Урок литературного чтения в 4-м классе. Басня Л.Н. Толстого "Как мужик камень убрал"
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».
Цели урока:
изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности;
развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитывать нравственные качества личности.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Проверка д.з.
2. Актуализация знаний
3. Усвоение новых знаний
4. Закрепление и систематизация новых знаний
5. Организация домашней работы.
6. Итог урока .
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы, текст басени «Два товарища».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
2. Проверка домашнего задания
Пересказ отрывка «Детство» .
3. Изучение нового материала. Актуализация знаний
– Что оно означает слово басня?
– Как записано в словаре Ожегова, басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
4. Сообщение темы и целей урока. Усвоение новых знаний
– Сегодня на уроке будем читать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни.
Обратите внимание, в названии басни вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.
Читаю я.
Что понравилось в басне?
Читают сами про себя.
Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта), подле камня (возле).
Выдумка – вымысел, изобретение.
Теперь текст понятен.
Читаем вслух.
Готовимся ответить на вопросы.
Читаем по частям. (Выборочное чтение)
Прочитай 1 часть.
О чем в ней говорится?
Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитай 2 часть.
О чем в ней говорится?
Что предложил 1 инженер?
Что предложил 2 инженер?
Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
Как озаглавим? (Спор)
Прочти 3 часть.
Кто и как решил эту задачу мужик?
Почему ему дали еще 100 руб.
Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)
За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
Кто вызвал удивление инженеров?
Как вы его себе представляете?
Какими чертами характера обладал мужик?
(Иллюстрация к басне)
Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
(Ученики зачитывают отрывок басни)
В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?
Важна не столько сила, сколько смекалка.
5. Физкультминутка (с движениями)
Скороговорка. На площади этого города растет тополь. Сначала мы проговорим скороговорку несколько раз , а потом пойдем к тополю с этими словами.
Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича,
говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
6. Закрепление и систематизация знаний
Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.
1. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Недаром говорится, что дело мастера боится.
5. Сила ломит всё, а ум силу.
6. Голь на выдумку хитра.
Вывод.Сила ломит всё, а ум силу.
Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Ребята, мы много рассуждали, поняли мораль этой басни.
7. Много произведений Л.Н. Толстого прочитано вами, поэтому сейчас вам предстоит их узнать.
На доске в разной последовательности записаны названия произведений столбиком, а рядом висит сигнальная карточка и дети поднимают у себя цвет соответствующий названию узнанного произведения. Дети сами читают отрывки из произведений. У них на партах отпечатанные тексты в виде книжечек.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Cтарый дед и внучек.)
Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.(Филиппок.)
Отец пришел и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
– Я.
Отец сказал:
– Спасибо, что правду сказал. (Правда всего дороже.)
А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле. (Котенок.)
За обедом отец и говорит: “А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?” Все сказали: “Нет”. Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: “Нет, я не ел”. (Косточка.)
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. (Как мальчик рассказал про то, как его в лесу гроза застала.)
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. (Лев и собачка.)
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась. (Прыжок.)
Л.Н.Толстой написал ни один десяток басен.
Басню «Два товарища» читаю я.
Два товарища
Басня
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
– Назовите мораль этой басни.
7. Домашнее задание: Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.
8. Итог
– Что нового узнали?
– Что этот урок дал для жизни?
– Каких ребят можете похвалить за работу?
9. Рефлексия
Заполни мишень настроения. (День – это выстрел. Куда сегодня попал ты?)
У детей есть 3 склеенных кружка разного диаметра и цвета, с подписанной фамилией. Они себя оценивают(отмечают точкой на любом круге) и складывают мне в синий конверт, если не поняли тему, а в красный, если поняли.
Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
Поделиться…
Цель : продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством Л. Н. Толстого.
Задачи:
• работать над совершенствованием техники чтения;
• развивать речь учащихся;
• обогащать словарный запас детей;
• развивать логическое, творческое мышление;
• воспитывать любовь к животным, чувство сострадания.
Оборудование: деформированная пословица, магнитофон с записью были «Котёнок», иллюстрации
к произведению, портрет Л. Н. Толстого.
Ход урока:
1. Организация начала урока:
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2. Начнём урок с проверки домашнего задания. (Выставка рисунков к рассказам Л. Н. Толстого)
а)индивидуальная работа.
