СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. И.Соколов-Микитов "Узоры на снегу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён по учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". При проведении урока использовала презентацию и видеоматериалы. Цель урока: привитие любви к природе; развивать речь детей. мышление. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. И.Соколов-Микитов "Узоры на снегу"»

Урок литературного чтения во 2 классе

по УМК «Начальная школа XXI века»



Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Цели урока: -прививать любовь к природе, учить понимать природу;

-работать над развитием выразительной речи, мышления,

-расширить кругозор детей.

Образовательные: способствовать формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, нести пропедевтические (подготовительные) основы для изучения литературного произведения, обеспечить межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Развивающие: развивать наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- определять правила работы в паре;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;



Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», запись на доске, цветные карандаши, карточка с кроссвордом, фильм «Следы на снегу».

Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока:

1. Орг. момент

- Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

-Произведение какого автора читали дома?

- Прочитаем и узнаем, как вы назвали каждую часть этого произведения.

3. Мотивация и актуализация знаний.

На доске: Лес

зима

сугроб

узоры

  • Прочитайте слова.

  • Используя эти слова, скажите, какую картину можно нарисовать?

  • Какие узоры можно увидеть на снегу?

  1. Просмотр учебного фильма «Следы на снегу»

- А сейчас мы совершим прогулку по лесу и посмотрим, какие узоры можно увидеть на снегу.

- Понравился фильм?

- Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

- Как шла лиса? (ровной цепочкой)

- На что похожи следы мышки? (углубление, ямка и след от хвостика)

- Как определить в лесу, где гнездо белки? (Вокруг дерева разбросаны остатки шишек)

- Чем питается лось зимой? (веточками кустарников и деревьев)

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) 

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой. (шаги на месте) 

5. Первичное восприятие художественного произведения.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И. Соколова – Микитова " Узоры на снегу".

- Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: Какие узоры на снегу увидел автор? (Читает Варя)

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

- К какому жанру относится данное произведение?

6. Включение нового знания в систему повторения.

(Повторное чтение по обзацам и ответы на вопросы)

1) - Что такое скатерть? (Скатерть- это изделие их плотной ткани, которым накрывают стол.) В каком значении это слово употребил автор?

-Есть ли в этой части текста сравнение? (Снег- белая скатерть, белые шапки)

-Можете ли вы предположить, для чего автор использует это сравнение, повторяет его? (Белый цвет чистый, свежий, поэтому на нем хорошо заметны красивые узоры - следы.)

- Какие сугробы в лесу? (глубокие)

- Когда они могут быть глубокими?

2) - Что видят на снежной скатерти охотники?

- Как эти узоры можно назвать по-другому? Прочитайте.

- Кто может объяснить, что значит «читать узоры»? (Читать узоры – распознавать следы).

3)- Какое животное вам мало знакомо? (горностай)

-Кто о нём может рассказать? (Это небольшой хищный зверёк с белым в зимнее время мехом и чёрным кончиком хвоста)

- Докажите словами из текста, что он хищник?

(Он охотится за птичками и мышами)

4) - Кто из вас зоркий наблюдатель и сможет найти сравнения в этом отрывке? С чем сравниваются следы лисы (С красивой цепочкой)

- Как шли волки? (след в след)

- Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете какого? (собаки)

5) -А на что похожи следы лося? Почему они поднимали снег копытами?

(Это очень сильные звери с мощными копытами. Они оставляли глубокий след на снегу.)

- Почему же рассказ озаглавлен «Узоры на снегу»?

(Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в тихом зимнем лесу, об этом можно узнать по следам на снегу.)

7. Игра «ОХОТНИКИ»

- Охотники очень внимательны и наблюдательны. Разложите картины с животными в таком же порядке, как в тексте. (Заяц, горностай, лиса, волк, лоси)

- К каждому животному попробуйте добавить картинку с изображением его следа.

- А след какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

- Почему?

-Следы каких животных  похожи? (лисы и горностая) Чем? (Форма цепочки)

-Следы волка похожи на следы домашнего животного. Как вы думаете, какого? (Собаки)

  1. Рассказ об авторе.

- Познакомившись с рассказом И. Соколова – Микитова, что вы можете сказать о нем, как о человеке? ( И.Соколов-Микитов в своих произведениях в самом обычном увидел много интересного, неожиданного. Есть над чем поразмышлять.)

- Мог ли написать такой интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу?

Учитель показывает портрет автора

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892году в Осеки Калужской губернии. Русский писатель - путешественник. Родился в семье приказчика по лесному делу. Учился в Смоленском реальном училище, не закончив обучения, служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство».

В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции  оказался в эмиграции,  но в 1923 г. вернулся  на родину.

Выставка книг автора.

Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр — «На камушке», «Заря - зареница» — с народными традициями и фольклором.

9. Работа в парах «Разгадай кроссворд»

- Вернемся к его произведению «Узоры на снегу». Вам предстоит разгадать кроссворд. Впишите названия животных, которые оставили на снегу следы и раскрасьте их.

10. Итог урока.

- Какова тема этого рассказа?

- Какой характер у зимы?

- Что может заставить человека часто бывать в лесу?

- Как мы можем помочь животным зимой?

11. Д/з. стр.160 ответить на вопрос № 3