Урок 77
Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки.
Цель:
Познакомить детей с творчеством писателя Д. Н. Мамина- Сибиряка.
Развивать навыки выразительного чтения; умение находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев; память, внимание, речь учащихся.
Воспитывать любовь к животным и сочувствие.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
(Загадки в пословицах и поговорках на доске)
- Прочитать загадки, отгадать, о ком или о чём идёт речь.
1.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. (волк)
2.
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. (язык)
3.
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (заяц)
- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их скороговоркой.
(Чтение учащимися хором под руководством учителя)
3. Проверка домашнего задания.
- В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)
- Какие бывают сказки? (литературные, народные)
- Какую новую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Литературные сказки)
- Какую сказку мы называем литературной? (это авторская сказка)
- Сказки каких авторов вы читали? (дети называют сказки и автора)
4. Объявление темы урока и постановка цели
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка. Рассмотрите его портрет. (на доске)
Рассказ учителя.
Родился Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым - Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: животные, птицы и даже насекомые говорят языком людей, рассуждают о жизни людей, да и ведут себя как люди.
Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: “Это моя любимая книжка - её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери.
- Прочитайте название сказки.
“Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”
- Что мы можем узнать по этому названию? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся подробное его описание. Только не понятно, почему он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
- А можем ли мы предположить, что эта сказка из сборника «Аленушкины сказки»?
5. Изучение нового материала
- Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут» (стр. 20)
- Как вы думаете, что же будет дальше?
6. Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
(Дети выполняют движения)
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
(Прыгают на одной ножке, затем на другой, на двух сразу)
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте)
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
(Садятся за парты)
7. Работа над сказкой
1. Чтение сказки до конца учащимися.
- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
2. Беседа после чтения:
- Каким изображён заяц вначале сказки? (Смешным; глупым; всего боялся: треснет сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега.)
- Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Ему надоело бояться)
- Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? (Стали смеяться над ним)
- Почему волк решил съесть именно этого зайца? (Он смеялся над ним)
- Во что стал верить заяц после этого происшествия? (что он действительно никого не боится)
- Было ли вам жалко зайца?
- Объясните название сказки. Почему в названии все слова написаны с заглавной буквы?
3. Словарная работа (работа по карточкам)
- Как вы понимаете выражения? Соедините стрелками выражение и его значение.
“Душа в пятки убежала” | он не мог говорить от страха |
“Язык у хвастуна точно примёрз” | очень быстро бежал, во весь дух |
“Задал такого стрекоча” | он очень сильно испугался |
- Объясните свой выбор.
4. Работа над иллюстрацией в учебнике (стр. 20, 22)
- Какой эпизод сказки изобразил художник?
- Найдите отрывок и прочитайте
- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?
- Почему художник одел всех зайцев в одежду?
- Какая на них одежда?
8. Герои сказки
- Найдите в сказке слова, которые описывают:
1 вариант - Действия зайца: (Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится.
2 вариант - Действия волка: (Ходил; проголодался; подумал; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал).
9. Работа с пословицами
- Замените выражение пословицей к сказке.
* Побегает, поймает добычу - будет сыт - “Волка ноги кормят”.
* Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится - “Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит”.
10. Итог урока. Рефлексия.
- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
- Как вы относитесь к зайцу?
- Зачем автор придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?
11. Домашнее задание
- Подготовить пересказ сказки от имени зайца.
1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. | 1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. |
1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. | 1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. |
1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. | 1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. |
1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. | 1. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он всё в лес смотрит. Его ноги кормят. 2. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. 3. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |
Душа в пятки убежала. | он не мог говорить от страха |
Язык у хвастуна точно примёрз. | очень быстро бежал, во весь дух |
Задал такого стрекоча. | он очень сильно испугался |