СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Заклички"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Заклички: обращение к природе»

Цели урока: познакомить с жанром заклички и его особенностями; продолжить работу над формированием внимательного отношения к слову; продолжить формирование навыка чтения на материале урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Заклички"»

Тема: «Заклички: обращение к природе»

Цели урока: познакомить с жанром заклички и его особенностями; продолжить работу над формированием внимательного отношения к слову; продолжить формирование навыка чтения на материале урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинается урок,

Как всегда, пойдет он впрок.

Постарайся все понять,

Если хочешь умным стать!


2. Актуализация знаний. Постановка цели урока

1).— С каким настроением отправляемся в путь?

— Куда же мы держим путь вместе с нашими героями?

— Посмотрите на карту путешествия. (слайд №2) Какие препятствия вы уже преодолели? (Встретились с Репейниками — узнали, что такое докучная сказка. Встретились с Ромашками — узнали секреты считалок. Встретились с Одуванчиками — узнали тайны загадок и то, как они построены.)

— Что узнали во время путешествия?

Урок нам надо продолжать,

Предлагаю поиграть,

Поработать в паре дружно:

Вам закрыть ответы нужно. (слайд №3)

2). Работа в парах.

— Поиграем в литературное лото.

Детям раздают карточки-лото по одной на парту. Ответы закрывают фишками).

— Догадайтесь, о чем идет речь.

1. Золотое решето черных домиков полно. (Загадка.) (слайд №4)

2. Рассказать тебе сказку?

— Расскажи!

—Ты говоришь «расскажи», я говорю «расскажи». Рассказать тебе сказку?

— Не надо!

— Ты говоришь «не надо», я говорю «не надо». Рассказать тебе сказку?

— Отстань!

— Ты говоришь «отстань», я говорю «отстань». Рассказать тебе сказку?

(докучная сказка.) (слайд №5)

3. Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон.

Ты не веришь? Выйди вон! (Считалка.) (слайд №6)

- Какое слово осталось незакрытым? (Закличка.) (слайд №9)

- Встречалось ли вам такое слово? Как вы думаете, от какого слова образовано? (Закликать.)

- Предположите, о чем эти произведения. Об этом и узнаем на уроке.

3. Изучение нового материала

- Отгадайте загадку и узнайте, кого встретили Маша и Миша на своем пути.

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце встанет,

Туда он и глянет. (Подсолнух.) (слайд №10)

— Обратимся к карте путешествий наших друзей, в какой части Огорода Бабы-Яги находятся Подсолнухи.

(Учитель читает текст (слайд №11) )

— Правы ли вы были? Найдите в тексте подтверждение нашему предположению. (Природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку.)

- Прочитайте заклички, которые в учебнике предлагают Подсолнухи.

(Хорошо читающие ученики читают вслух заклички на с. 20—21.)

— Найдите, к кому обращаются в этих произведениях люди. (К божьей коровке, к дождику, к солнышку, к радуге-дуге.) (слайд №12)

- Прочитайте эти обращения. Что вы заметили? (Используются ласковые слова.)

- Кто догададся, в каких случаях используют эти заклички? (слайд №13)

  • Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят... (4, 6.)

  • Когда засуха, о дожди идут мимо, просят... (2, 3, 5.)

  • Чтобы узнать, какая завтра будет погода, просят... (1.)

(1,2,3,4,5,6 - №№ закличек в учебнике)

- Прочитайте, какие задания еще хочет вам предложить выполнить Кот.

(Хорошо читающие ученики читают вслух текст на с. 21.)

— Чтобы составить свои заклички, рассмотрим те, которые даны в учебнике.

- На какие бы части вы разбили каждую закличку? (Первая часть содержит ласковое обращение с повторами; вторая часть — просьбу.)

- Сочините свою закличку. (Например: зимушка-зима, нас не морозь, отступи-уходи, холод уноси. Весна-веснушка, поскорее приди, тепло принеси.)

— А знаете ли вы, что силы природы и времена года почитались как живые: к весне обращались с просьбами, желали ее скорейшего прихода, на зиму сетовали, жаловались?

4. Физкультминутка

-Ребята, поднялся ветер. Давайте все вместе представим, что мы с вами деревья и покачаемся.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.


5. Закрепление изученного

- Выполните в тетради для самостоятельной работы Задание 2, на с. 13.

- Догадались к какому природному явлению обращаются люди в этой закличке? Впишите его название в текст. (К дождю)

- Докажите (Без дождя не могут расти растения)

Дождик, дождик, припусти,

Чтобы житу подрасти,

Травке напиться,

Цветам раскрыться

- Значение каких слов вам непонятно?

Жито — название несмолотого зерна пшеницы или ржи.

Припусти — дождик, начнись, иди сильнее.

— Выполните задание 3 на с. 13.

— А к какому природному явлению подходит такое обращение? Впишите его название в текст заклички.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

— Самостоятельно выполните с последующей проверкой задание 4 на с. 14.

— Прочитайте стихотворение (задание 5 на с. 14).

— Как его можно назвать? Что это: загадка? закличка? (Закличка, так как есть просьба.)

— Можно ли догадаться в какое время года обращались к божьей коровке?

— Обведите нужное слово: зимой весной, летом, осенью. (Летом, так как в это время года растут ягоды, грибы, созревают хлеба.)


6. Подведение итогов урока

— Удалось ли выполнить задание Подсолнухов?

— Что вы узнали нового?

— К кому обращались? С какой просьбой?

— Для чего нужны были заклички?

— 0 чем же можно просить природу? (Слайд №14)