СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца". Герои сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки.

Цель:

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.

  • Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.

  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца". Герои сказки.»

Урок 77

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки.

Цель:

  • Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.

  • Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.

  • Воспитывать любовь к животным и сочувствие.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

(Загадки в пословицах и поговорках на доске)

- Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.

1.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)

2.

Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)

3.

Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой.

(Чтение учащимися хором под руководством учителя)

3. Проверка домашнего задания.

- В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)

- Какие бывают сказки? (литературные, народные)

- Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Литературные сказки)

- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)

- Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)

4. Объявление темы урока и постановка цели

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка. Рассмотрите его портрет. (на доске)


Рассказ учителя.

Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.

Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери.

- Прочитайте название сказки.

Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”

- Что мы можем узнать по этому названию? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся подробное его описание. Только не понятно, почему он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- А можем ли мы предположить, что эта сказка из сборника «Аленушкины сказки»?

5. Изучение нового материала

- Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут» (стр. 20)

- Как вы думаете, что же будет дальше?

6. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)

7. Работа над сказкой

1. Чтение сказки до конца учащимися.

- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше.

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

2. Беседа после чтения:

- Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным; глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега.)

- Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Ему надоело бояться)

- Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? (Стали смеяться над ним)

- Почему волк решил съесть именно этого зайца? (Он смеялся над ним)

- Во что стал верить заяц после этого происшествия? (что он действительно никого не боится)

- Было ли вам жалко зайца?

- Объясните название сказки. Почему в названии все слова написаны с заглавной буквы?

3. Словарная работа (работа по карточкам)

- Как вы понимаете выражения? Соедините стрелками выражение и его значение.

“Душа в пятки убежала”

он не мог говорить от страха

“Язык у хвастуна точно примёрз”

очень быстро бежал, во весь дух

“Задал такого стрекоча”

он очень сильно испугался


- Объясните свой выбор.


4. Работа над иллюстрацией в учебнике (стр. 20, 22)

- Какой эпизод сказки изобразил художник?

- Найдите отрывок и прочитайте

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

- Почему художник одел всех зайцев в одежду?

- Какая на них одежда?


8. Герои сказки

- Найдите в сказке слова, которые описывают:

  • 1 вариант - Действия зайца: (Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.

  • 2 вариант - Действия волка: (Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал).

9. Работа с пословицами

- Замените выражение пословицей к сказке.

* Побегает, поймает добычу - будет сыт - “Волка ноги кормят”.

* Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится - “Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит”.

10. Итог урока. Рефлексия.

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Как вы относитесь к зайцу?

- Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

11. Домашнее задание

- Подготовить пересказ сказки от имени зайца.












1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят.

2. Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.

3. Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь.

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался

Душа в пятки убежала.

он не мог говорить от страха

Язык у хвастуна точно примёрз.

очень быстро бежал, во весь дух

Задал такого стрекоча.

он очень сильно испугался