Учитель показывает книги «Заячьи лапы», «Барсучий нос». Ребята, вспомните имя автора этих произведений. О чём они? -Каким по прочитанным рассказам вы представляете себе К. Паустовского? -Хотели бы вы увидеть его портрет? -Совпало ли ваше представление о писателе с тем, что вы увидели? Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем читать? К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных людей, описать некоторые случаи из их жизни. -С человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он познакомился через музыку. Я хотела бы, чтобы вы прослушали музыкальное произведение и представили себе композитора, который написал эту музыку. Звучит музыка Э.Грига. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? -Какой человек мог написать эту музыку? -Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ. Каким вы его представили? Посмотрите на портрет. Сохранилось ли ваше первое представление о музыканте? -Кто хотел бы передать, каким человеком увидел Э.Грига на портрете. -Вот об этом человеке мы и будем читать в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». -Как я уже сказала, в жизни они не встречались. Кто догадался, почему? -Как вы думаете, почему К. Паустовский решил написать о Григе? -Могли бы они подружиться? -Послушайте рассказ и постарайтесь увидеть композитора таким, каким он был в представлении писателя. Чтение учителем 1, 2 части. - Понравился ли вам рассказ? Кто хотел бы поделиться своими мыслями, чувствами? -Изменилось ли ваше представление о композиторе? -Какие эпизоды из этого рассказа вы хотели бы услышать, перечитать? -А как Дагни слушала музыку? -Как вы думаете, почему музыка Э.Грига произвела на Дагни такое впечатление? -Что помогло Дагни увидеть и услышать всё это? -Прослушайте ещё раз внимательно пьесу Э.Грига «Утро». Представьте себя на месте Дагни и постарайтесь услышать то, что услышала Дагни. -Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, рассказать о чувствах, которые пережил, слушая музыку? -Какое чувство вызвала у Дагни музыка Грига? -А испытываете ли вы сейчас это чувство и кому вы благодарны? -Прочитайте слова Паустовского. -Прочитайте слова Грига. -Как вы их понимаете? -А можно ли эти слова отнести к самому К. Паустовскому? А сейчас мы поработаем в группах. 1 группа: У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается произведение? Подчеркните слова, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи? 2 группа: Как произошла встреча композитора и Дагни? Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре главное. Разыграйте сценку. 3 группа: Опишите зимний город. 4 группа: Перенесемся в дом Грига. Какой он был? 5 группа: Составьте портрет Дагни. Обсуждение.
Подтвердились ли наши предположения? – Что открыла для себя Дагни на концерте? – Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет? -Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения? - Существует ли связь между природой и человеком? ( Да. Э.Григ любил ходить в лесах Бергена. Природа вдохновляет человека. Поэтому человек пишет музыку. Музыка обогащает человека, успокаивает, делает благороднее.) К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе. Оба эти мастера своими произведениями побуждают в нас чистые и добрые чувства. Дадим оценку нашим результатам. Что на уроке показалось наиболее интересным? Что запомнилось? Появилось ли у тебя желание узнать больше о Григе? Послушать его музыку? Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода. Выразить чувства от прочитанного в рисунках. Рабочая тетрадь. Инсценирование. |