Соедини название произведения и пословицу, подходящую к ней. (двое у доски)
«Старый дед и внучек» Без уменья и сила ни причём.
«Отец и сыновья» Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
«Лгун» Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
«Как мужик убрал камень» Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
б) Игра «Назови лишнее»
«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Старик – годовик», « Как мужик убрал камень».
(Автор всех произведений Лев Николаевич Толстой, а сказку «Старик годовик» написал Владимир Иванович Даль.)
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого , а с каким произведением узнаете, если
отгадаете загадку: (отгадку покажите глазками: дети стоят)
Он первым входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котёнок)
Мы познакомимся с былью « Котёнок»
3. Динамическая разминка:
А) дыхательная гимнастика:
Руки за спину положим,
голову поднимем выше ,
и легко, легко подышим.
• короткий вдох, короткий выдох.
• Глубокий вдох, выдох на усиливающийся звук у.
• Глубокий вдох, выдох на убывающий звук а.
Б) артикуляционная гимнастика:
• Упр. «Улыбка»
• Упр. «Трубочка»
• Упр. «Маляр»
• Упр. «Лошадки»
В) Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
жужжащее чтение
хоровое чтение (прочитаем, проговорив чётко)
О ком говорится в скороговорке?
Что делает кошка?
Почему мошку называют крошкой?
Прочитайте скороговорку с логическим ударением на выделенные слова .
Чтение в быстром темпе. (хором, по одному)
4. Работа с деформированной пословицей.
Незнайка, как всегда, спеша к нам на урок, рассыпал пословицу.
Соберите пословицу:
друга, нет, а нашёл, ищи, береги.
(Нет друга — ищи, а нашёл — береги.)
Объясните смысл пословицы.
(Плохо без друга, но если он есть, его надо беречь.)
Наша задача на уроке определить как мысль, выраженная в пословице, связана с нашим рассказом.
5. Словарная работа:
Что такое быль?
(Это то, что было в действительности.)
Амбар – строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
На стр. 107 рассмотрите иллюстрацию, скажите, о чём пойдёт речь в рассказе?
Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
6. Первичное чтение со звуковым ориентиром.
(Дети читают глазками за диктором.)
7. Анализ произведения:
• Ответы на вопросы:
Как дети обнаружили пропавшую кошку?
Какой должна быть интонация этого отрывка? Радостной.
• Сколько котят родила кошка? (5)
Незнайка их сфотографировал (появляются 5 фотографий с котятами). Приложение 1.
Какого котёнка выбрали себе дети? (Дети выбирают серого с белыми лапками)
Как заботились дети о котёнке?
• Работа с иллюстрациями в группах. Приложение 2
Расположите иллюстрации в нужном порядке.
• Выборочное чтение:
Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации; ко второй; к третьей.
Почему дети забыли про котёнка?
Какая опасность угрожала котёнку?
Как поступила Катя?
Как вы думаете, а правильно ли поступила Катя?
Отвечая на этот вопрос, поставь себя на место девочки.
Как Вася спас котёнка?(Что значит «пустился что было духу?»
Что можно сказать о Васе, какой он?
Опишите его, выбрав нужную характеристику.(словарь характеристик)
По чьей вине котёнку угрожала опасность?
Какие дети?(словарь характеристик)
Почему Вася перестал брать с собой котёнка?
Чему учит нас этот рассказ? Обратитесь к пословице.
(Мы в ответе за тех, кого приручили.)
Какие чувства вы испытывали во время слушания и чтения рассказа? (тревоги, страха, напряжения)
Какой момент был самым напряжённым, тревожным?
Физминутка: Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево, побыстрей,
Удивимся, что такое
и закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов
проведём глазами дружно,
ну, а дальше, будь здоров.
8. Повторное чтение и составление плана.
(Сколько частей в рассказе?( 6) Читаем часть и озаглавливаем её.
1часть – чтение по цепочке, по одному предложению.
2 часть – продолжаем чтение по цепочке.(какая интонация должна быть при чтении этой части? (радостная!)
3, 4 часть – чтение в парах (буксир)
5 часть – жужжащее чтение,
6 часть — хоровое чтение.
План для пересказа:
1. Кошка пропала
2. Кошку нашли.
3. Самый лучший котёнок.
