СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..."

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

























































































Просмотр содержимого документа
«Стихи А.В.Жигулина»

Воронеж!.. Родина. Любовь...

 

Воронеж!.. Родина. Любовь.

Все это здесь соединилось.

В мой краткий век,

Что так суров,

Я принимаю, словно милость,

Твоей листвы звенящий кров.

 

Согрей меня скупою лаской,

Загладь печальные следы.

И приведи на мост Чернавский,

К раскатам солнечной воды.

 

И как навязчивая морочь,

Как синих чаек дальний плач,

Растает вдруг пустая горечь

Московских бед и неудач.

 

И что ты там, судьба, городишь?!

Тебе вовек не сдамся я,

Пока на свете

Есть Воронеж —

Любовь и родина моя.

 

1966

 

Жизнь! Нечаянная радость!

Счастье, выпавшее мне.

Здесь вечерняя прохладность,

Белый иней на стерне.

 

И война, и лютый голод,

И тайга – сибирский бор,

И колючий, жгучий холод

Ледяных гранитных гор.

 

Всяко было, трудно было

На земле твоих дорог.

Было так, что уходила

И сама ты из-под ног.

 

Как бы ни было тревожно,

Говорил себе: держись!

Ведь иначе – невозможно,

Потому что это – жизнь.

 

Всё приму, что мчится мимо

По дорогам бытия…

Жаль, что ты неповторима,

Жизнь прекрасная моя.

 

За вербным перелеском...

 

За вербным перелеском

Куски речного льда

Несет с веселым плеском

Весенняя вода.

Стоит дымок в березах,

И солнце вдоль реки

Горит на красных лозах

Пушистой шелюги.

 

И от глухой обиды,

От всех моих забот

Остался только битый

Голубоватый след.

 

Изломанный и острый,

С подтаявших низин

Его вода уносит

До следующих весен,

До следующих зим





Здравствуй, лоза у оврага...

 

Здравствуй, лоза у оврага,

Домик и милая ель!

Радостно лает дворняга,

Милый, приветливый зверь.

 

Цепью железной грохочет,

Рвется ко мне на крыльцо.

Очень лизнуть меня хочет,

И непременно в лицо.

 

В пику недоброму веку

Даль молода и свежа.

Радостно льнет к человеку

Добрая песья душа.

 

В дебрях житейского мрака,

В час, когда сердцу невмочь,

Друг человеку — собака.

Только не может помочь











Коломенское

 

А за окошком - родина:

Подъемный кран да глина.

Да желтая болотина,

Да красная калина.

 

А поправей немного,

В серебряной росе -

Веселая дорога -

Каширское шоссе.

 

И листья кружат в танце,

И ветки - словно сеть.

И едут иностранцы

На церковь поглазеть.

 

Летящая, как слава,

Из глубины веков,

Для них она - забава,

А для меня - любовь.

 

И вдалеке за горкою -

Поля, поля, поля...

Полыни ветка горькая

Она - как жизнь моя.

 

Привет родному краю!

Я весь навеки твой,

Я медленно сгораю

С березовой листвой





Кукует поздняя кукушка...

 

Кукует поздняя кукушка.

Клубится пар грибных дождей.

Дубы качают на верхушках

Пучки зеленых желудей.

 

И я иду тропинкой хвойной,

Травинку горькую грызу.

И так чудесно, так спокойно

В согретом солнечном лесу!





Перепёлка над пшеничным полем...

 

Перепёлка над пшеничным полем

И вечерний предзакатный лес.

Словно звон далёких колоколен

Тихо разливается окрест.

 

Тихий звон неведомо откуда...

На плохую жизнь не сетуй, друг.

Всё равно она большое чудо.

Лишь бы свет небесный не потух.

 

Лишь бы в нашей пасмурной России

Было всё, как в лучшие года.

Чтобы жили, сеяли-косили.

Чтоб не голодали никогда.

 

Чтобы травы были зеленее,

Чтобы больше было тишины.

Чтобы власти были поумнее,

Чтобы вовсе не было войны...

 

Я своей судьбой вполне доволен.

Я люблю такие вечера.

Перепёлка над пшеничным полем

Тихо призывает:

Спать пора.

 

1980

 

Предок

 

Дабы пресечь татарских орд свирепость,

Святую Русь от нехристей сберечь,

Царь повелел

Рубить на взгорье крепость

И оную Воронежем наречь.

