СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения, 4 класс "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приёмыш"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения, 4 класс "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш""»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Педагогические задачи: познакомить с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка, его произведением «Приемыш»; способствовать формированию навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;

научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений


Ход урока


I Оргмомент

II Эмоциональный настрой

- Эпиграфом к уроку возьмём эти стихотворные строки. Прочитайте их. Как вы понимаете эти строки? (Слайд 2,3)

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Сегодня мы познакомимся с произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш»

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка

III. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство с биографией автора (Слайд № 4,5,6,7)

– Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г. в заводском поселке Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия – Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии.
В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни – в Петербурге и Царском Селе.

Мамин с детства мечтал стать писателем. В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было первое вступление в большую литературу. В 1992 году случилось несчастье – умерла жена писателя, осталась тяжелобольная дочь – Алёнушка. Девочка часто болела, не могла заснуть, и отец рассказывал ей удивительные сказки про храброго Зайца, мохнатого Мишку, хитрого Кота. Оживали в сказках игрушки, разговаривали цветы.

Алёнушке был пятый год, вышла на свет книжка «Алёнушкины сказки». Как говорил писатель, это была его любимая книжка. Можете догадаться, почему?

IV. Работа над содержанием текста.

- Сегодня мы познакомимся с произведением Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш»

Словарная работа.(слайд № 9,10)

Первичное чтение произведения (Слайд 11, 12, 13,14)

Обсуждение текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

– Какое впечатление произвел на вас старый Тарас? 

– Почему старик взял лебедя к себе? 

– Почему он не подрезал приемышу крылья? 

– Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? Прочитайте. 

– Как вы думаете, останется Приемыш с Тарасом или все-таки улетит? Почему так считаете? 

– Что вы можете сказать об охотниках?

V. Повторное чтение и анализ произведения

– С чего начинается рассказ?

– Что вы узнали о Собольке?

– Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

– Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?

– Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?

– Какие отношения сложились между Тарасом, Собольком и лебедем?

– Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?

– Что было правильнее:

а) поступить так, как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?

VI Итог урока. Рефлексия

(Слайд № 15)

Закончи предложения

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?