СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока призван:

Учить анализу художественного произведения на сюжетном языковом уровнях. Формировать умения осмысливать воссоздавать воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения.) Через анализ художественного произведения воспитывать жизненные позицию: сочувствие милосердие к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветок»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ташкирменская основная общеобразовательная школа

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Корчагина Евгения Руслановна

учитель начальных классов



Урок литературного чтения



Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветок»

Цели:

1) Продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками

2) Начать работу над сказкой С.Т Аксакова «Аленький цветок»

3) Учить детей добру и состраданию, развивать мышление, речь учеников.

Задачи:

1) Учить анализу художественного произведения на сюжетном языковом уровнях.

2) Формировать умения осмысливать воссоздавать воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения.

3) Через анализ художественного произведения воспитывать жизненные позицию: сочувствие милосердие к окружающим.

Ход урока

1)Орг момент

цель: - Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке,

-Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

задачи:- доброжелательный настрой учителя и ученика

Готовность класса и оборудования к уроку

Быстрое включение класса в деловой ритм

Кратковременность орг. момента

Учитель:





Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем

Наш урок начнем.

2) Проверка домашнего задания



Цель: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявить причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Задачи: установление правильности и осознанности выполнения д.з. всеми учащимися; выявление пробелов и их коррекция, оптимальность сочетания контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения д.з. и коррекции пробелов.

Учитель:



- И так мы продолжаем наше путешествие по волшебному миру литературных сказок. И будем помнить что (слайд №1)

- Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (Серебряное копытце – П.П Бажов)

- Что вам нужно было сделать дома? (Подготовить для выразительного чтения отрывки и нарисовать рисунок.)

(Слушание отрывков и просмотр рисунков.)

3) Новый материал

Цель: организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала.

Задачи: --дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; основной идеи изучаемого вопроса; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

1) Введение в тему:

Учитель:

- Послушайте меня

« В некиим царстве, некиим государстве жил – был богатый купец, именитый человек».

- Так начинается еще одна замечательная сказка

Произнесем хором ее название (слайд №2)

2)Знакомство с автором сказки

- Кто же автор этой сказки? (Слайды №3-4)

- Кто может нам рассказать об авторе? (рассказы детей)

- Эту сказку любят и взрослые и дети и она переиздавалась много раз (Слайд №5)

3)Постановка цели и темы урока:

Учитель:

- А вы не знаете для кого он написал эту сказку? (Своей единственной внучке Оленьки он посвятил эту сказку)

- Так вот, прочитав сказку, мы задумаемся о том что хотел сказать автор, какую мудрость передает Аксаков своей внучке, и нам читателям.

Выясним это прочитав сказку

4) Работа над сказкой

Цель—закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данному материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.

Задачи---обеспечение восприятия и осмысления, запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлении и их коррекция

Учитель:

А)- Начнем читать сказку («цепочка»)

Б) Словарно - лексическая работа

- Что слышится в названии сказки? (Нежность, красота)

- Почему у этой сказки такой подзаголовок? «Сказка ключницы Пелагеи»

(он услышал ее от ключницы Пелагеи)

- Как это выражается в я зыке сказки (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок)

- Поэтому текст наполнен старинными словами и выражения.

-Проверим насколько вы были внимательны при чтении сказки

- Вот шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

А) Именитый - почтенный знаменитый

Б) Заморский – находившийся за морем, за границей приехавший или привезенный оттуда

В) Не ведаю не знаю

Г) Парча - шелковая ткань расшитая золотыми и серебряными нитями.

Д) Венец тоже что венок (устар), драгоценный головной убор, корона, успешное завершение чего нибудь как награда за труды старания

Е) Сажень - старая русская мера длины равная 3 аршинам(2.13 м)

Ё) Тувалет – стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Ж) Беспорочный – безукоризненный честный

З) Доподлинно – точно верно

Учитель:

-А теперь мы немного отдохнем

6) Физ минутка

Цель — создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся; развивать коммуникативные навыки.