 

Пригнали с войском

Крепостных людишек.

Был воевода царский лют и строг.

Он указал

Дубы валить повыше

И ладить перво-наперво острог.

 

Запахло дымом у песчаной кручи.

Был край неведом и зело суров.

Сушили люди мокрые онучи

И что-то грустно пели у костров.

 

И среди них,

Неволею ссутулен,

Тяжелой цепью скованный навек,

Был беглый крепостной

Иван Жигуля -

Упрямый, непокорный человек.

 

Он жег хоромы,

Слуг царевых резал,

Озоровал с людишками в ночи.

За то на дыбе жгли его железом

И батожьем стегали палачи...

 

Он рвы копал

И частоколы ставил.

А коль вдали набат звучал как стон,

Он шел на смерть,

На звон татарских сабель,

Грудь осени размашисто крестом!..

 

Неведомо,

Где голову сложил он -

На плахе ль,

В битве ль за немилый кров...

Но слышу я:

В моих упругих жилах

Стучит его

Бунтующая

Кровь!

 

1959

 

Приехала мать из Воронежа,

Из милой моей стороны.

И мысли притихли тревожные,

И вспомнились детские сны.

Сидим, говорим про забытую,

Седую почти старину,

Про давние годы несытые,

Про дом, про родню, про войну...

И тёплым дыханием родины

Согрет мой нерадостный быт...

Да, много нелёгкого пройдено

И много ещё предстоит.

Но всё же какие хорошие

Нам в жизни минуты даны!..

Приехала мать из Воронежа,

Из милой моей стороны.

 

Родина

 

Помню я: под сенью старых вишен

В том далеком,

В том донском селе

Жили пчелы в камышовых крышах —

В каждой камышинке по пчеле…

 

Родина!

Простая и великая.

В давнем детстве, от беды храня,

Древними архангельскими ликами

Строго ты смотрела на меня…

 

А потом,

Позвав в края суровые,

Где весной не встретишь зеленя,

Жизнь взвалила рельсы стопудовые

На худого, юного меня.

 

Я копал руду на Крайнем Севере.

Много лет я молока не пил.

Только ты, земля моя,

Не верила,

Что тебе я в чем–то изменил.

 

Все прошел я:

Трудные дороги,

Злой навет и горькую беду,

Чтобы снова пальцами потрогать

Пыльную в канаве лебеду.

 

Я опять с тобой,

Земля просторная,

Где за клином старого жнивья

Под горой стоит село Подгорное —

Родина негромкая моя;

 

Где висит над хатой

Месяц рыжий;

Где в прозрачной невесомой мгле

Пчелы спят под камышовой крышей —

В каждой камышинке по пчеле…

 

1963

 

Россия Бога не забыла...

 

Россия Бога не забыла.

Хоть муки крестные прошла,

Но все же свято сохранила

Частицу веры и тепла.

 

И от одной от малой свечки

Зажглась могучая заря.

И стало ясно: вера вечна,

Как вечны солнце и земля.

 

Старинной улицей московской

С названьем новым и чужим

Идем, спешим по кромке скользкой,

К своим троллейбусам бежим.

 

Еще февраль сгущает краски.

Еще под наледью трава.

Но близок день вселенской Пасхи,

Пора святого торжества.

 

И верба расцветает в банке

В лучах нежаркого тепла.

И дерзко церковь на Лубянке

Звонит во все колокола.

 

1969

 

Тихое поле над логом.
Чистый холодный овёс.
И за обветренным стогом
Рощица тонких берёз.

Родина! Свет предосенний
Неомрачённого дня.
Жёлтым потерянным сеном
Чуть золотится стерня.

Бледные ломкие стебли
Жмутся к косому плетню.
Эту неяркую землю
Каждой кровинкой люблю.

Если назначена доля
Мне умереть за неё -
Пусть упаду я на поле,
В это сухое жнивьё.

Чтобы уже не подняться,
Чтобы в последней беде
Нежно щекою прижаться
К пыльной сухой борозде.





Послевоенная Россия, 
Буханка хлеба - сто рублей. 
Но если бы сейчас спросили, - 
Дней не припомню веселей. 

