Урок литературного чтения "«Образы сказки, волшебства ночи в стихотворении И.Сурикова «Все темней, темней и тише…».
(2 класс, программа Л.В.Занкова)
Цели: 1)предметно –образовательная: показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы и живописи) создаются сходные и одновременно особенные образы ночи; создать положительную мотивацию на уроке; обогатить словарный запас; выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогли автору создать образы сказки, волшебства ночи;
2) развивающая: формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения.
3) воспитывающая: воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.
Оборудование. Учебник Литературного чтения 2 класса 1 часть В.Ю.Свиридова.
Компьютер, раздаточный материал.
Универсальные учебные действия:
коммуникативные (работа в парах и группах);
познавательные ( применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);
личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);
регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Слайд 1
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась.
Релаксация.
У.: Посмотрите в окно, как много света вокруг, но несмотря на яркое солнце, мороз сильно щиплет щеки. А в нашем классе тепло. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний. ( Слайд 2 – карта с форзаца учебника «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой или рисунок карты.)
У.: Вам знакома эта карта? Она нам снова сегодня необходима. И мы уже на дороге открытий. Дорога завела нас в область искусств.
III. Введение в новую тему.
Вопрос перед прослушиванием:
У.: Послушайте музыку и подумайте, к какому времени суток можно её отнести?
Слайд 3 Звучит музыкальное произведение “Ноктюрн” Ф. Шопена. (2мин)
У.: К какому времени суток можно её отнести?( Ночь)
У.: -Почему именно ночь?
-Что помогло догадаться? ( Характер музыки)
- Положите перед собой листочки со словами. Выберите из этих прилагательных те, которые наиболее точно характеризуют это музыкальное произведение.
радостная
грустная
печальная
таинственная
лёгкая
весёлая
спокойная
мрачная
волшебная
У.: Назовите те прилагательные, которые наиболее точно характеризуют это музыкальное произведение.( грустная, печальная ,таинственная, спокойная, мрачная, волшебная)
– Эта замечательная музыка написана великим немецким композитором Фредериком Шопеном, она так и называется – “Ноктюрн”, т. е. “ночь”.
Композитор написал ее, представляя образ «ночи»
-Как вы думаете, с помощью чего ему удалось это сделать?( С помощью нот)
-Какой вид искусства нам помог увидеть красоту ночи? (Музыка)
- Какое настроение возникло? (спокойное).
Слайд 4 - У.: Теперь обратимся к другому виду искусства. (На слайде известная детям картина Куинджи «Ночь на Днепре»).
- Что вы увидели? (Картину ).
- Что изобразил художник? (Ночь).
-Что использовал художник? (Краски черные. А для луны и реки – желтые).
-Какое настроение вызывает эта картина? (Спокойное)
-Какой вид искусства нам помог увидеть красоту ночи? ( Живопись)
- Я правильно понимаю, что и музыка, и живопись, помогли создать образ ночи и вызвать у нас спокойное настроение?(Да)
- Значит, если мы сейчас исследуем следующий вид искусства , то мы сможем понять, какой образ создает автор и почувствуем настроение от произведения.
Слайд 5 -Назовите следующий вид искусства. (Литература)
Искусство
Музыка Живопись Литература
-Ну , тогда вперед по дороге открытий в сады поэзии. Ведь нам сегодня предстоит разгадать тайны стихотворения замечательного русского поэта.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, первая буква отгаданного слова будет вам сигналом, кто догадается - поднимет руку.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
С | у | р | и | к | о | в |
1) Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит.(Снег.) | 5) В прохладной тени отдохнем от жары… Вот только противно звенят ….(Комары.) |
2) Вот проснулось в небе солнце, Заглянуло к нам в оконце. Петушок гарланит мудро, Возвещая: «Это ….»(Утро.) | 6) Раскудрявые овечки Ходят в летний день Над речкой. (Облака.) |
3) ) Игривый, шаловливый, Болтливый, говорливый. В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка (Ручей.) | 7) Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица. (Ветер.) |
4) Не колючий, светло-синий По кустам развешан ... (Иней.) | |
– Кто узнал фамилию поэта?
- Назовите (Суриков)
Слайд 6
IV.Новая тема. Постановка цели.
Нам сегодня предстоит познакомиться со стихотворением замечательного русского поэта Ивана Захаровича Сурикова «В ночном», научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, и даже может быть извлечь какой-то урок, побываем в роли исследователей, исследуем образы, о которых мы узнаем в нашем произведении, но прежде чем познакомиться со стихотворение , хочу дать слово (Ф.И. ученице), которая подготовила материал и желает рассказать о жизни поэта.
