СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Простое ли дело дружба?" по рассказам А.Потаповой "Друг" и В.Сухомлинского "Бабочка и цветок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя конспект урока и презентацию. В уроке использована технология проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Тема: «А. Потапова «Друг», В. Сухомлинский «Бабочка и цветок»

Цель: познакомить учащихся с рассказом А.Потаповой «Друг», с рассказом В.Сухомлинского «Бабочка и цветок» для расширения их литературного кругозора и продолжение осмысления проблемы дружбы.

Задачи.

Образовательный аспект:

- формировать потребности в систематическом чтении как способе познания мира;

– формировать умения работать с текстом: прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр; находить нужную информацию в тексте, анализировать прочитанный текст, составлять вопросы, соотносить пословицу с текстом;

- формировать навыки выразительного, осознанного беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

- совершенствование видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение)

- к концу урока предполагается достигнуть уровня применения знаний в новой ситуации, творческого.

Развивающий аспект:

- развитие речи детей, обучая их построению и аргументированию собственных высказываний на основе прочитанного, описывать картины, возникшие в воображении при слушании текста;

- развитие мышления: учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, разрешать проблемы;

-развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля.

Воспитательный аспект:

-способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как: вежливость, дисциплинированность, ответственность, честность, умение дружить, беречь дружбу;

-формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах, работать над осознанием ответственности за собственное дело;

- воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;

Оборудование: карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация к уроку.


Ход урока

Самый прекрасный подарок,

сделанный людям после мудрости,

это дружба.

( Франсуа де Ларошфуко)

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. МОТИВАЦИЯ. Психологический настрой на урок.

-Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость от общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

- Ребята, догадайтесь, что это? Оно круглое, яркое, лучезарное, необходимо всем живущим на земле. (Солнце)

1.Упражнение «Солнечный зайчик». Слайд море, музыка И.Крутой

- Сядьте удобно и представьте себя на берегу теплого моря. Солнечный зайчик заглянул в ваши глаза. Закройте их. Солнышко согрело вас. Оно нам подарило своё тепло. Вы медленно идёте по тропинке и входите в сад. Солнышко помогло распуститься чудесным цветам. Откройте глаза. Перед вами роза. Слайд

2. Дыхательная гимнастика «Цветы». Делая вдох, представьте себе, что нюхаете розу. Выдох медленный, плавный. Слайд (1.15)

3.Речевая разминка. Читайте, чётко выделяя каждый звук.

«Самое главное» Л.Кузьмин

Почему под солнышком

Всё дружно так растёт?

Отчего под солнышком

Всюду всё цветёт?

- О чём этот отрывок? (о солнышке)

- А сейчас мы прочитаем выразительно, обращая внимание на вопросительные знаки.

-Молодцы! (1 мин) (2.15 от начала)


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1. Проверка домашнего задания.

Я не случайно заговорила с вами о солнце, вы сейчас общались с солнышком, а солнышко общалось с вами. Вы догадались, о чём мы продолжим говорить? (о доброте, умении общаться)

На прошлом уроке мы начали изучать раздел… «Учимся общаться»

Герои произведений этого раздела нас заставляют задуматься. О чём? (о взаимоотношениях в семье, в классе, в обществе.

– Какие рассказы вы читали дома? («Брат и младшая сестра» и «Про бодливых и пугливых» Э.Шима)

Мы много читали на прошлом уроке, поэтому сегодня мы эти рассказы читать не будем. Но я проверю, как вы усвоили, какие чувства должны преобладать в человеке?

Возьмите карточку №1. Выберите на ваш взгляд верные утверждения.

Забота, эгоизм, доброта, неуважение друг к другу, любовь взаимопонимание, злость, честность.

Самопроверка. Проверьте свою работу по эталону.(чит с комп) Слайд

Поднимите руки те, у кого не было ошибок.

На каждом уроке мы учимся оценивать свою работу.

Поставьте себе балл за этот этап работы в графу 1. Домашнее задание. (3 мин) (5.15 от начала)

2. «Мозговая атака».

