Тема. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Цели урока: познакомить учащихся с правилами пользования книгой с понятием «летопись»; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать культуру и уважение к истории России. Задачи урока: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах |
1.Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. - Вы готовы к нашему уроку? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. |
Интерактивная игра «Поделись позитивом». | - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: обнимите своего товарища. | Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. |
3. Введение в новую тему | Знакомство с учебником. | - Первый раздел называется «Летописи». Рассмотрите иллюстрацию на с.3. Кто на ней изображён? Как вы думаете, почему? - Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть». - Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ. Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет? (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий). - Зачем он писал этот труд? С какими школьными науками вы видите связь летописей? (Литература, история, география). - Чем отличается летоисчисление в древней Руси, от нынешнего? Прочитайте об этом на с.9. Названия городов иногда изменяются. Что за город, описан в отрывке Летописи? Что это за город? Чтение учителем первого отрывка. Словарно-лексическая работа. Варяги, словене, чудь, кривичи, древляне, поляне, северяне, вятичи, хорваты - древние славянские племена. Ибо - потому что. Дань - плата. Гривна – денежная единица в Древней Руси – около 400г золота. Присяга – клятва. Перун – языческое божество грома и молнии, покровитель дождя. Велес – покровитель скота, богатства и торговли. Просмотр Видеоролика | Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником |
5. Итог урока | | Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи? Что из текста летописи мы можем узнать о жизни наших предков? Какие города уже существовали на Руси? Какой веры придерживались греки, а какой русичи? (Греки целовали крест – христианская вера, русичи ещё были язычниками). Предложить выполнить тест. | Отвечают на вопросы. Выполняют тест |
Домашнее задание: читать летопись, ответить на вопросы с.6-9 (для всех учащихся) Дифференцированно: I группа- прочитать другие «Летописи». II группа- подготовить материал о древних славянских племенах: варягах, древлянах, вятичах, хорватах и других. |