Пояснительная записка к уроку литературного чтения по произведению В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка?»
УМК: «Школы России».
Класс: 4
Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Практическая ценность урока, обоснованность применения технологий, приемов и форм:
Данный урок чтения нацелен на формирование читательской компетенции младшего школьника и грамотного читателя – как человека , у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем., владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного,
В качестве ведущей на уроке использована технология развития критического мышления, так как данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Учитель: Седельникова О.В.
Тема урока: В.Драгунский «Что любит Мишка»
Цели урока:
Углубление знаний учащихся по теме;
– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;
– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».
Задачи:
- учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о произведении, его героях и их поступках;
- развивать устную монологическую речь;
- совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;
- продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности;
- воспитывать интерес к чтению, к музыке, любовь к своим близким, животным, к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо. Сопутствующая технология: здоровьесберегающая.
Методы и приёмы: приём ТРКМ «Верите ли вы, что…» на стадии вызова; приём ТРКМ «Я люблю…», прием ТРКМ «Чтение с остановками» на стадии осмысления; прием ТРКМ «Кластер» на стадии рефлексии.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации ; дидактический раздаточный материал; учебник, тест.
УУД: Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко.
Установление причинно - следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Использовать для выполнения задания различные средства. Искать дополнительную информацию. Читать вслух и про себя тексты учебников. Умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Ход урока.
1.Стадия вызова.
1.1.Мотивация (организационно-мотивационный момент):
Учитель: - Я рада приветствовать Вас. Улыбнитесь гостям и друг другу, чтобы наш класс наполнился хорошим настроением.
Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.
1.2. Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.
Учитель:
- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?(с В.Ю.Драгунским).
- А что вы о нем узнали, мы сейчас проверим. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы проведём графический диктант в форме игры «Верите ли вы, что…», если верите, ставьте +, если не верите -.
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский - писатель, автор популярных рассказов для детей…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский пишет весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…
● Верите ли вы, что «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью…
● Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…
Учитель:
- Проверим, верны ли ваши предположения.
Ответы учеников.++++++
-Вы неплохо запомнили факты биографии В.Ю.Драгунского.
Учитель:- С каким произведением этого автора вы познакомились на прошлом уроке? Назовите, указав жанр этого произведения. (Юмористический рассказ «Главные реки»). Назовите главную мысль этого рассказа. Перед вами тест. Проверим, как вы знаете содержание рассказа. На работу 5 минут. Тест:
1. Герою рассказа шел:
а) восьмой год
б) девятый год
в) десятый год
2. Что мальчик делал
вместо уроков?
а) играл в футбол
б) катался на велосипеде
в) запускал змея
3. Как долго Денис
тренировался быстро одеваться?
а) все лето
б) пол-лета
в) целый месяц
4. Стихи какого поэта
нужно было выучить?
а) Некрасова
б) Пушкина
в) Бунина
5. Когда Дениске стало худо,
то у него даже:" а)заболела голова
б) заболел живот
в) заболело сердце
6. Как Кораблев назвал реку?
а) Миси-писи б) Мипи-сипи в) Миси-сипи
Проверка теста, сами ставят оценку.
- Послушайте четверостишие:
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять –
Таня любит танцевать!
- Что любит девочка? –А что любите Вы? В тетрадях продолжите фразу «Я люблю…», используя 5-7 слов. (Дети читают свои слова, не повторяясь).
Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Ю Драгунского «Что любит Мишка». Будем читать, узнаем новые слова, познакомимся с героями, научимся у них и у автора чему-нибудь полезному.
- Как вы считаете, о чем этот рассказ?
- Перед вами 4 отрывка из рассказов Драгунского, соотнесите их с названием данного рассказа. - Какой отрывок подходит к нему?
- Каждая группа работает со своим отрывком. Прочитайте шёпотом и договоритесь, кто пойдёт читать отрывок выразительно и объяснять свой ответ.
1.
.«…Когда мы шли домой, Мишка сказал:
- Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов. А ты кем нарядишься?
- Там видно будет.
И вдруг неожиданно прибегает Мишка и прямо с порога кричит:
- Идешь ты или нет?
