Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ташкирменская основная общеобразовательная школа
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Корчагина Евгения Руслановна
учитель начальных классов
Урок литературного чтения
Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветок»
Цели:
1) Продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками
2) Начать работу над сказкой С.Т Аксакова «Аленький цветок»
3) Учить детей добру и состраданию, развивать мышление, речь учеников.
Задачи:
1) Учить анализу художественного произведения на сюжетном языковом уровнях.
2) Формировать умения осмысливать воссоздавать воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения.
3) Через анализ художественного произведения воспитывать жизненные позицию: сочувствие милосердие к окружающим.
Ход урока
1)Орг момент
цель: - Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке,
-Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
задачи:- доброжелательный настрой учителя и ученика
Готовность класса и оборудования к уроку
Быстрое включение класса в деловой ритм
Кратковременность орг. момента
Учитель:
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнем
Наш урок начнем.
2) Проверка домашнего задания
Цель: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявить причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Задачи: установление правильности и осознанности выполнения д.з. всеми учащимися; выявление пробелов и их коррекция, оптимальность сочетания контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения д.з. и коррекции пробелов.
Учитель:
- И так мы продолжаем наше путешествие по волшебному миру литературных сказок. И будем помнить что (слайд №1)
- Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (Серебряное копытце – П.П Бажов)
- Что вам нужно было сделать дома? (Подготовить для выразительного чтения отрывки и нарисовать рисунок.)
(Слушание отрывков и просмотр рисунков.)
3) Новый материал
Цель: организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала.
Задачи: --дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; основной идеи изучаемого вопроса; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.
1) Введение в тему:
Учитель:
- Послушайте меня
« В некиим царстве, некиим государстве жил – был богатый купец, именитый человек».
- Так начинается еще одна замечательная сказка
Произнесем хором ее название (слайд №2)
2)Знакомство с автором сказки
- Кто же автор этой сказки? (Слайды №3-4)
- Кто может нам рассказать об авторе? (рассказы детей)
- Эту сказку любят и взрослые и дети и она переиздавалась много раз (Слайд №5)
3)Постановка цели и темы урока:
Учитель:
- А вы не знаете для кого он написал эту сказку? (Своей единственной внучке Оленьки он посвятил эту сказку)
- Так вот, прочитав сказку, мы задумаемся о том что хотел сказать автор, какую мудрость передает Аксаков своей внучке, и нам читателям.
Выясним это прочитав сказку
4) Работа над сказкой
Цель—закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.
Задачи---обеспечение восприятия и осмысления, запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлении и их коррекция
Учитель:
А)- Начнем читать сказку («цепочка»)
Б) Словарно - лексическая работа
- Что слышится в названии сказки? (Нежность, красота)
- Почему у этой сказки такой подзаголовок? «Сказка ключницы Пелагеи»
(он услышал ее от ключницы Пелагеи)
- Как это выражается в я зыке сказки (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок)
- Поэтому текст наполнен старинными словами и выражения.
-Проверим насколько вы были внимательны при чтении сказки
- Вот шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.
А) Именитый - почтенный знаменитый
Б) Заморский – находившийся за морем, за границей приехавший или привезенный оттуда
В) Не ведаю – не знаю
Г) Парча - шелковая ткань расшитая золотыми и серебряными нитями.
Д) Венец – тоже что венок (устар), драгоценный головной убор, корона, успешное завершение чего нибудь как награда за труды старания
Е) Сажень - старая русская мера длины равная 3 аршинам(2.13 м)
Ё) Тувалет – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
Ж) Беспорочный – безукоризненный честный
З) Доподлинно – точно верно
Учитель:
-А теперь мы немного отдохнем
6) Физ минутка
Цель — создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся; развивать коммуникативные навыки.
Задачи --способствовать созданию комфортных условий на уроке; развитие речи учащихся
7) Работа по тексту (Выборочное чтение)
- Что вы узнали о семье купца?
- Что вы можете сказать о самом купце?
- Можем ли мы уже сказать о характере сестер?
- Куда собирался уезжать купец?
- О чем он спрашивал своих дочерей?
- Какие подарки заказали ему дочери?
- Каким вы себе представляете Аленький цветок?
8) Определение типа сказки
- Как называются сказки которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям (Литературные)
- А к какой группе сказок относится сказка « Аленький цветочек» (Волшебные)
9) Итог урока
Цель --проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока наметить перспективу на будущее.
Задачи --Четкость и лаконичность речи; максимум участия детей в оценке своей работы.
Учитель:
- Какая из пословиц записанных на доске отражает мудрость этой сказки
1. Любовь не знает мести, а дружба лести
2. Любовь все побеждает
10) Домашнее задание
Цель ---сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения; мотивировать необходимость и обязательность выполнения д.з.
Задачи –обеспечение понимания цели содержания и способов выполнения д.з; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д.з. всеми учащимися
1. Прочитать сказку со стр. 198 до 202.
2. Подумать над вопросом: « Какую народную мудрость передает нам читателям С.Т. Аксаков
Учитель:
- Сказке « Аленький цветочек уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и зло. Пусть же Аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
Литература:
1. . Родная речь: учебник в 2 кн., ч.1-2 / Сост. М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.В.Климанова. – М.: Просвещение,2006.
2. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, 4 класс, Москва «Вако» 2008
3. С.Т. Аксаков «Аленький цветок» Просвещение 1998
4. Сборник сказок. Просвещение.2000
Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе
1. Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветок»
( 7 урок из раздела Литературные сказки)
2 Цели:
1) Продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками
2) Начать работу над сказкой С.Т Аксакова «Аленький цветок»
3) Учить детей добру и состраданию, развивать мышление, речь учеников.
Задачи:
1) Учить анализу художественного произведения на сюжетном языковом уровнях.
2) Формировать умения осмысливать воссоздавать воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения.
3) Через анализ художественного произведения воспитывать жизненные позицию: сочувствие милосердие к окружающим.
3. Урок усвоения новых знаний
4. Особенности класса
- Класс средний
- Уровень работоспособности устойчивый
- Активный класс
- Дисциплина хорошая
5. Анализ структуры урока
- Урок соответствует целям и типу урока
- Время потраченное на опрос соответствует структуре урока
- На протяжении всего урока шло формирование литературных понятий умений и навыков
- Было закрепление темы
- Подведение итогов
_ Объяснение Д/З
6. Организация выявления знаний
- Метод опроса (устный)
- Виды опроса: индивидуальный, фронтальный
- Все ученики были активны при опросе
- Включала в опрос всех учеников
- Была подготовка учащихся к восприятию нового материала
7. Изучение нового материала
- Материал урока соответствует требованиям программы
- На уроке шла активизация мыслительной деятельности учащихся (Задавались проблемные вопросы)
- Объяснение нового материала шло при помощи учащихся
- Велась самостоятельная работа
- Применялась наглядность, компьютер, доска
- Использовался практический опыт учащихся
8. Закрепление
- Время потраченное на повторение соответствует структуре урока
- Способы закрепления – устные (Выборочное чтение)
- Включение учащихся в практическую деятельность
- Фронтальная работа
9. Подведение итогов
- Итог урока подвели ученики с помощью учителя
10. Задание на дом
- Целесообразность нормальная , соответствует уроку
- Дозировка хорошая, соответствует возрасту учащихся
- По характеру – тренировочное
- Дифференциация :
1 Общее для всех
2 Для сильных учащихся
Урок подготовила и провела Корчагина Е.Р
28.11.13