Урок литературного чтения 3 кл УМК ПНШ
Тема: СРАВНИВАЕМ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
Поход в Музейный дом. Б.Кустодиев « Масленица»
Цель урока:
Показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского - Корсакова и И. Стравинского.
Задачи урока:
выяснить, что дети знают о Масленице;
организовать работу по выделению фрагментов картины, соответствующих разным темам, с помощью рамочки;
выяснить, за счет чего художнику удалось создать впечатление чудесного зимнего дня и атмосферу праздничных гуляний;
объяснить школьникам, что эту картину Борис Кустодиев написал почти 100 лет назад;
в ходе обсуждения подвести детей к выводу, что сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции.
Оборудование:
Учебник «Н.А.Чуракова. Литературное чтение. 3 класс, 2 часть»
Мультимедиа проектор.
Презентация к уроку.
Музыка Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»: фрагмент из Пролога, который называется «Проводы Масленицы»/
Фрагмент из балета Игоря Стравинского «Петрушка», который называется «Народные гуляния на Масленой».
Рамочки для выделения фрагментов картины.
Лупы .
I. Организация урока.
II. Актуализация.
Работа с оглавлением учебника.
-Назовите разделы ученика.
-Скажите, какой раздел мы закончили рассматривать и обобщили на прошлом уроке? («Как рождается герой?»).
-Кратко повторите, как же рождается литературный герой?
III Работа над темой урока.
1. Чтение интриги урока и постановка цели.
«– Время бежит – жизнь меняется, мы меняемся… А что же остается неизменным? – спросил Михаил Потапович.
2. Работа по вопросам учебника.
- Вернись к этому вопросу после того, как рассмотришь в “Музейном Доме” репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица».
(Слайд)
– Какой древний город здесь изображен? – спросила Маша.
– Художник писал свою картину под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска, – сказала Анишит Йокоповна. – А что это за праздник такой – Масленица, вы знаете?
-А ты знаешь? В твоей местности в конце зимы празднуют Масленицу? Что можно наблюдать во время масленичных гуляний?»
Масленица – это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хоровод вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Проводятся катания на лошадях, разные зимние забавы (катание с ледяных и снежных гор на санках, игра в снежки, перетягивание каната, кулачные бои, взятие снежного городка). Одним из обязательных развлечений во многих местностях является лазание на шест (гладкий высокий столб), на верху которого установлен приз – это, как правило, клетка с живым петухом. К Масленице приурочена и ярмарка – установленные палатки и деревянные лавки, где торгуют пряниками, игрушками и всякой мелочью. Празднование Масленицы сопровождается большим количеством выпечки с обязательными блинами. Нередко в блины кладут разные «припеки»: лук, грибы, сыр, икру, овощи, сметану, мед.
(Слайд)
3. Поход в Музейный дом.
- «Рассмотри репродукцию картины. Чем примечательна изображенная местность? Какие постройки, кроме церквей, ты видишь: деревянные и каменные дома? многоэтажные дома? Удалось ли тебе обнаружить Торговые ряды? (Ты теперь знаешь, как они выглядят. Они сохранились почти в каждом древнем городе.)»
(слайд)
Цель этого блока вопросов состоит в том, чтобы дети рассмотрели репродукцию внимательно. Изображенная местность интересна тем, что она холмистая. Если слева на заднем плане дети обнаружат деревянные одноэтажные домики, то справа – кирпичные многоэтажные дома. Пусть посчитают количество храмов: хорошо видны четыре храма (две белые церкви и две – цвета красного кирпича); но на заднем плане в туманной дымке просматриваются еще две колокольни. Таким образом, можно сказать, что видно шесть храмов. Торговые ряды – это не деревянная масленичная постройка и не круглый масленичный шатер (и то и другое украшены государственными флагами), а каменное одноэтажное здание слева крашенное белой краской, с полукруглыми арочными проемами, на фоне которого видны четыре флага, установленные на масленичной постройке. Дети знакомы с таким видом Торговых рядов (это типовая постройка, которая воспроизводится с некоторыми изменениями во многих провинциальных русских городах) благодаря фотографии в учебнике «Окружающий мир» (ведь название одной из глав этого учебника – «Путешествие по Золотому Кольцу»).
- «Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад?»
О том, что снег шел долго и выпал уже давно, можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих - то ног на сугробе (на переднем плане справа).
4. Работа с лупой
- «Сколько саней с лошадками ты насчитал(а)? Учти: некоторые из них можно рассмотреть только в лупу!»
Можно насчитать 8 саней с лошадками. Пусть дети рассмотрят одежду возниц. Видно, что это одинаковая одежда: темно-синие кучерские кафтаны с кушаками (поясами) и похожие шапки
с красным верхом.
- «Рассмотри, что делается на площади, недалеко от монастырской стены. Сколько российских флагов украшают масленичные постройки?»
Внизу на площади, рядом с монастырской стеной, установлен шатер, где продаются разные игрушки и снедь. Здесь много людей. Они явно что-то покупают, возможно, едят блины.
5. Работа с рамочками.
- «Возьми рамочку. Выдели с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать: “Храмы древнего города”, “Детские забавы”, “Лошади. Катание на санях”».
Первый из этих фрагментов должен захватывать два храма, находящиеся по соседству: белокаменный и цвета красного кирпича. Второй фрагмент выделяется слева: изображение детей
с санками и собак. Третий фрагмент может быть выделен как слева на переднем плане (левый нижний угол), так и справа на переднем плане (выезжающая из-за сугроба с отпечатками ног бело-серая лошадка).
- «А теперь выдели вертикальные фрагменты с такими названиями: “Березы после снегопада”, “Хорошо звучит гармонь”, “Птицы в небе”.
Первый из фрагментов выделяется слева. Второй захватывает небо и храмы. Третий выделяется справа (люди сидят на поваленном дереве и слушают гармониста).
6.Обобщение.
-«Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня? А атмосферу праздничных гуляний?»
На этот вопрос дети отвечают без труда «– Эту картину Борис Кустодиев написал почти 100 лет назад, – сказала Анишит Йокоповна. – Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время? А что сохранилось, осталось неизменным?» В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, Интернет; у людей появились новые возможности для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать. Но природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом – все это осталось неизменным.
- «Предположи: уцелел ли рельеф и замечательная природа этой местности, можно ли сегодня увидеть эти прекрасные храмы? Сохранилась ли традиция празднования Масленицы?
– Получается, что сохранилось очень многое! – сказал Костя. – Природа, архитектура, традиции…
- А сохранились ли в нашем селе старинные архитектурные здания? Назовите их. Хранит ли народ их? Как?
-Ты разделяешь мнение Кости?
– Это настоящее богатство! – сказал Миша.
– Это наши вечные ценности, – согласилась Анишит Йокоповна.
7.Слушание музыки.
– Давайте послушаем музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»: фрагмент из Пролога, который называется «Проводы Масленицы», – предложила Анишит Йокоповна. – А потом послушаем фрагмент из балета Игоря Стравинского «Петрушка», который называется «Народные гуляния на Масленой».
(Слайд)
-Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья и смеха?»
IY.Итоги урока.(Слайд). Оценки.
Y. Д/з: печатная тетрадь , упр. 19