Сообщение ученика о жизни и творчестве Ивана Захаровича Сурикова
Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в глухой деревушке Новоселовке Ярославской губернии. Отец его был крепостным графа Шереметева, жившим в Москве на оброке, где у него была небольшая лавочка. Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Maльчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей. В конце 50-х годов, начитавшись Пушкина, Суриков начал складывать стихи. У родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение, над юношей жестоко глумились. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в мелочной лавке отца или дяди, была очень тяжелой.
В 1862 г. Суриков свел знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым. Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Это было в 1862 г., а уже в 1871 г. Суриков издал первый сборник своих стихотворений. Его печатали уже не только мелкие журналы, но и такие издания, как "Вестник Европы", "Дело". В 1875 г. поэт был избран членом Общества любителей российской словесности, его кандидатуру поддержал Лев Толстой. Иван Захарович Суриков собирал вокруг себя писателей из народа, живших в разных городах России, в 1872 г. Суриков подготовил и напечатал сборник их произведений под названием "Рассвет".
Основная тема его творчества- горькая доля крестьянских тружеников и городской бедноты .В стихах поэта звучал протест против бесправного положения народа. Его творчество способствовало созданию поэзии для детей, побуждающей ум и сердце ребенка для реального восприятия окружающей действительности.
V. Исследование объектов, понятий.
- Послушайте стихотворение Ивана Сурикова, и скажите, какую картину представили?
( Звучит запись произведения).
- Что представили? (Ночь, сказочные герои)
- Какое настроение вызвало это стихотворение (Сначала спокойное. Потом тревожное, сказочное)
У.: Все-таки, какая же цель нашего урока?( Научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, побывать в роли исследователей, исследовать образы, о которых мы узнаем в нашем произведении)
У.: Кто знает, что значит “быть в ночном?
( Днем лошади работали: пахали, или возили дрова, сено. После дневной работы лошадей нельзя сразу поить и кормить, им давали отдых.
Отдохнуть и подкормиться могли только ночью на лугах, где сочная трава, прохлада. Вот для этого их и выводили на выпас ночью т.е. в «ночное»).
Слайд 7
Слайд 8
1)Самостоятельное чтение стихотворения детьми. (Учебник с.135)
2)Работа в парах. Анализ стихотворения по вопросам таблицы.
У.: Посмотрите на вопросы, внимательно прочитайте, постарайтесь правильно распределить ответы.
1. На какие элементы пейзажа вы обратили внимание?
2. Какие средства выразительности использует автор при описании пейзажа?
3. Как вы думаете, с каким настроением ребята отправляются в ночное?
4.Как дети проводят время в ночном? Чем занимаются?
План | Иван Захарович Суриков "В ночном" (стихотворение) |
1. Элементы пейзажа. | Небо Лес Огонь Тени звуки |
2. Средства выразительности А) олицетворения Б) эпитеты В) сравнения | Тени ходят: Косматая голова: Густым навесом: |
3. Настроение детей. | То-то радость и веселье, То-то детям воля! |
4. Как дети проводят время в ночном? | Разводят огонь, рассказывают бабушкины сказки. |
| |
| |
| |
Слайды 9, 10, 11, 12, 13.
У.: Давайте проверим. (Дети сверяют ответы по таблице)
2)Работа в группах.
У.: Это стихотворение большое, поэтому я предлагаю поработать по группам (рядам). Каждой группе я предлагаю часть стихотворения.
(1 ряд- первые 8 строк, 2 ряд – 10 строк, 3 ряд-6 строк)
Вы прочитаете, обсудите, что представили, какой образ возник. И только потом из предложенных фишек , выберите ту, которая подходит к вашему отрывку (образу). (Дети разворачиваются в группы, читают предложенный отрывок, обсуждают, выбирают фишку из предложенных).
На доске появляется схема:
- Какой образ у вас на 1 рисунке? (Ночь/черная), на 2 (Сказки/цветная),
на 3? (Ночь/черно-красная).
- Вы читали одно стихотворение, но получилось три разных образа в одном стихотворении. Как это может быть, давайте исследуем. Правильно ли у вас получилось?
Слайд 14
А). - Прочитайте самостоятельно первые 8 строк.
- Какие слова непонятны? ( Слайд 14– зарницы - мгновенная световая вспышка, озаряющая горизонт вечером или ночью, вроде молнии, но без грома.)
