Урок литературного чтения
4 класс
Першина Галина Никитична
Тема: А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..."
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,
обогатить словарный запас учащихся,
развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,
умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,
развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,
творческие способности учащихся,
расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),
воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,
П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,
К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;
личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".
Оборудование:
проектные работы; мультимедийная установка, проектор, компьютер, слайды по теме; репродукция картины «Родина» В. Васнецова; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.
Подготовка к уроку:
Один ученик получает задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;
Второй ученик получает задание узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.
Ход урока.
Оргмомент. (Учащиеся входят в класс под музыку Баснера "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского)).
Учитель: Друзья мои! Я знаю, каждый в классе - гений,
Но без труда талант не впрок. Так постараемся сегодня и вместе проведем урок.
2. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения Дрожжина «Родине»
Критерии оценки:
* ясное, правильное понимание и раскрытие темы;
* четкость и правильность произношения,
-темп речи,
- интонационная выразительность лирического произведения в стихотворной форме,
- эмоциональность.
- Послушаем стихотворение ...
- Дайте оценку.
Актуализация знаний.
Определение темы урока.
– Над каким разделом мы работаем?
(Родина.)
2) Работа над смысловым значением слова "Родина".
-Много раз мы обращались к понятию «Родина», но давайте ещё поработаем над смысловым значением слова. В этом мне поможет Раппа В. (сообщение).
а)Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
б) Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)
3) Словарик однокоренных слов.
Родители, родить, родич, родня, народ, народность, родственники, родник,
нарождающийся, родословная.
-Во 2 классе вы выполняли работу по теме "Моя родословная". Посмотрите на проекты на стенде. Свою родословную нужно знать, чтобы не быть "Иванами, родства не помнящими".
-Предлагаем вам послушать стихи о Родине (читают Егор М., Стас К. и Софья В.)
-Чем понравилось тебе это стихотворение?
- Главная мысль стихотворения?
Работа в парах.
Поработайте в парах. Перед вами карточки с табличкой, восстановите деформированные пословицы.
- Прочитайте.
-Какова основная мысль этих пословиц?
Высказывание К.Ушинского:
"Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина". ( Прикрепляю на доску)
Самоопределение к деятельности.
-Мы знакомились с лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.
* "Посмотрю на юг -
Нивы зрелые..." Иван Саввич Никитин. "Русь".
* "Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю..." Спиридон Дмитриевич Дрожжин. "Родине".
Работа по теме.
1) Постановка целей и задач.
- Сегодня мы познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме. Отгадайте ребус и узнаете название стихотворения.
- Поработайте парами над кроссвордом и назовите фамилию автора данного стихотворения. На все задания ответили – руки «домиком»
1. Автор рассказа «Как я ловил человечков»
2. Главный герой рассказов В.Драгунского.
3. Композитор Эдвард …?
4. Великий и ужасный волшебник из Изумрудного города.
5. Героиня сказки В.М.Гаршина, любившая и мечтающая путешествовать, но поселившаяся в грязном пруду на краю деревни.
6. Кто автор стихотворения «Лебёдушка»?
7. Любимое время года А.С.Пушкина, которому он посвятил много произведений
Анатолий Владимирович Жигулин (портрет на доску)
- Определите цели урока, используя опорные слова.
Мы познакомимся с ...
Мы узнаем.......
Мы научимся....
Мы сможем поразмышлять …
– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, Родина!..”
2)Презентация о жизни и творчестве А.В.Жигулина. (Маша А.)
3) Первичное восприятие текста. (Аудиозапись)
4) Проверка первичного восприятия текста
- Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?
-Почему это стихотворение вошло в раздел "Родина"? ( По теме)
О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что автору очень дорого)
– Как можно его озаглавить?
5) Вторичное восприятие текста.
а)Оля В. Объяснит вам значение некоторых слов.
* Проселки - грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами (поселками).
* Перелески - небольшие редкие леса, отделенные полянами.
* Жнивье - поле, где сжали (убрали) злаки.
