СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе "Работа над произведением А.Куприна "Барбос и Жулька"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения разработан по программе "Начальная школа XXIвека"(учебник  Л.А,Ефросининой ), соответствует ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Работа над произведением А.Куприна "Барбос и Жулька"»

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Учитель: Цапурина Наталья Николаевна

Тема учебного занятия: А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

Продолжительность учебного занятия: 40мин

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

  1. Познакомить детей с рассказом Куприна «Барбос и Жулька». Учить анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков.

  2. Отрабатывать навык правильного выразительного чтения, развивать память, внимание, мышление учащихся.

  3. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, проектор

Дидактические материалы к учебному занятию: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.А.Ефросининой, Рабочая тетерадь на печатной основе.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Организацион-
ный момент

1 мин

Подготовка к уроку

Организация внимания и внутренней готовности

Организовать рабочее место

Словесный

фронтальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Сегодня мы снова постараемся стать чуточку лучше, воспитаннее, добрее после нашего урока, ведь именно этому и учат нас уроки литературного чтения.


Проверить готовность своего рабочего места к уроку

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II.

Актуализация знаний













7 мин

Знакомство с автором.

автора и его произведений


Проблемно- поисковые

Парные, индивидуальные


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Взгляните на эпиграф к уроку: «Главное в человеке-не внешняя красота, а благородство его души»

Чьи это слова?-


Для того, чтобы понять, о чём мы сегодня будем читать, рассуждать, говорить, я предлагаю вам поработать в парах.

Предлагаю вам составить пару (Автор- произведение) и из получившихся данных составить кластер.


Пока ребята работают, 3 ученика изучат информацию об интересном человеке.


Как вы озаглавили свой кластер? Сравните результаты своей работы с доской.

Оцените свою работу на этом этапе ( ПОВТОРЯЮ)

Все ли окошки оказались заполненными?

Можем ли мы догадаться о жанре и теме произведения, с которым сегодня будем работать?

Давайте сделаем модель обложки к этому произведению ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО

Что ещё необходимо знать для обложки?

Сейчас нам помогут ребята, которые изучали информацию о жизни этого интересного человека.


(Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было

четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала

в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.

На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.

Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в

скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом,

грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн ме

нее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.

Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюби

вому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.)

Фамилия автора не называется до последнего, пока дети не услышат про реку Купра и с.Наровчат Пензенской губернии


- Что нового вы узнали из жизни А.И. Куприна?

Что удивило в этом человеке? С каким произведением этого автора мы уже знакомы? Какова его главная идея?

Что бы вы хотели ещё узнать о А.И. Куприне? Можем ли мы это сделать , читая его новые произведения?

Давайте сами догадаемся и о названии рассказа :

Осенние цветы.

Синяя звезда.

Барбос и Жулька.








- Куприна А.И,

2 человека работают у доски.





3 –е учащихся читают текст о Куприне А.И.





НЕТ



Можем, ЭТО РАССКАЗ О ЖИВОТНЫХ


Дети чертят коричневый прямоугольник

АВТОРА








Учащиеся собирают на доске как ПАЗЗЛ интересные факты из жизни Куприна


























Барбос и Жулька

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения







Постановка темы и цели урока

2 мин

Развивать литературное «чутьё»

Пословицы и поговорки

Объяснение смысла поговорок

демонстрации

фронтальная


Слайды № 4, 5, 6


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, сформулируйте тему урока.

Какую цель поставим перед собой?

На доске вы видите части пословиц. Соберите их в целое.

Друг в беде- друг вдвойне.

Друг познаётся в беде.

Больше той любви не бывает, когда друг за друга умирает.

Как вы думаете, почему мы работаем именно с этими пословицами?

По рядам собирают пословицы, объясняют их смысл.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения


3. Изучение нового материала.

2 мин

познакомить с некоторыми породами собак

знать несколько пород собак

уметь их отличать

Объяснительно - иллюстративны

фронтальная

Слайд № 7, 8

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Итак, внимание на экран.Сегодня мы познакомимся с рассказом Куприна «Барбос и Жулька». Рассмотрите обложку этой книги.

- Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе?

- Понятно ли, где Барбос, а где Жулька?

- Какие породы собак вам известны?

В настоящее время насчитывается около 400 пород собак. Чаще всего породы собак группируются по характеру их применения.

Но нам с вами удобнее разделить все породы на три большие группы: охотничьи, служебные и декоративные собаки.

-Вернёмся к нашим пословицам. Как вы думаете, могут ли эти собаки быть друзьями? Почему?

Как вы думаете, А.И. Куприн нам расскажет историю про собачек, или опять заставит нас о чём-то задуматься?

Предположения детей.


Ответы детей.



Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

  1. Физминутка

1 мин

Здоровьесбережение



демонстрации

фронтальная

Слайд № 9.

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Какую зарядку про животных вы знаете?

Сами проводят зарядку

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V. Подготовка к чтению.

5 мин

отрабатывать умение работать с толковым словарём


Лексическое значение слов

Объяснять значение слов

демонстрации

групповая

Слайд №10,11,12,

13

Деятельность учителя

Деятельность ученика

При чтении нам встретятся много новых слов. Давайте сами попробуем объяснить их смысл. Итак, игра «Толкователи»


Давайте проверим вашу работу. Внимание на экран.


Что это?




Подбери синоним слову: льстивый, мучение.

Подберите антонимы: сходство, взволнован, лицемерный, льстивый,

трусливый.


Оцените себя на этапе «ИЗУЧАЮ»


Дети получают в группы карточки , в которых нужно соотнести слово с его толкованием. Работают на карточках




Дети по картинке отгадывают предмет.




Дети подбирают нужные слова



.

Учащиеся оценивают себя на картах самооценки

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI. Первичное чтение.

8 мин

познакомить учащихся с произведением

содержание произведения

уметь анализировать

словесный

индивидуальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Читает первую и последнюю части , следит за чтением детей, корректировка чтения

читают подготовленные дети

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII. Анализ рассказа.

5 мин

проанализировать

содержание текста

содержания текста

отвечать на поставленные вопросы

беседа

Фронтальная, индивидуальная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Какие чувства вызвал рассказ?

- Какое впечатление он на вас произвёл?

Что удивило? Что поразило?

Как описывает автор Барбоса?

Как описывает Жульку?

Давайте проведём сравнительный анализ этих персонажей в таблице РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Они различались только внешностью?

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки?

-Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?

Сравните таблицу с таблицей на экране.

Оцените свою работу на этапе «ПОНИМАЮ»

В какой момент началась завязка истории?

Зачитайте этот момент.

Как вёл себя Барбос?

Чего вы от него ждали?

- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?

Могли мы ожидать от маленькой неприметной собачки такого поступка? Ради кого она это сделала?

- О чём говорит её поступок?

-Как вы думаете, почему собака умерла?

- как вы оцениваете поступок Барбоса?

- Как люди относились к животным?

-Кто лучше всех понимал собак?


Ответы детей






Работают с текстом произведения и Рабочей тетрадью С, 33 №2

Дети работают самостоятельно, затем обсуждаются ответы детей.




Когда во двор забежала бешеная собака.



Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VIII. Закрепление

нового

материала

5 мин

научить работать с иллюстрацией

содержания текста

находить отрывок в тексте

работа с учебником

групповая


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Работа над иллюстрацией на с. 63

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Кто на ней изображён?

- Как вы думаете, какой эпизод изобразил художник?

- какие чувства испытывает в этот момент Барбос?

Найдите в тексте отрывок и прочитайте.


Найдите эпизод прощания собак. Зачитайте.

Какую же главную мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Вывод:

Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.



Оцените себя на этапе «ЗАКРЕПЛЯЮ»



ответы детей







Внешность бывает обманчива.




Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IX. Итог урока.

4мин

Систематизация знаний.

произведения

пересказать текст

беседа.

фронтальная

Слайды № 18, 19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

- Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

Верно ли подобраны пословицы перед чтением рассказа?

Подумайте над эпиграфом нашего урока. Можно ли его как-то переделать или дополнить?

