СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внекласного чтения - конференция "Мир природы в творчестве В.Бианки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внекласного чтения - конференция "Мир природы в творчестве В.Бианки"

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством В. В. Бианки; Воспитывать доброе и уважительное отношение к природе; Повысить интерес младших школьников к самостоятельному чтению.

         На уроках литературного чтения мы работаем по теме: «Люби живое».

Просмотр содержимого документа
«Урок внекласного чтения - конференция "Мир природы в творчестве В.Бианки"»

Мир природы в творчестве В.Бианки

Слайд 1:

Начать наш урок хочется словами С. Михалкова:

Чтоб в жизни человеком стать, учись читать.

Никак не может ученик на свете жить без добрых книг.

Все вы являетесь читателями библиотеки. Совместно с Людмилой Николаевной мы проводим выставки рисунков, викторины, книжкину неделю. С 1 класса мы ведём читательские дневники. Конечно же, надо сказать большое спасибо родителям за поддержку и помощь в умении использовать и вести читательский дневник и в воспитании бережного отношения к книге.

Слайд 2:

Цель:

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством В. В. Бианки.

  2. Развивать у учащихся умение осознанно делать выводы на основе прочитанных произведений, передавать свои мысли и чувства.

  3. Эстетически развивать детей.

  4. Развивать память и речь.

  5. Воспитывать доброе и уважительное отношение к природе.

  6. Повысить интерес младших школьников к самостоятельному чтению.

  7. Совершенствовать личный читательский опыт каждого ученика.

На уроках литературного чтения мы работали по теме: «Люби живое».

Чему нас научили изученные произведения? (ответы детей).

И сегодня на уроке внеклассного чтения мы проведём небольшую конференцию, где вы, ребята, выскажете свои впечатления о прочитанных вами произведениях В. Бианки. Вы получили задание прочитать 4-5 произведений В. Бианки и в своих читательских дневниках поместить отзывы о прочитанных рассказах.

Слово Людмиле Николаевне!

Слайд3:

           Любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

            Слайд4:                 Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

           Слайд5:                  Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

          Слайд6:                   Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

            Наш урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира.

            «Переводчики с бессловесного» - так он называл себя и своих собратьев по перу, писателей, которые тоже писали о животных. Человек буквально влюблённый в природу, как никто другой знающий её, Виталий Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей. Но давайте обо всём по порядку.

Слайд7:

Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

Слайд8:

Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.

            Уже став взрослым, В.В.Бианки понял, что такой «волшебной палочкой»,  может быть только слово, только рассказ.

Слайд9:

            Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

            Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе.

            В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.

            Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.

Слайд10:

 Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом обыкновенном он умеет показать новое, не замеченное нами.С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника — мышонка Пика, переживаем из-за бедного муравьишки, попавшего в беду, размышляем о том, чей нос лучше, удивлённо узнаём, кто чем поёт.

  Слайд11:  

В 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Слайд12:

Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

Слайд13:

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

Слайд14:

 В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Слайд15:

Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы.

            В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Слайд16:

 Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки. 

Слайд 17.

Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, больше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.


Физминутка (песня) «Котёнок со щенком».

Конференция. Отзывы детей о прочитанных произведениях.

Слайд 18. Теперь наступил викторины черёд,
Ребят на экране давно она ждёт.

 Слайд19. Викторина «Угадай по отрывку».

Слайд 20. У него была очень толстая голова, большущий рот, покрытые кожицей глаза навыкате. И весь он был какой-то жилистый, нескладный. Мухолов сказал: - Не нравится мне что-то этот уродец. Давай выкинем его из гнезда! - Что ты! Что ты! - испугалась Пеструшка. - Не виноват же он, что таким родился. («Кукушонок»).

Слайд 21. Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся - да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится. А звери, птицы и насекомые - все опять за свои дела принялись. («Первая охота»).

Слайд 22. Теперь он отправился на смотрины - выбирать себе жену. Он был очень красив тогда в своем праздничном весеннем наряде. Каждая чешуйка на нем отливала серебром, спина была синяя, живот и щеки - ярко-красные, глаза - голубые. («Рыбий дом»).

Слайд 23. - Очень уж мне утомительно, - говорит, - пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха ни покоя не знаешь, а все впроголодь живешь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зернышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок. («Чей нос лучше?»).

Слайд 24. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл. («Кто чем поёт?»).

Слайд 25. - Фу, какая ты еще маленькая! - возмутились воробьи. - Календарь - это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь - его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев - столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года - декабрь. Запомнила? («Синичкин календарь»).

Слайд 26. Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился. («Мышонок Пик»).

 Слайд27:

4.  «А знаете?»

            1. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

            2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)

            3. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)

            4. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)

Слайд 28:            

5. Какая птица свою песню на воде исполняет? (Выпь.  «Кто чем поёт?»)

            6.Какая птица не вьёт гнезда, а строит нору на берегу и пол в ней выстилает тонкими рыбьими косточками? Зимородок. «Рыбий дом»

            7. У какой птицы нос служит и сеткой и глоткой? (Козодой-сетконос)

            8. Зачем Бекасу-Долгоносу прямой и длинный нос? (козявок из тины доставать удобно)

Слайд 29:

9. Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху, в воде живность поддевать)

            10. Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит?

            (чтоб червяков и букашек из травы доставать)

            11. Что стало с Мухоловом? (прилетел ястреб и съел его «Чей нос лучше?»)

            12. Вьёт ли гнездо Козодой? (Не вьёт, а высиживает яйца прямо на земле)

Слайд 30:

            13. Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек вылущивает)

            14. Гнездо какой птицы похоже на варежку? (синичка - ремез)

            15. Как называют птицу с мешком под клювом? (пеликан-мешконос)

            16. Как называется птица, которая, защищаясь от врага, извивается и шипит как змея? (вертишейка)

            17. У кого отрастает утраченная часть тела? (у ящерицы, у рака)