* Колокольня – высокая церковная башня с церковными колоколами наверху.
(Параллельно показ слайдов)
б) Повторное чтение и анализ произведения.
Читает Дебеев С. Определите основная мысль стихотворения .
Пповторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте первое четверостишие.
- К кому обращается автор? Что видит автор, что ему дорого?
-Как понимаете выражение "В неярком блеске"?
-Каким синонимом можно заменить слово "взором"? (Взглядом.)
-Что автор подразумевает под словом "трепетным"? (Волнующим.)
-Как вы думаете, что значит "любить без памяти"? (Любить очень сильно)
- Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)
-Сделаем вывод. - О чем говорит поэт в 1 строфе? (О любви к Родине.)
-Озаглавим 1 строфу. 1.Люблю без памяти
– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин?
-Что заметили? (Каждая новая строка начинается союзом «и», этот приём замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины,)
- Назовите, что любит автор. (Шорох рощи белоствольной...)
- О какой белоствольной роще идет речь?
-Почему именно это словосочетание использует поэт? (Береза - символ России.)
- Что автор хотел сказать словом "шорох"? ( Погода тихая, спокойная, листья как - будто переговариваются, шепчут друг другу.)
- Прочитайте 2 строчку 2 строфы.
- О каком дыме идет речь? (О тумане.)
- Что еще волнует автора? Прочитайте 3 строку. (Ржавый крест...)
- Почему крест ржавый? (Церковь заброшенная, старая.)
- Прочитайте 4 строку.
- О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? ( О могиле неизвестного солдата.)
– Объясните, почему поэту дорога могила?
- Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого. ( Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата.)
- Озаглавьте 2 строфу. 2. Все, что дорого.
-Перечитайте 3 строфу.
- Найдите слова - антонимы. ( Обиды - прощенья.)
- Как понимаете первые две строки? ( Связано с биографией А.В.Жигулина. Поэт - на родине после освобождения, он находился в заключение около 5 лет в Сибири.)
– Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)
- Чем является Родина для автора этого стихотворения? ( Утешением и исцелением.)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
- Озаглавьте 3 строфу.3.Утешение и исцеление.
- Посмотрите на план.
- Что главное выделил поэт?
_А.В.Жигулин не разделяет понятия большой и малой родины. Для него это - единое целое.
Разбор языковых средств.
– Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов?
Найдите сравнение: ( “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)
– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, что чувства обиды проходят и наступает время для осмысления и прощенья)
- Стихотворение не имеет названия. - Как бы вы его озаглавили?
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
-Даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.
– Прочитайте текст самостоятельно, отметьте места, где надо делать паузы, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.
– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.
Выразительное чтение стихотворения. (2-3 ученика)
- Чье чтение понравилось больше? Оцените.
- Чему учит нас стихотворение А.В.Жигулина? ( Любить и прощать.)
Знакомство с картиной В. Васнецова "Родина"
- Поэты, художники, композиторы воспринимают мир особенно: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас. Посмотрите внимательно на репродукцию картины В. Васнецова "Родина". Деревенский пейзаж изображён так правдиво и искренне, с такой любовью, кажется, что в картине воплотилась вся Русь.
Обобщение.
1) Творческая работа
- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?
( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,
2 строка - два прилагательных,
3 строка - три глагола,
4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов
5 строка - вывод, одно слово, существительное.)
В завершении урока послушайте стихотворение Е.Синицына "Берегите Россию" (Артём Г.) Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию -
Нет России другой.
Рефлексия.
* Сегодня на уроке я узнал....
* На этом уроке я похвалил бы себя за...
* На уроке я сумел...
* После урока...
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение А.В.Жигулина.
Выучить наизусть стихотворение А.В.Жигулина, подобрать другие стихи автора, подготовить выразительное чтение одного из них.
Подведение итогов.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Для каждого человека родина имеет особенное значение. А чем для вас является родина?
- На ваш взгляд, мы достигли поставленных целей и задач?
- Спасибо за работу на уроке.