- Какое настроение у вас возникло?( Очень тихая ночь, тревожно, потому что раздаются редкие звуки)
- С помощью чего поэту удалось показать это настроение, найдите в тексте?
( с помощью повтора слов темней, темней; после слова тише стоит …, значит автор хочет, чтобы мы представили тишину; даже смолкли птицы.)
- Какие звуки нарушают эту тишину, подчеркните их.
-Зачитайте. (фыркнет, хрупнет, звякнет).
- Если в тишине услышать эти звуки, можно испугаться?
- Как нужно прочитать эту часть стихотворения, чтобы представить эту пугающую тишину. (таинственно, почти шёпотом).
- Кто может прочитать всему классу. А мы оценим, правильно ли получилось. (Читает один ученик. Обсуждаем: голос таинственный, паузы выдержал после многоточия).
Слайд 15
- У.: Давайте вернемся к нашей схеме.
-Какую область искусства исследуем? (Литература)
- Какой образ возник у нас? ( Ночь)
-Какое настроение? (Страшно)
-С помощью чего поэт этого достиг? (Темнее, темнее…)
Б). – Послушайте, как я прочитаю следующие 10 строк
Читает учитель.
- Реальный ночной пейзаж в какой превращается? ( В сказочный).
- Какое настроение возникает? (Таинственное. Сказочное)
- Найдите и подчеркните, с помощью каких слов автору удалось нам передать ощущение сказки ( С метлой несется ведьма, мчится леший, змей летит. Тени ходят).
Слайд 16,17
- Зачитайте.
- Где вы встречали этих героев? (В сказках).
- Почему именно эти герои приходят на ум (Ночь, тишина и страшно.)
- Как нужно прочитать эту часть стихотворения? ( Чуть громче, чем первую часть, но таинственно, загадочно).
- Кто сможет так прочитать? А мы с ребятами оценим. ( Один ученик зачитывает, оцениваем голос, манеру чтения).
- Посмотрим на схему. Теперь ночь у нас какая?(Волшебная)
- Какое настроение?(Спокойное)
Перед тем, как исследовать последнюю часть стихотворения, мы отдохнем.
VI. Физ.минутка.
Все встали, представили ночь, поле, небольшой ветерок.(Ветер дует нам в лицо….) Теперь с новыми силами продолжаем исследовать стихотворение Ивана Сурикова.
В). Подумайте, что мы будем делать наследующем этапе, какую поставим перед собой задачу?( Узнать что произошло дальше.)
-Хотите узнать?
-Как узнаем?
(Самостоятельно прочитаем последние 6 строк)
- Что произошло, зачитайте. (Дети огонек разводят).
- Что это за огонек свечка? Костер? Докажите. ( Костер – трещат сучья, освещая далеко и ярко)
Слайд 18
- Что теперь чувствуете? ( Тепло, чуть спокойней).
- Посмотрите на схему. Какое настроение? (Спокойное?)
VII. Итог
- Посмотрите на фишки, которые вы выбрали. Можем ли мы сказать, почему три разных фишки? (Меняются образы и настроение. Сначала была реальная ночь и тишина, затем пейзаж становится сказочным, пугающим, и в конце появляется яркий костер и становится не страшно).
-Давайте определим, как мы с вами можем создать образ каждого этапа нашего произведения?
1 этап -тихо
2этап- загадочно
3этап- спокойно
- Теперь прочитаем весь стих целиком, чтобы представить полную картину.(Выходят 3 ученика).
- Получилось ли передать настроение?
Посмотрите на схему.
У.: У каждого вида искусства свои средства. В литературе – слово, музыке – звуки, а живописи – краски, цвет. Каждый автор использует свои средства, чтобы получить тот или иной образ и передать нам разное настроение.
Так какой же образ в стихотворении Ивана Сурикова? (ПЕЙЗАЖ Волшебной ночи.)
Слайд 19.
V. Творческое домашнее задание
Слайд 20.
У.: Мы много сделали на уроке и подошли совсем сказочным дебрям. (Обращаюсь к карте).
Предлагаю творческое домашнее задание.
1. Выучить стихотворение .
2. Создать образ сказочной ночи при помощи красок.
3. Найти музыкальное произведение, где уже созданы сказочные образы.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
У.: Наше общение завершается.
Возьмите оценочный лист и определите легко или трудно вам было работать на уроке.
| Легко | Трудно | Не знаю |
Работать в паре | | | |
Договариваться получается | | | |
Работать одному/одной | | | |
Я вижу, что вам на уроке было интересно.
- И это здорово!
Желаю вам хорошего настроения!