Задачи --способствовать созданию комфортных условий на уроке; развитие речи учащихся

7) Работа по тексту (Выборочное чтение)

- Что вы узнали о семье купца?

- Что вы можете сказать о самом купце?

- Можем ли мы уже сказать о характере сестер?

- Куда собирался уезжать купец?

- О чем он спрашивал своих дочерей?

- Какие подарки заказали ему дочери?

- Каким вы себе представляете Аленький цветок?

8) Определение типа сказки

- Как называются сказки которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям (Литературные)

- А к какой группе сказок относится сказка « Аленький цветочек» (Волшебные)

9) Итог урока

Цель --проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока наметить перспективу на будущее.

Задачи --Четкость и лаконичность речи; максимум участия детей в оценке своей работы.

Учитель:

- Какая из пословиц записанных на доске отражает мудрость этой сказки

1. Любовь не знает мести, а дружба лести

2. Любовь все побеждает

10) Домашнее задание

Цель ---сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения; мотивировать необходимость и обязательность выполнения д.з.

Задачи –обеспечение понимания цели содержания и способов выполнения д.з; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д.з. всеми учащимися

1. Прочитать сказку со стр. 198 до 202.

2. Подумать над вопросом: « Какую народную мудрость передает нам читателям С.Т. Аксаков



Учитель:

- Сказке « Аленький цветочек уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и зло. Пусть же Аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Литература:

1. . Родная речь: учебник в 2 кн., ч.1-2 / Сост. М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.В.Климанова. – М.: Просвещение,2006.

2. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, 4 класс, Москва «Вако» 2008

3. С.Т. Аксаков «Аленький цветок» Просвещение 1998

4. Сборник сказок. Просвещение.2000





Самоанализ урока литературного чтения в 4 классе

1. Тема: Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветок»

( 7 урок из раздела Литературные сказки)

2 Цели:

1) Продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками

2) Начать работу над сказкой С.Т Аксакова «Аленький цветок»

3) Учить детей добру и состраданию, развивать мышление, речь учеников.

Задачи:

1) Учить анализу художественного произведения на сюжетном языковом уровнях.

2) Формировать умения осмысливать воссоздавать воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения.

3) Через анализ художественного произведения воспитывать жизненные позицию: сочувствие милосердие к окружающим.

3. Урок усвоения новых знаний

4. Особенности класса

- Класс средний

- Уровень работоспособности устойчивый

- Активный класс

- Дисциплина хорошая

5. Анализ структуры урока

- Урок соответствует целям и типу урока

- Время потраченное на опрос соответствует структуре урока

- На протяжении всего урока шло формирование литературных понятий умений и навыков

- Было закрепление темы

- Подведение итогов

_ Объяснение Д/З

6. Организация выявления знаний

- Метод опроса (устный)

- Виды опроса: индивидуальный, фронтальный

- Все ученики были активны при опросе

- Включала в опрос всех учеников

- Была подготовка учащихся к восприятию нового материала

7. Изучение нового материала

- Материал урока соответствует требованиям программы

- На уроке шла активизация мыслительной деятельности учащихся (Задавались проблемные вопросы)

- Объяснение нового материала шло при помощи учащихся

- Велась самостоятельная работа

- Применялась наглядность, компьютер, доска

- Использовался практический опыт учащихся

8. Закрепление

- Время потраченное на повторение соответствует структуре урока

- Способы закрепления – устные (Выборочное чтение)

- Включение учащихся в практическую деятельность

- Фронтальная работа

9. Подведение итогов

- Итог урока подвели ученики с помощью учителя

10. Задание на дом

- Целесообразность нормальная , соответствует уроку

- Дозировка хорошая, соответствует возрасту учащихся

- По характеру – тренировочное

- Дифференциация :

1 Общее для всех

2 Для сильных учащихся

Урок подготовила и провела Корчагина Е.Р

28.11.13