Наверно, жизнь лишь в раннем детстве 
Так первозданна и свежа, 
Что никаких утрат и бедствий 
Не хочет принимать душа. 

Я убегал тогда с урока 
В запретный ельник за селом.
И ржавый танк с пробитым боком 
Не увезли в металлолом. 

Над обездоленной равниной 
Дымок струился от села. 
И блиндажей сырая глина 
Ещё травой не заросла. 

Но я судьбою был доволен, 
И сердце прыгало в груди. 
И жизнь весенним тёплым полем 
Ещё синела впереди.
1969
***

ФЛАГИ

Шили флаги косынею
В давнем веке у нас.
И летел над Россиею
Шитый золотом Спас.

Под багряно-червлёными
В том великом году,
Под святыми знамёнами
Дмитрий шёл на Орду…

И вскружил над столицею
Синий стяг Ермака.
И могучею птицею
Пролетел сквозь века.

И победными красками
Созывало на бой
Знамя князя Пожарского
Над горящей Москвой.

А с полками Суворова
В честь российской земли
Стяги с лентой Георгия
Через Альпы прошли.

И забыть нам не велено
Славный крейсер «Варяг»
И горящий, простреленный
Тот Андреевский флаг…






Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс»

Урок литературного чтения

4 класс

Першина Галина Никитична



Тема: А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..."

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,

обогатить словарный запас учащихся,

развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,

умения передавать при чтении характер и тональность лирического произведения,

развивать навыки чтения (правильность, сознательность, выразительность) ,

творческие способности учащихся,

расширить кругозор (познакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина),

воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи,

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины,

К-осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе;

личностные: умение оперировать понятиями "лирическое произведение в стихотворной форме", "картины родной природы".

Оборудование:

проектные работы; мультимедийная установка, проектор, компьютер, слайды по теме; репродукция картины «Родина» В. Васнецова; грамзапись; конверты с заданиями, сигнальные карточки; памятка к выразительному чтению стихотворения.

Подготовка к уроку:

Один ученик получает задание подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта;

Второй ученик получает задание узнать смысловое значение слова "Родина", пользуясь сведениями из Интернета и словаря Ожегова.





Ход урока.

Оргмомент. (Учащиеся входят в класс под музыку Баснера "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского)).

Учитель: Друзья мои! Я знаю, каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок. Так постараемся сегодня и вместе проведем урок.

2. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения Дрожжина «Родине»

Критерии оценки:

* ясное, правильное понимание и раскрытие темы;

* четкость и правильность произношения,

-темп речи,

- интонационная выразительность лирического произведения в стихотворной форме,

- эмоциональность.

- Послушаем стихотворение ...

- Дайте оценку.

Актуализация знаний.

  1. Определение темы урока.

  2. – Над каким разделом мы работаем?

(Родина.)

2) Работа над смысловым значением слова "Родина".

-Много раз мы обращались к понятию «Родина», но давайте ещё поработаем над смысловым значением слова. В этом мне поможет Раппа В. (сообщение).

а)Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

б) Родина - Отечество, родная страна; место, где человек родился. (Словарь Ожегова)

3) Словарик однокоренных слов.

Родители, родить, родич, родня, народ, народность, родственники, родник,

нарождающийся, родословная.

-Во 2 классе вы выполняли работу по теме "Моя родословная". Посмотрите на проекты на стенде. Свою родословную нужно знать, чтобы не быть "Иванами, родства не помнящими".

-Предлагаем вам послушать стихи о Родине (читают Егор М., Стас К. и Софья В.)

-Чем понравилось тебе это стихотворение?

- Главная мысль стихотворения?

Работа в парах.

Поработайте в парах. Перед вами карточки с табличкой, восстановите деформированные пословицы.

- Прочитайте.

-Какова основная мысль этих пословиц?

Высказывание К.Ушинского:

"Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина". ( Прикрепляю на доску)

Самоопределение к деятельности.

-Мы знакомились с лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.

* "Посмотрю на юг -

Нивы зрелые..." Иван Саввич Никитин. "Русь".

* "Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю..." Спиридон Дмитриевич Дрожжин. "Родине".

Работа по теме.

1) Постановка целей и задач.

- Сегодня мы познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме. Отгадайте ребус и узнаете название стихотворения.