- Как вы думаете, можно ли общаться с человеком, который не такой как ты?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.

- Каждый урок – это часть большого пути к знаниям. Сегодня отправляясь в путь, нам нужно взять с собой в дорогу ценное слово. А какое, вы узнаете, если справитесь со следующим заданием.

Парная работа: Возьмите карточку №2

Зачеркните лишние буквы, чтобы можно было прочитать слово (через 2 буквы)

Н к д с а р е в у г ш ж т я б ф ю а

Какое это слово, хором…(Дружба, после того как отгадали - на доску)

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе. Цель общения – подружиться!

(1.16)(6.31 от нач)

Ассоциативный куст. Какой, по вашему мнению, должна быть настоящая дружба?

Назовите ассоциации

Честная Настоящая

Верная ДРУЖБА Крепкая

Преданная Ценная

Кто может обобщить все ответы? (7мин от начала)

Хорошо!

А ещё мы найдём ответ на вопрос: Простое ли дело дружба?

- А помогут нам в этом рассказ Аллы Потаповой «Друг» и Рассказ Василия Сухомлинского «Бабочка и цветок»

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? – Какую цель мы поставим перед собой на уроке чтения?

Будем учиться: Работать с текстом. Выразительно читать.

- Высказывать своё отношение к прочитанному. Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно.

Молодцы!

IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Алла Вячеславовна Потапова – украинская детская писательница и поэтесса. (1933 году). Она написала книгу «Азбука дедушки Никифора. И сегодня с одним рассказом из этой книги мы и познакомимся. А если вы захотите прочитать всю книгу, то вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.

Слайд (1мин) (8 мин от начала)

  1. Лексическая работа. В тексте вам встретится словосочетание окладистая борода. Попытайтесь объяснить значение.

Слайд Окладистая борода - широкая, начинающаяся от висков, густая борода.

(словарь С.И.Ожегова)

- Назовите синонимы к слову окладистая.

2. Подготовка к первичному восприятию.

Сейчас, мы прочитаем рассказ «Друг», а вы подумаете о чём он. Откройте учебник по закладке. с.20 (0.30)

3. Целостное первичное чтение. (сильными детьми) ( чтение=2 мин.) (10.30 от начала после прочтения )

- Так о чём этот рассказ?

Назовите героев рассказа. (День, Ночь, Баюн, Полкан, Пантелей, Никифор)

- Кто привлёк ваше внимание? Чем?

- Как вы думаете, почему День и Ночь написаны с большой буквы? День и Ночь - неодушевлённые? (Олицетворяет собой образ живого или представляется живым, пишется с большой буквы.) В литературе называется олицетворение. А в русском языке как называются слова день и ночь? (противоположные по смыслу - антонимы)

(1 мин) (10.00 от начала)

4. Групповая работа. Повторное чтение текста.

А теперь мы прочитаем рассказ в группах.

Задание группам: Прочитайте 1 раз рассказ по цепочке и подготовьте один вопрос на знание содержания текста. У некоторых групп есть подсказки. Вопрос начинайте словами: Как вы думаете…?

1 группа: 1,2,3 абзацу.

2 группа: 4, 5 абзацу.

3 группа: 6, 7 абзацу.

4 группа: 8, 9, 10 абзацу.

5 группа: 11, 12 абзацу.

Проверка. Ответы на вопросы детей.

Предполагаемые вопросы:

1. Почему ночная бабочка проснулась и решила, что уже ночь?

2. Как вы думаете, смогли ли бы подружиться День и Ночь? (День уходит, Ночь приходит. Это части 1 целого - суток)

3. Почему кот Баюн вздохнул и сказал «Я их не понимаю!» (Он хотел подружиться, но не смог)

4.Какую игру придумал кот Баюн? Прочитайте. (лазать по деревьям) А что нравилось Полкану? Прочитайте.

5.Как вы думаете, смоги бы подружиться кот Баюн и Полкан?

Молодцы, вы хорошо потрудились! А кто воспользовался подсказкой?

- А у меня к вам ещё вопрос.

