Қостанай ауданы әкімдігі білім бөлімінің «Заречный мектеп-лицейі» ММ
ГУ «Заречная школа-лицей» отдела образования акимата Костанайского района
Учитель начальных классов Костомарова Татьяна Владимировна
Урок: Литературное чтение 3 класс.
Тема: Максим Зверев «Снежная книга»
Цели: расширение читательского кругозора; через искусство слова, искусство музыки и живописи помочь учащимся увидеть красоту зимней природы; формирование читательской самостоятельности.
Развитие устной речи, интереса к учению, любовь к красоте художественного слова, внимание, познавательный интерес, выразительное и эмоциональное чтение, способствовать формированию у учащихся умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса, вызывая тем самым чувство гордости и любви к своей Родине, воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: презентация, кроссворд, карточки.
Ход
1. Организационный момент, настрой.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
2. Сообщение темы и цели урока
- Дорогие ребята, сегодня у нас урок необычный. Я приглашаю вас в литературную гостиную. Занимайте свои места. А о чем будет вестись сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром. (зима)
Мы сегодня с вами отправимся в зимний лес. А тему урока вы найдёте в запутанных буквах (дети подчеркивают и зачитывают)
1 группа а б з р в ь с з в е р е в и м а с е г (зверев)
2 группа п ж е н с я г с н е ж н а я о с т ь (снежная)
3 группа у м к н з й к н и г а р а в с т в у (книга)
- Молодцы! Тема сегодняшнего урока Максим Зверев «Снежная книга»
- Сегодня мы с вами окажемся в царстве зимнего леса, где увидим всю красоту зимней природы.
- А чтобы лучше настроится на зимний лад, давайте разгадаем кроссворд. Разгадав кроссворд, вы узнаете цвет зимы.
1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе)
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке.
3. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют…
4. Обильное (сильное ) выпадение снега называется…
5. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится - от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

- Итак, какой же основной цвет зимы? (Белый)
- Закройте глаза и шепотом произнесите слово «зима». Какое чувство возникло у вас? (радостное, светлое).
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна».
(сопровождается музыкой П. И. Чайковского)
- На землю медленно падают прозрачные снежинки и наполняют весь воздух поразительной тишиной. Мы любим зимушку.
- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас. Зима воспета в народных песнях, музыке различных композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихов.
СЛАЙДЫ картин зимнего леса.
II. Подготовка к путешествию
Чтобы совершить увлекательное путешествие по зимнему лесу, мы должны вспомнить народные приметы.
— Какие зимние народные приметы вы знаете?
(Дым столбом — к морозу.
Если ночью был иней, днем снега не выпадет.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.
Лес шумит — к оттепели.
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Воробьи прячутся в хворост — жди мороза.)
— Какие правила поведения в лесу вы знаете?
(Не ломать ветки деревьев и кустарников.
Не повреждать кору деревьев.
Не ловить и не уносить домой детенышей леса.
Ходить только по тропинкам.
Не шуметь в лесу.
Не оставлять в лесу мусор.)
Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу!» Давайте дадим обещание о том, что будем бережно обращаться с природой.
III. Работа по теме урока
- Сегодня мы будем читать произведение М Зверева «Снежная книга»
Что вы помните о творчестве писателя?
1. Ученики о биографии писателя: (Слайд-6)
Родился М.Д.Зверев в сибирском городе Барнауле в 1896 году. Первые литературные пробы были сделаны в 6-летнем возрасте: детские впечатления от охоты с отцом, прогулок по лесу с друзьями Максим оформил в виде коротких сочинений-рассказов. Герои его рассказов самые разные звери и птицы: гордый хищник – снежный барс и обыкновенный бойкий воробьишка из стаи. Писатель рассказывал не просто с интересом, а с любовью, симпатией, восхищаясь энергией и стойкостью, которыми природа наделила все живущее на земле. Охрана природы, животного мира с детских лет стала делом всей жизни писателя-натуралиста.
2. Стр 145 Чтение биографии
3. Объяснение значения слов зоолог, писатель –натуралист.
4. - Выставка книг. (Слайд-7)
5. Чтение текста детьми (сопровождается слайдами)
6. Проверка восприятия.
-Что узнали о лесных жителях
- Что можно прочитать по снежной книге
- О каких ночных обитателях леса пишет автор?
Какие животные упоминались в рассказе?
7. В конверте задание. Выбери лесных обитателей, о которых пишет Зверев в своём рассказе. (Проверка) Выбрать зверей, которые встретились нам в зимнем лесу
- Следам какого зверя было уделено больше внимания? ( Найти и Зачитать отрывок).
- Какое животное вам мало знакомо? (горностай)
8. Сообщение о животном горностае,
- Чем отличаются произведения писателя-натуралиста от книг других писателей?
9. Автор описывает нам невидимую жизнь лесных жителей. Снег белым ровным слоем покрыл всю землю в лесу.Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались следы зверей и птиц. Слайд 7 Лесные поляны — как гладкие страницы большой книги.
-Все ли умеют читать такую книгу?
- Что может помешать чтению «снежной книги»
- помните ли вы какие следы остаются от мышек
Тетеревов
Горностая
-Чьи следы похожи? (ласка и горностай)
10. Игра «У кого какие следы» Задание Чтение следов животных
11. Каких диких животных ты видел? Где? (зоопарк)
-Где лучше животным в зоопарке или на воле7 Почему7
12 Какие лесные жители тебе особенно интересны? Нарисуй их.
5. Задание на дом.стр 143-145 читать, подготовить сообщение о лесном жителе.
6. Итог.
- Дорогие ребята, мы сегодня побывали в зимнем лесу. Мы увидели красоту зимней природы
Что нового узнали?
-Какое произведение читали?
- Познакомившись с рассказом М.Зверева,
- Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?
- Что может заставить человека часто бывать в лесу?
Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.
Рефлексия.
- У вас на столах лежат снежинки разной величины.
- Если урок вам понравился и вы были активны на уроке, то выберите большую снежинку.
- Если урок вам понравился и вы работали не в полную силу, то выберите снежинку среднего размера.
- Если урок вам не понравился и вы были неактивны, то выберите маленькую снежинку
- Молодцы! (выставление оценок)
- Как прекрасен этот мир! Посмотри! Необъятно пространство! Течет время бесконечно. Мир вокруг нас прекрасен. Красота его бездонна! Вот разгадка всей вселенной!