- Поработайте парами над кроссвордом и назовите фамилию автора данного стихотворения. На все задания ответили – руки «домиком»

1. Автор рассказа «Как я ловил человечков»

2. Главный герой рассказов В.Драгунского.
3. Композитор Эдвард …?

4. Великий и ужасный волшебник из Изумрудного города.
5. Героиня сказки В.М.Гаршина, любившая и мечтающая путешествовать, но поселившаяся в грязном пруду на краю деревни.
6. Кто автор стихотворения «Лебёдушка»?

7. Любимое время года А.С.Пушкина, которому он посвятил много произведений

Анатолий Владимирович Жигулин (портрет на доску)

- Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с ...

  • Мы узнаем.......

  • Мы научимся....

  • Мы сможем поразмышлять …

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, Родина!..”



2)Презентация о жизни и творчестве А.В.Жигулина. (Маша А.)

3) Первичное восприятие текста. (Аудиозапись)

4) Проверка первичного восприятия текста

- Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

-Почему это стихотворение вошло в раздел "Родина"? ( По теме)

 О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что автору очень дорого)

– Как можно его озаглавить?



5) Вторичное восприятие текста.

а)Оля В. Объяснит вам значение некоторых слов.

* Проселки - грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами (поселками).

* Перелески - небольшие редкие леса, отделенные полянами.

* Жнивье - поле, где сжали (убрали) злаки.

* Колокольня – высокая церковная башня с церковными колоколами наверху.

(Параллельно показ слайдов)

б) Повторное чтение и анализ произведения.

Читает Дебеев С. Определите основная мысль стихотворения .



Пповторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте первое четверостишие.

- К кому обращается автор? Что видит автор, что ему дорого?

-Как понимаете выражение "В неярком блеске"?

-Каким синонимом можно заменить слово "взором"? (Взглядом.)

-Что автор подразумевает под словом "трепетным"? (Волнующим.)

-Как вы думаете, что значит "любить без памяти"? (Любить очень сильно)

- Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)

-Сделаем вывод. - О чем говорит поэт в 1 строфе? (О любви к Родине.)

-Озаглавим 1 строфу. 1.Люблю без памяти

– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин?

-Что заметили? (Каждая новая строка начинается союзом «и», этот приём замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины,)

- Назовите, что любит автор. (Шорох рощи белоствольной...)

- О какой белоствольной роще идет речь?

-Почему именно это словосочетание использует поэт? (Береза - символ России.)

- Что автор хотел сказать словом "шорох"? ( Погода тихая, спокойная, листья как - будто переговариваются, шепчут друг другу.)

- Прочитайте 2 строчку 2 строфы.

- О каком дыме идет речь? (О тумане.)

- Что еще волнует автора? Прочитайте 3 строку. (Ржавый крест...)

- Почему крест ржавый? (Церковь заброшенная, старая.)

- Прочитайте 4 строку.

- О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? ( О могиле неизвестного солдата.)

– Объясните, почему поэту дорога могила? 

- Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого. ( Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата.)

- Озаглавьте 2 строфу. 2. Все, что дорого.

-Перечитайте 3 строфу.

- Найдите слова - антонимы. ( Обиды - прощенья.)

- Как понимаете первые две строки? ( Связано с биографией А.В.Жигулина. Поэт - на родине после освобождения, он находился в заключение около 5 лет в Сибири.)

– Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

- Чем является Родина для автора этого стихотворения? ( Утешением и исцелением.)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

- Озаглавьте 3 строфу.3.Утешение и исцеление.

- Посмотрите на план.

- Что главное выделил поэт?

_А.В.Жигулин не разделяет понятия большой и малой родины. Для него это - единое целое.

Разбор языковых средств.

– Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? 

Найдите сравнение: ( “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, что чувства обиды проходят и наступает время для осмысления и прощенья)

- Стихотворение не имеет названия. - Как бы вы его озаглавили?

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

– Прочитайте текст самостоятельно, отметьте места, где надо делать паузы, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.

– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.

Выразительное чтение стихотворения. (2-3 ученика)

- Чье чтение понравилось больше? Оцените.

- Чему учит нас стихотворение А.В.Жигулина? ( Любить и прощать.)