- А почему рассказ назван «Друг»?( хотели подружиться День и Ночь, Баюн и Полкан)

– А у вас есть друзья?

А можно с друзьями потанцевать. Тогда немного отдохнём. (5 мин) (15 мин от начала)

Молодцы, вы хорошо потрудились! А кто воспользовался подсказкой?

ФИЗМИНУТКА. Песня-танец «Дружба»

Молодцы, эти фотографии напомнили нам, что вы умеете дружить. (2 мин 25с вся песня, можно 1 мин) (22.45=23 мин от начала)=20 мин

5. Подготовка к выразительному чтению.

А сейчас у вас новый вид работы. Чтение по ролям.

- Какие предложения по цели высказывания использует? (побудительные, повествовательные, вопросительные.

- Подумайте, как вы их будете читать.

6. Чтение текста по ролям.

- Кто хочет прочитать слова…

Автор. Богдана попробуешь?

Отметь свои слова и подумай, какая у тебя будет интонация. Старайся читать громко и сочувствуй героям рассказа.

Ночная бабочка. Мне кажется что это Лана.

-С какой интонацией говорила ночная бабочка с сожалением или радостью? Подумай, как будешь читать? Отметь свои слова.

Дедушка Никифор. Как вы думаете это Коля или Тимофей?

- Что сделал дедушка Никифор перед тем, как рассказал историю? Подумай, как и с какой интонацией ты прочитаешь? Медленно или быстро? Отметь свои слова.

День. (мало слов) Кто хочет?

- С какой интонацией следует прочитать слова Дня? С восклицательной интонацией и радостью, или с вопросительной интонацией и обидой в голосе? Отметь свои слова.

Кот Баюн. (много слов) Даниил Санников или Ася?

- С какой интонацией следует прочитать слова кота? Ты будешь читать с сочувствием или восхищением. Подумай как вздохнул и прижмурил глаза кот? Можно ли это передать человеку? Отметь свои слова.

Собака Полкан. Кто желает?

- С какой интонацией будешь читать? Тихо или громко? Как передать, что это говорит собака? Отметь свои слова.

Внук Пантелей. Может Маша Коваленко?

Читай выразительно. У тебя важные слова.

Готовьтесь, к чтению. Все остальные работают в группах.

7. Работа над пословицами. Групповая работа.

Соедините части пословиц. Объясните друг другу. Выберите пословицу, наиболее подходящую к рассказу, по вашему мнению.

Человек без друга – что земля без воды.

Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

Проверка.Чтение текста по ролям. Молодцы! Особенно

Обсуждение пословиц. Какие пословицы у вас получились? Как вы их понимаете, объясните. Как вы думаете, какая из двух пословиц (Слайд пословицы) наиболее подходящая к рассказу «Друг»?

- Какая же основная мысль рассказа? Прочитайте. (Нельзя требовать, чтобы друг был во всём на тебя похож. Дружба - дело непростое.)

- Простое ли дело дружба?

Оцените свою работу. Поставьте себе балл в 2 графу рассказ «Друг» (5 мин) (22 мин от начала)

V. ПАУЗА-РЕЛАКСАЦИЯ.

В рассказе «Друг» мы встретились с ночной бабочкой, представьте, что вы бабочки, помашите крылышками. (10 с)

VI. ЗНАКОМСТВО С РАССКАЗОМ ВАСИЛИЯ СУХОМЛИНСКОГО.

1. Подготовка к восприятию.

А как вы думаете, может ли бабочка дружить с ласточкой?

Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом «Бабочка и цветок»

- А написал этот рассказ известный украинский педагог - Василий Сухомлинский (1918-1970), который для детей написал много рассказов.

(1 мин)

2.Чтение текста учителем. (1.30 мин)

Сейчас вы будете слушать, а я буду вам читать. Сядьте удобно. Закройте глаза и мысленно нарисуйте картину к рассказу. (Читаю текст «Бабочка и цветок» под музыку И. Крутого)

3.Проверка восприятия. Откройте глаза.

- Понравился вам рассказ «Бабочка и цветок»?

- Какую картину вы себе представили?