4. Дети забыли котёнка.
5. Собаки.
6. Спасение.
9. Пересказ по лану.
10. Домашнее задание: приготовить пересказ были по данному плану.
11. Оценивание.
12. Итог: С каким рассказом, какого автора мы познакомились на уроке?
Чему учились на уроке?
Как мужик камень убрал
Урок литературного чтения в 4 классе Кузнецовой Е.А.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».
Цели урока:
-обобщить знания детей из биографии и творчества Л.Н.Толстого, сформировать понятие о басне, о морали басни, познакомить с басней «Как мужик убрал камень», формировать опыт творческой деятельности;
-развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать, развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
-воспитывать нравственные качества личности.
Оборудование: презентация, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, текст басни «Два товарища».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
-Продолжаем знакомство с «Чудесным миром классики». Сегодняшний урок я хочу начать цитатой из личных воспоминаний одного известного во всём мире автора. Попробуйте догадаться о ком речь.
«…Старший брат Николенька … объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями…»
-Верно это отрывок из воспоминаний Л.Н.Толстого о детстве. (Слайд 1)
-Какие сведения из его биографии вы ещё помните?
-С каждым годом становясь старше, на уроках литературы вы будете знакомиться всё с более сложными произведениями Льва Николаевича, и открывать для себя новые факты из его жизни. Займёмся этим прямо сейчас.
2. Пятиминутка чтения.
-Сейчас вы будете, работая в парах, читать страницы биографии автора. Через минуту обменяетесь материалом и зададите друг другу по одному вопросу о прочитанном. Приложение 1
-Подведём итог работы. (Слайд 2)
- Перед вами на слайде ключевые слова и числа. Ваша задача – пояснить, что они обозначают в жизни Толстого.
3. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
-Вспомните произведения Л.Н.Толстого, ранее изученные на уроках. (Слайд 3)
-К каким жанрам относятся эти произведения?
-Что означает слово басня? (краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение)
-Как выдумаете, Толстой сочинял басни? (Слайд 4)
4. Сообщение темы и целей урока. Усвоение новых знаний.
-Сегодня мы познакомимся с басней «Как мужик убрал камень». (на доске открывается тема урока)
-Давайте познакомимся с её содержанием. (звучит аудиозапись басни и иллюстрируется слайдами, до слов «..А я уберу камень и возьму за это сто рублей …») (Слайд 5-9)
-Кто такой инженер? (Инженер – специалист с высшим техническим образованием)
-Название профессии произошло от французского слова ingenieur, или от латинского ingenium - способность, изобретательность.
-Что же такое мог изобрести простой мужик?
Работа в группах.
-Попробуйте и вы побывать в роли изобретателей. Я даю вам время на обсуждение одну минуту. (у детей на столах маркеры и альбомные листы)
-Поделитесь своими соображениями.
-Чем могли быть нерациональны предложения инженеров в басне? (дорого, небезопасно)
-Давайте дочитаем басню в учебнике и узнаем, похож ли его вариант решения проблемы на ваши. Читаем вслух.
5.Физминутка.
6. Закрепление и систематизация знаний.
-Что вам понравилось в басне?
-Перечитайте басню ещё раз и подготовьтесь ответить на вопрос: -Какими чертами характера обладал мужик? (смекалистый, изобретательный, простодушный)
-В чём заключается особенность любой басни? (В том, что есть мораль.)
-Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)
-В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича? (важна не столько сила, сколько смекалка)
-Прочитайте пословицы и, оставив лишь те, которые соответствуют морали данной басни, выберите лишнюю пословицу. (Слайд 10)
- Л.Н.Толстой написал ни один десяток басен. Я хочу, чтобы вы познакомились ещё с одной и сами определили её мораль. (читаем вслух хорошо читающие дети)
Два товарища.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
7.Итог урока.
-Что нового узнали?
-Что этот урок дал для жизни?
-Каких ребят можете похвалить за работу?
8.Рефлексия.
-Что было самым трудным на уроке? Как вы оцениваете свой вклад в раскрытии темы урока? (у каждого на парте лежат сигнальные карточки двух цветов: жёлтого и зелёного. Зелёный - высокая оценка, жёлтый – нужна дополнительная работа)
9.Домашнее задание.
-Подготовьте пересказ басни.