Знакомство с картиной В. Васнецова "Родина"

- Поэты, художники, композиторы воспринимают мир особенно: обостренно, они способны увидеть и показать нам прекрасное в обыденном. Они помогают постичь великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас. Посмотрите внимательно на репродукцию картины В. Васнецова "Родина". Деревенский пейзаж изображён так правдиво и искренне, с такой любовью, кажется, что в картине воплотилась вся Русь.

Обобщение.

1) Творческая работа

- Хотели бы вы проявить свое творчество сейчас и сочинить синквейн на тему "Родина"?

( 1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово,

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - фраза на тему из четырех - пяти слов

5 строка - вывод, одно слово, существительное.)

В завершении урока послушайте стихотворение Е.Синицына "Берегите Россию" (Артём Г.) Берегите    Россию –

Нет  России  другой.

Берегите  её  тишину  и  покой,

Это  небо  и  солнце,

Этот  хлеб  на  столе

И  родное  оконце

В  позабытом  селе…

Берегите   Россию  -

Без  неё  нам  не  жить.

Берегите  её,

Чтобы  вечно  ей  быть.

Нашей  правдой  и  силой,

Всею  нашей  судьбой

Берегите  Россию  -

Нет  России  другой.



  1. Рефлексия.

* Сегодня на уроке я узнал....

* На этом уроке я похвалил бы себя за...

* На уроке я сумел...

* После урока...



Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть стихотворение А.В.Жигулина.

  2. Выучить наизусть стихотворение А.В.Жигулина, подобрать другие стихи автора, подготовить выразительное чтение одного из них.



Подведение итогов.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Для каждого человека родина имеет особенное значение. А чем для вас является родина?

- На ваш взгляд, мы достигли поставленных целей и задач?

- Спасибо за работу на уроке.































































































Просмотр содержимого презентации
«Презентация о Жигулине»

Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в селе Подгорное Воронежской области в семье выходца из многодетной крестьянской семьи Владимира Фёдоровича Жигулина и Евгении Митрофановны Раевской , правнучки участника Отечественной войны 1812 года, поэта-декабриста Владимира Раевского.

Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в селе Подгорное Воронежской области в семье выходца из многодетной крестьянской семьи Владимира Фёдоровича Жигулина и Евгении Митрофановны Раевской , правнучки участника Отечественной войны 1812 года, поэта-декабриста Владимира Раевского.

Отец работал почтовым служащим и страдал открытой формой чахотки. Поэтому детьми (их кроме Анатолия в семье было ещё двое — младшие брат и сестра) занималась в основном мать. Она любила поэзию и часто читала детям стихи . В доме деда в Воронеже, где семья жила с 1937 года, уцелела библиотека семьи Раевских, в том числе и фамильные альбомы нескольких поколений.

Отец работал почтовым служащим и страдал открытой формой чахотки. Поэтому детьми (их кроме Анатолия в семье было ещё двое — младшие брат и сестра) занималась в основном мать. Она любила поэзию и часто читала детям стихи . В доме деда в Воронеже, где семья жила с 1937 года, уцелела библиотека семьи Раевских, в том числе и фамильные альбомы нескольких поколений.

Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж . Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне. Анатолий полной чашей испил голод и лишения войны в полуразрушенном городе в послевоенное время. Позднее тема родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина…

Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж . Воронеж и область в течение 8-ми месяцев были во фронтовой зоне. Анатолий полной чашей испил голод и лишения войны в полуразрушенном городе в послевоенное время. Позднее тема родного города, детства и войны отчётливо зазвучит в творчестве Жигулина…

Послевоенная Россия,   Буханка хлеба - сто рублей.   Но если бы сейчас спросили,    Дней не припомню веселей.    Наверно, жизнь лишь в раннем детстве   Так первозданна и свежа,   Что никаких утрат и бедствий   Не хочет принимать душа. 

Послевоенная Россия,  Буханка хлеба - сто рублей.  Но если бы сейчас спросили,   Дней не припомню веселей.  Наверно, жизнь лишь в раннем детстве  Так первозданна и свежа,  Что никаких утрат и бедствий  Не хочет принимать душа. 

В 1949 г. Жигулин – студент-первокурсник Воронежского политехнического института – был арестован по ложному обвинению как «враг народа» и осуждён. До 1954 г. находился в заключении в Сибири –строил железную дорогу, работал на лесоповале, золотых и урановых рудниках. В 1956 году был полностью реабилитирован.