Подведение итогов урока. С какой стороны вы открыли для себя А.И. Куприна Сегодня?


Расмотрите Рабочую тетрадь, учебник. Подумайте, какое дом .задание вы могли бы предложить ребятам?

Оценка активности учащихся.

ответы детей

Душевная красота бывает не только у людей

Приложение 1

Расскажи о характере писателя

Этот человек был чрезвычайно многогранной личностью. Перед тем, как всерьёз стать писателем, он перепробовал множество различных профессий. Пробовал свои силы и в спорте, и в цирке, был педагогом, рыбаком, рекламным агентом, санитаром , продавцом, боксёром. Просто он хотел испытать на себе всё, что может пережить человек . Причем, постоянная смена профессий происходила не из-за нужды, а исключительно благодаря любознательности самого писателя. Так всего он поменял более двадцати профессий, и это из известных источников.

Друзья Куприна неоднократно слышали: «Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою ». Пробовал себя на практике в роли конокрада, санитара в морге, шпика, и даже... вора.


Расскажи о любви писателя к природе и животным

Александр Иванович любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, слонах, птицах, лошадях. Свои рассказы о животных писатель не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме самого автора, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. Дружил Александр Иванович и с известным дрессировщиком Дуровым, и с удовольствием посещал его театр животных. Кстати , животные его тоже очень любили. Так, что сам Дуров сочинил стишок для своей афиши «Сам Куприн- писатель с ними был приятель!»

В доме писателя всегда жило много животных: кошки, собаки, лошади, даже ….крокодил. Правда, потом его пришлось отдать в зоопарк.

Один из друзей писателя вспоминал, что он «ни разу не видел, чтобы Александр Иванович прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить». Писатель создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье»,иЖулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф», «Сапсан» и другие. Кстати, собака Сапсан- была его другом на протяжении всей его жизни.

О животных писатель говорил, что они и дети- самые искренние существа на планете.

Расскажи о внешности и привычках писателя

Александр Иванович был приземист, широкоплеч, с простым и улыбчивым лицом. Никто и никогда не подумал бы , что он писатель. Мам его была татарской княжной, и он очень гордился своим восточным происхождение. Иногда любил наряжаться дома в шёлковый халат и тюбетейку и так встречать гостей, чем их очень забавлял. Следует сказать, что посторонних людей Александр Иванович любил удивлять и шокировать. Например, он мог начать обнюхивать соседа, по манеру собаки, и с точностью рассказать, какими духами пользовался этот человек. Французские парфюмеры знали эту потрясающую способность писателя и многие называли его «величайшим носом современности».

Все окружающие всегда влюблялись в этого человека с первых минут, потому что он захватывал их своей дружелюбной манерой общения и весёлым нравом.


















Приложение 2

Расскажи о детстве и юности писателя

Маленький Саша родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было
четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала
в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион , а затем в военное училище. После окончания училища в писатель был зачислен в пехотный полк. Служил в течение четырех лет. Военная карьера дала много материала для писательской деятельности Куприна в Киев. Писатель не имел обычной профессии и был еще очень молод. Он много путешествовал по стране, занимал разные должности и перепробовал множество профессий. Это отразилось в его творчестве.


Расскажи о характере и привычках писателя
Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.

У писателя Куприна была интересная судьба и насыщенная событиями биография. Кем он только не работал и какие профессии не осваивал. В разные периоды жизни он был и цирковым актёром, и борцом, и землемером, и журналистом, и учителем, и рыбаком, и рекламным агентом... Ему всё было интересно и многое хотелось попробовать. И совершенно неважно, сколько за это заплатят. Главное - это ценный приобретённый опыт, который А.И. Куприн использовал при написании своих произведений.

На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном ша

ре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в
скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом,
грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн ме
нее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюби
вому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.



Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Маленький Саша родился в семье мелкого чиновника в селе Наровчат Пензенской губернии. На родине писателя в с. Наровчат Пензенской области сейчас существует музей-усадьба писателя и установлен памятник.