СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Программа "Школа России"

Прилагается презентация к уроку. На уроке используется аудиозапись произведений Эдварда Грига "Утро", "Песня Сольвейг"

Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения 4 класс»

Технологическая карта урока литературного чтения


К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


Цель: Осознание роли литературы и музыки в духовном обогащении личности

Задачи: Формирование  речевых навыков  и умения выражать свои мысли  в устной форме.

Воспитание  чувства  прекрасного, эстетического вкуса, умения  видеть прекрасное в самом обыкновенном. Прививать любовь к искусству, воспитать понимание классической музыки. Воспитывать любовь к природе, доброту. Учить размышлять о том, чем должен жить человек.

Развитие воображения, мышления, творческих способностей.


Оборудование: портреты К.Паустовского и Э.Грига, аудиозапись музыкальных произведений Э.Грига

 «Утро», «Песня Сольвейг».



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний





Слайд 1, 2










3. Постановка учебной задачи.






Слайд 3










4. Первичное чтение текста.










5. Беседа по содержанию в целом













Слайды 4, 5 на экране.





6.Самостоятельная работа












7. Итог и рефлексия.


















Домашнее задание













Учитель показывает книги «Заячьи лапы», «Барсучий нос». Ребята, вспомните имя автора этих произведений. О чём они?


-Каким по прочитанным рассказам вы представляете себе К. Паустовского?

-Хотели бы вы увидеть его портрет?

-Совпало ли ваше представление о писателе с тем, что вы увидели?

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем читать?

К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий  наиболее интересных людей, описать некоторые  случаи из их жизни.

-С человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он познакомился через музыку. Я хотела бы, чтобы вы прослушали музыкальное произведение и представили себе композитора, который написал эту музыку.

Звучит музыка Э.Грига.

Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

-Какой человек мог написать эту музыку?

-Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ.

Каким вы его представили?

Посмотрите на портрет.

Сохранилось ли ваше первое представление о музыканте?

-Кто хотел бы передать, каким человеком увидел Э.Грига на портрете.

-Вот об этом человеке мы и будем читать в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

-Как я уже сказала, в жизни они не встречались. Кто догадался, почему?

-Как вы думаете, почему К. Паустовский решил написать о Григе?

-Могли бы они подружиться?

-Послушайте рассказ и постарайтесь увидеть композитора таким, каким он был в представлении писателя.


Чтение учителем 1, 2 части.




- Понравился ли вам рассказ? Кто хотел бы поделиться своими мыслями, чувствами?

-Изменилось ли ваше представление о композиторе?

-Какие эпизоды из этого рассказа вы хотели бы услышать, перечитать?

-А как Дагни слушала музыку?

-Как вы думаете, почему музыка Э.Грига произвела на Дагни такое впечатление?

-Что помогло Дагни увидеть и услышать всё это?

-Прослушайте ещё раз внимательно пьесу Э.Грига «Утро». Представьте себя на месте Дагни и постарайтесь услышать то, что услышала Дагни.

-Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, рассказать о чувствах, которые пережил, слушая музыку?

-Какое чувство вызвала у Дагни музыка Грига?

-А испытываете ли вы сейчас это чувство и кому вы благодарны?

-Прочитайте слова Паустовского.

-Прочитайте слова Грига.

-Как вы их понимаете?

-А можно ли эти слова отнести  к самому К. Паустовскому?

А сейчас мы поработаем в группах.

1 группа: У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается произведение? Подчеркните слова, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

2 группа: Как произошла встреча композитора и Дагни? Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре главное. Разыграйте сценку.

3 группа: Опишите зимний город.

4 группа: Перенесемся в дом Грига. Какой он был?

5 группа: Составьте портрет Дагни.

Обсуждение.



Подтвердились ли наши предположения?

– Что открыла для себя Дагни на концерте?

– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?

-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?


- Существует ли связь между природой и человеком?

( Да. Э.Григ любил ходить в лесах Бергена. Природа вдохновляет человека. Поэтому человек пишет музыку. Музыка обогащает человека, успокаивает, делает благороднее.)


К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.

Оба эти мастера своими произведениями побуждают в нас чистые и добрые чувства.

Дадим оценку нашим результатам.


Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что запомнилось?

Появилось ли у тебя желание узнать больше о Григе? Послушать его музыку?


Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода. Выразить чувства от прочитанного в рисунках.

Рабочая тетрадь. Инсценирование.

-К.Г. Паустовский

О природе


-Добрый, внимательный, наблюдательный.

-Добрый, проницательный взгляд……..





Догадки учеников.


















Слушание музыки.


Восторг, радость, нежность грусть….

Ответы учеников.



Размышления



Ответы учеников




Жили в разное время


Они близки по характеру, добрые, любят свою страну, природу.

Размышления детей.






3-4 части читают подготовленные ученики.


Впечатления учеников.





Размышления детей



Слушание музыки.



Ответы детей




Чтение высказываний.

Рассуждения учеников.






С описания осеннего леса

Работа в группах




Инсценирование



Подготовка к ответу







Встреча с чудесной девочкой, красота леса




Рассуждения детей



Да, он тоже волшебник и музыкант

слова.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!