домовёнок Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить языком Даля. («Словарь» В.И.Даля был самой зачитанной книгой в доме Александровой) ПОКАЗАТЬ СЛОВАРЬ!!!



8

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 9мин

Организует работу по применению и добыванию знаний

Самостоятельно работают по группам

- Давайте более подробно разберёмся, каким предстаёт Кузька в прочитанном фрагменте сказки? Как он выглядит, как он себя ведёт, как говорит? И узнаем, как это характеризует Кузьку?

- На ваших столах лежат памятки №1 «Правила работы в группах» Обратитесь к ним, если подзабыли, как работать в группах

- Начинаем работать в группах.

Задание для 1 группы:

Найти в различных источниках информацию о том, кто такие домовые

Задание для 2 группы:

Найдите, какие поверья о домовом существуют

Задание для 3 группы:

1. Найдите в сказке и выпиши описание внешности Кузьки.

Задание для 4 группы:

1. Найдите в сказке и выпиши описание того, как ведёт себя Кузька. Как это характеризует Кузьку.

Задание для 5 группы:

Найдите в сказке слова (речь) Кузьки? Чем они интересны. Как речь характеризует Кузьку?

Уметь характеризовать героя сказки с опорой на план,


Уметь работать с различными источниками информации, искать и выделять необходимую информацию

12

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, 7 мин

Контролирует усвоение нового материала

Отчитываются о работе по карточкам

Работают над аппликацией в парах

- Отчет групп по заданиям

- Все очень хорошо поработали, а теперь давайте соединим все характеристики вместе и ответим на вопрос: каким вы представили себе Кузьку после проведенного нами подробного анализа? (это домовой – домашний дух, может быть переехал вместе с этой семьей в новый дом, небольшой, лохматый, в красной рубахе, лаптях, нос курносый, рот до ушей, речь необычная, говорит словами деревенского жителя, говорит недружелюбно, ворчит, но хочет понравится, осторожный, недоверчивый, любопытный, веселый, озорной, хвастливый, автор его любит, посмеивается над ним)

- А сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую аппликацию из ткани и смастерить домовят, изображения которых лежат у вас в конвертах. Детали одежды мы уже вырезали, вам осталось только приклеить их.

- Вспомните «Правила пользования клеем», обратитесь к Памятке 2.

Работа над аппликацией в парах

- Покажите гостям результат вашей работы

Знать правила пользования клеем, выполнять аппликацию из ткани на картоне

Уметь осуществлять действия по образцу и заданному плану

15

Рефлексия, подведение итогов занятия 3 мин

Организует подведение итогов, рефлексию

Подводят итог, оценивают свою работу

– Это было путешествие по первой книге Г.Александровой из целой серии книг о домовёнке Кузьке.
– Понравилась ли она Вам? (Да)
– Чем? (Весёлая, добрая, она о дружбе, которая помогает преодолеть любые трудности) Чему она вас научила? (не обижать других, вести себя по отношению к другим по-доброму, помогать)

– Будете ли вы продолжать знакомство с героями Г.Александровой дальше? (Да)

- Пригодятся ли сведения, полученные на этом уроке вам в жизни? Зачем?

- Иногда дома положишь вещь, а она раз и пропала, говорят «домовой пошутил». Тогда можно произнести такие слова:

Домовой, домовой!

Мы давно друзья с тобой.

Взял вещицу поиграть,

Так верни ее опять.

И старайся помогать

Дом в порядке содержать.

- У каждого домовенка есть свой сундучок. Давайте положим в него конфеты (если на уроке все удалось), печенье (если на уроке вы кое-что не поняли) или бублик (если урок вам показался скучным и неинтересным, ненужным)


Уметь адекватно оценивать результат своей деятельности

14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Вникают в суть домашнего задания

1.Учебник стр. 111-114 выразительное чтение по ролям – задание для всех

2.Для тех, кто любит исследовать, искать, предлагаю сделать проект «ДОМОВОЙ – ПОКРОВИТЕЛЬ ДОМАШНЕГО ОЧАГА»

3. Для творческих ребят, предлагаю сочинить продолжение этой сказки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!