Я спрашиваю:
- Куда?
Мишка кричит:
- Как - куда? В школу! Сегодня же утренник, и все будут в костюмах! Ты что, не видишь, что я уже гномик?
И правда, он был в накидке с капюшончиком.»
2.
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той жекашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
3. И я так лежал в темноте и улыбался и хотел рассказать маме про это чудо, но побоялся ее разбудить. И в конце концов заснул. А когда проснулся, я уже знал навсегда, что больше не буду реветь в жалостных местах, потому что я теперь могу в любую минуту вмешаться во все эти ужасные несправедливости, могу вмешаться и перевернуть все по-своему, и все будет хорошо. Надо только вовремя сказать: «Не пиф, не паф!»
4.
Варёную колбасу люблю, люблю прямо безумно, если докторская, -на спор, что съем целое кило! И столовую люблю , и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех.
Учитель:
- Ребята, назовите какой отрывок наиболее подходит? Послушаем отчёты групп.
Ответы учеников.
- Ребята, из каких рассказов эти отрывки?
- Сегодня мы на уроке чтения прочитаем рассказ В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка" и увидим, насколько точны были ваши предположения.
Физминутка «Гимнастика для ума»(зарядка для головы, шеи, глаз, упражнения на внимание).
2. Стадия осмысления.
2.1. Словарная работа.
Учитель:
- В тексте вам встретятся незнакомые слова , значение данных слов узнаете по картинкам на слайде и карточкам – помощницам у вас на партах. Объяснять будем в процессе чтения.
Лань - это животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью.
Кавалерист – воин на коне
Зельц – вид колбасы
Боржом – минеральная вода
Частик - рыба
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром
Учитель:
- В процессе чтения подберите синонимы к слову "надулся".
- Как понимаете выражение «Поведай тайну души своей»?
Ответы учеников, отражающие различные точки зрения.
2.2. Самостоятельная работа по содержанию произведения.
Учитель:
- Прежде чем перейти к чтению рассказа, я предлагаю вам поработать с толковыми словарями и уточнить значения слов «юмор» и «сатира». Работа проводится по группам. – А зачем это нам, вы ответите после чтения рассказа.
Ответы учеников.
2.3. Чтение с остановками и прогнозирование ситуации.
Учитель:
-Читаем рассказ. Объясните фразу о мальчиках, сидящих на подоконнике.
- Ребята, как смотрел на Мишку Борис Сергеевич?
Дети: Посмотрел недовольно и строго.
- С какой целью писатель делает паузу? Это кульминационный момент рассказа.
Дальнейшее чтение с остановками , прогнозирование ситуации. (работа по учебнику с.28)
Учитель:
- Ребята, как вы считаете, а чего они ждали друг от друга? Давайте узнаем.
- Почему учитель пения не похвалил Мишку?
- Почему Мишка покраснел?
Дети: Потому что самое главное не сказал.
Учитель:
- На что обратил внимание учитель?
Дети: На любовь к людям и животным.
Учитель:
- Какой вывод можем сделать?
Дети: Это главное – ради чего живет человек на земле.
Учитель:
-Оказывается, Мишка любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
- Как к героям относится сам автор?
Дети: К Дениске с уважением, к Мишке с юмором.
Учитель:
- А может ли Мишка измениться?
Дети: Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит.
Учитель:
-Какой совет вы бы дали Мишке?
Дети: Любить свою семью.
Учитель:
- А сейчас прочитайте свои 7 слов и скажите , а чтобы вы хотели добавить и почему?
Стадия рефлексии. Подведение итогов урока.
Учитель:
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого рассказа?
-Кто главные действующие лица этого рассказа?
- А сейчас составим кластер.
- Что мы можем сказать о Дениске?
- Какой он?
-Что можем сказать о Мишке? Какой он?
- Что можем сказать об учителе?
Работают по группам.
-Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли ли мы результата? Отрефлексируйте. Оцените свою деятельность на уроке с пояснениями.
Д/з: Выразительное чтение рассказа. Рассуждение: «Если бы мне удалось попасть в рассказ, то я был бы …, потому что …»