СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: "Составление плана сказки « Иван-царевич и Серый Волк».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические технологии:  1.Развивающее обучение 2.Обучение на коммуникативно-познавательной основе 3.Информационно-коммуникативные технологии Задачи уроков: - выявить, повторить и закрепить отличительные черты волшебной сказки. - учить устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения. - делить текст на части. - составлять простой план. - подробно пересказывать текст сказки - учить работать с репродукцией картины В.Васнецова Иван-царевич на Сером Волке и выявлять основные объекты. - видеть содержательные линии картины. - создавать свой собственный текст. - учить работать в паре. Планируемые результаты усвоения этих уроков. - осмысление особенностей волшебной сказки - характеристика героев волшебной сказки - выявление причинно-следственных связей, составление плана, подготовка к подробному пересказу - формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; презентация информации на основе рассказа, пересказа, сочинения - осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: "Составление плана сказки « Иван-царевич и Серый Волк».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ№ 25









Урок по литературному чтению в 3 классе



РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»











Подготовила и провела:

учитель Ющик Т. П.



Урок № 12 21.09.16

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

- дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, тесты

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:

- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:


Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

- На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк».

III. Актуализация знаний

  1. - Докажите, что литературное произведение - это сказка. Что такое сказка?

Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.


  1. - К какому виду относится эта сказка?

  1. - Почему она волшебная?

Признаки волшебной сказки (слайд №6)


1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына)


4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1." Красная Шапочка"

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным?

5) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)


Физкультминутка, скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6

  1. Дополнительная работа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?


  1. Тест к сказке VI. Итог урока.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: пересказ ,вопросы №12, 13 ,14 на с.39







Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».


1. Назовите имя царя _____________________


2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________


3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________


5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________


6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________


7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?


_____________________________________________________________________


8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________



9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?


______________________________________________________



10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________



11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________