- Почему бабочке было весело плыть по пруду? (Ей помогла ласточка) (30 с) (26.00 мин)

4. Парная работа.

Прочитайте текст в паре и разделите его на две части.

Подумайте, как вы назовёте каждую часть. (2 мин)(28 мин от начала)

5.Работа над осмыслением текста.(2 мин)

- Прочитайте первую часть.

- Как озаглавили? (Встреча бабочки с цветком)

- Прочитайте вторую часть. Как озаглавили?– (Ласточка)

- Как вы думаете, бабочке нравилось плавать одной, или вместе с ласточкой?

- Как вы думаете, о чём хотел сказать Василий Сухомлинский? Какова главная идея рассказа?

(Друг поможет, если ты что-то не умеешь. Друг всегда может прийти на помощь)

Молодцы! (30 мин от начала)

Оцените свою работу, Поставьте себе балл в 3 графу рассказ «Бабочка и цветок».

6.Выразительное чтение текста. (смотреть на время)

А теперь, давайте ещё раз прочитаем выразительно рассказ «Бабочка и цветок», обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Замечательно!

А как вы думаете, есть ли в нашем классе ребята, готовые прийти на помощь в трудную минуту? Назовите их. ( 2мин) (32 мин от начала)

VII. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Домашнюю работу вы можете выполнить в паре, в группе или по одному.

1. Кто хочет, подготовьте выразительное чтение текста «Бабочка и цветок» и выполните рисунок к рассказу.

2. Представьте, что вы уменьшились до размера бабочки. Придумайте продолжение этой истории от имени маленькой бабочки. Вопросы, которые тебе помогут на карточках.

- Какая природа тебя окружает? – Чего бы ты опасалась? – Кого увидела?

- Кто хочет попробовать себя в роли бабочки? (раздаю бабочек быстро)

3. Подготовьте чтение по ролям рассказа «Друг». Я думаю, что можно подготовить в группе.(1 мин) (33 мин от начала)

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. (6 мин)

И в заключении давайте составим синквейн со словом дружба. Возьмите свои досточки и образуйте группу мальчиков и группу девочек. Составьте синквейн.

1.Дружба

2.Крепкая, настоящая

3.Радоваться, помогать, не предавать, уважать

4. Ребята, дружбой дорожить умейте! (Уважай мнение своего друга) (Дружба делает нас сильнее)

5.общение (общие интересы)

Проверка.

Давайте вернёмся к началу урока. На какой вопрос мы искали в рассказах ответ?

( Простое ли дело дружба?)

Какие цели и задачи мы перед собой ставили? Достигли ли мы поставленных целей? Сделайте вывод.

Оцените свою работу, посчитайте свои баллы.

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый карандаш.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите красный

Самый прекрасный подарок,

сделанный людям после мудрости,

это дружба.

( Франсуа де Ларошфуко)

Фамилия_________________

Рабочая карта урока. Самооценивание.


1.


1-3


2.


1-3


3.


1-3


4.


1-3



Всего




Просмотр содержимого презентации
«Урок чтения в 3-Г классе»

Урок чтения в 3-Г классе Учитель: Кошель С.В.

Урок чтения в 3-Г классе

Учитель: Кошель С.В.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Речевая разминка Почему под солнышком Всё дружно так растёт? Отчего под солнышком Всюду всё цветёт?

Речевая разминка

Почему под солнышком

Всё дружно так растёт?

Отчего под солнышком

Всюду всё цветёт?

Самопроверка

Самопроверка

  • Заботливый
  • Добрый
  • Хороший слушатель
  • Интересный собеседник
Окладистая борода -  широкая, начинающаяся от висков, густая борода.  Словарь С.И.Ожегова

Окладистая борода -

широкая, начинающаяся от висков, густая борода.

Словарь С.И.Ожегова

Человек без друга – что земля без воды. Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
  • Человек без друга – что земля без воды.
  • Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Василий Сухомлинский «Бабочка и цветок»

Василий Сухомлинский

«Бабочка и цветок»

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это дружба. Франсуа де Ларошфуко

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, - это дружба.

Франсуа де Ларошфуко