В 1949 г. Жигулин – студент-первокурсник Воронежского политехнического института – был арестован по ложному обвинению как «враг народа» и осуждён. До 1954 г. находился в заключении в Сибири –строил железную дорогу, работал на лесоповале, золотых и урановых рудниках. В 1956 году был полностью реабилитирован.

В 1960 году закончил Воронежский лесотехнический институт. За год до этого вышла первая книжка стихов «Огни моего города». В 1963 году в свет выходит первый «московский» сборник стихов Жигулина —«Рельсы». В последующие годы из печати регулярно выходят сборники стихов поэта.

В 1960 году закончил Воронежский лесотехнический институт. За год до этого вышла первая книжка стихов «Огни моего города». В 1963 году в свет выходит первый «московский» сборник стихов Жигулина —«Рельсы». В последующие годы из печати регулярно выходят сборники стихов поэта.

В стихах Жигулина нашли отражение раздумья о жизни и судьбе, тема человеческой стойкости. Несмотря на тяжёлую судьбу, любовь к Родине поэт пронёс через всю свою жизнь .   « Родина!  Простая и великая.  В давнем детстве, от беды храня,  Древними архангельскими ликами  Строго ты смотрела на меня…»    

В стихах Жигулина нашли отражение раздумья о жизни и судьбе, тема человеческой стойкости. Несмотря на тяжёлую судьбу, любовь к Родине поэт пронёс через всю свою жизнь . « Родина! Простая и великая. В давнем детстве, от беды храня, Древними архангельскими ликами Строго ты смотрела на меня…»  

«Родина! Свет предосенний  Неомрачённого дня.  Жёлтым потерянным сеном  Чуть золотится стерня.  Бледные ломкие стебли  Жмутся к косому плетню.  Эту неяркую землю  Каждой кровинкой люблю»

«Родина! Свет предосенний Неомрачённого дня. Жёлтым потерянным сеном Чуть золотится стерня. Бледные ломкие стебли Жмутся к косому плетню. Эту неяркую землю Каждой кровинкой люблю»

В 1988 году вышла в свет автобиографическая повесть «Чёрные камни». Это обложка книги , на которой можно видеть лагерный номер Жигулина.   « О,люди ! Люди с номерами.  Вы были люди, не рабы,  Вы были выше и упрямей  Своей трагической судьбы.  Я с вами шел в те злые годы,  И с вами был не страшен мне  Жестокий титул «враг народа»  И черный  Номер  На спине»

В 1988 году вышла в свет автобиографическая повесть «Чёрные камни». Это обложка книги , на которой можно видеть лагерный номер Жигулина. « О,люди ! Люди с номерами. Вы были люди, не рабы, Вы были выше и упрямей Своей трагической судьбы. Я с вами шел в те злые годы, И с вами был не страшен мне Жестокий титул «враг народа» И черный Номер На спине»

Работая над презентацией, знакомясь с творчеством А.Жигулина, я узнала много нового о жизни и творчестве поэта – нашего земляка. Образ Родины – один из самых главных в поэзии Анатолия Владимировича Жигулина .   Я опять с тобой,  Земля просторная,  Где за клином старого жнивья  Под горой стоит село Подгорное —  Родина негромкая моя;

Работая над презентацией, знакомясь с творчеством А.Жигулина, я узнала много нового о жизни и творчестве поэта – нашего земляка. Образ Родины – один из самых главных в поэзии Анатолия Владимировича Жигулина . Я опять с тобой, Земля просторная, Где за клином старого жнивья Под горой стоит село Подгорное — Родина негромкая моя;

Стихи А.Жигулина помогают сохранить в сознании облик святой Руси. Мой родной воронежский край стал мне ещё дороже и ближе. Я поняла, что поэтов, писателей, писавших о своей родине, объединяет великая, неподвластная времени, любовь к родному краю.  Воронеж!.. Родина. Любовь.  Все это здесь соединилось.

Стихи А.Жигулина помогают сохранить в сознании облик святой Руси. Мой родной воронежский край стал мне ещё дороже и ближе. Я поняла, что поэтов, писателей, писавших о своей родине, объединяет великая, неподвластная времени, любовь к родному краю. Воронеж!.. Родина. Любовь. Все это здесь соединилось.

Чернавский мост в 80-е годы

Чернавский мост в 80-е годы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!