Урок литературного чтения. 2класс.
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Педагогические цели | Обобщить знания обучающихся по разделу, развивать память, мышление, внимание, речь, учить связно излагать свои мысли. |
Планируемые результаты (предметные) | Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают нужные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний. |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические - владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения. |
Оборудование | Интерактивная доска, презентация по теме, диагностические карты, картинки с наклейками для рефлексии. |
Сценарий урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап. | Я настрой себе нашёл Чтобы быть везучим, Повторю сто раз его – Разойдутся тучи. У меня всё хорошо, А будет ещё лучше! - Ребята, покажите какое у вас настроение с помощью наших друзей – гномиков. Ну что же, у всех прекрасное настроение. Начинаем урок. | Включение в деловой ритм. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Сегодня мы проведём урок вместе с Феей цветов. Она будет нам помогать. У вас на столах пакеты с заданиями, в них есть листы ваших личных достижений, где вы будете отмечать выполненные задания. Положите их перед собой. - А начать наш урок мне хотелось бы с красивой музыки французского композитора Поля Мориа «Алуэтт» ( в переводе – жаворонок), эта музыка являлась основной темой к телепередаче «В мире животных». (слайды) - Как вы думаете, почему мы начали урок с этой музыки и этих слайдов? (т. к. раздел о животных) Давайте вместе с вами определим тему урока. -Каковы задачи урока? Для чего нам нужен этот урок? (чтобы сравнить произведения, выявить общую проблему) (слайд 1) | | ЛУУД - смыслообразование (установление обучащимися связи между целью деятельности и ее мотивом), умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, этическая ориентация . | |
Актуализация знаний. | №1. – Начинаем нашу работу. Сейчас вам предстоит работа в парах. Возьмите из пакета разрезные оранжевые карточки. Соберите из слов пословицу. Время работы – 2 минуты. (смотри приложение) Проверка: (слайд 2) - Какая пословица у вас получилась? (1р. – И собака помнит, кто её кормит. 2р. – Волков бояться – в лес не ходить. 3р. – Пуганая ворона и куста боится.) - Каков её смысл? К какому произведению она подойдёт? - У кого получились такие пословицы, закрасьте 1-й цветок. - Что объединяет все эти пословицы? ( о животных) | Работа в парах: составление пословиц. Ответы детей. | ЛУУД – нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей). ПУУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ литературных произведений, подведение под понятие. КУУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. | |
4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне. | Я вам предлагаю вместе с Феей цветов отправиться в путешествие по страницам изученных произведений. Давайте вспомним авторов и названия прочитанных произведений. (слайд 3) (фронтальная работа) №2. – А теперь возьмите карточку №2 жёлтого цвета и определите жанры произведений, прочитанных в этом разделе и впишите их в карточку. Время работы – 1 минута. Проверка: (слайд 4) - Кто сделал также? Закрасьте 2-й цветок, если у вас получилось также. Жанры произведений Стихотворение рассказ сказка №3. – А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете содержание прочитанных произведений. Напишем цифровой диктант. Возьмите карточку красного цвета, в клеточки будем вписывать цифры. Если утверждение верное – цифру 1, если неверное – цифру 0. 1. Ёжик в «Страшном рассказе» остался жить на даче. 2. Сова в сказке В.Бианки старика не простила. 3.Мальчиков Шуру и Петю в рассказе Е. Чарушина напугал медведь. 4.Ребята в рассказе М.Пришвина отпустили утят на волю. 5. В рассказе Б.Житкова утёнок Алёша – храбрец. 6. Медведь в рассказе В.Бианки учился играть на скрипке. 7. Произведение В.Бианки «Сова» - басня. Проверка: (слайд 5) 1011100 - У кого получились такие же цифры – закрасьте 3-й цветок | Ответы детей. Индивидуальная работа в карточках. Ответы детей. Проверка по доске. Индивидуальная работа в карточках. | ПУУД – структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. КУУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении. РУУД – целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция. |
| Зарядка для глаз (презентация) | Выполнение упражнений. | |
| №4. – А теперь поработаем в группах. Дадим краткую характеристику главным героям прочитанных произведений. Возьмите карточку зелёного цвета. Подчеркните слова, подходящие вашему герою. Время работы – 3 минуты. Проверка: дети зачитывают и аргументируют. - Кто выполнил верно – закрашиваем 4-й цветок. | Групповая работа (по 4 человека) Дети выбирают из слов: Смелый, музыкальный, осторожный, несмышлёные, трусливые, храбрый, безответственные, маленькие, ответственный, мудрая, надёжный. | |
| Физкультминутка( двигательная) Дети по лесу гуляли За природой наблюдали Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли! | (маршируют на месте) (ладонь к глазам) (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу") (машут руками) (хлопают в ладоши)| (топают ногами) (маршируют, вдох - выдох) | |
| №5. Возьмите карточки голубого цвета. В них отрывки из прочитанных произведений. Каждая группа в ряду подготовила инсценировку данного отрывка. Давайте посмотрим. (Инсценировка) - Теперь минутку обсудите и отметьте в карточке (поставьте крестик в клеточке), какую часть рассказа вы инсценировали? Проверка: - У кого получился правильный ответ, закрасьте 5-й цветок. | Работа в группах, презентация своих ответов. Дети выбирают части текста: завязка, развитие сюжета, кульминация или развязка. | КУУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, функций участников и способы взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. ПУУД – анализ и синтез, выдвижение гипотезы и ее обоснование, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. |
5.Включение в систему знаний и повторение. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Чему научили вас произведения из раздела «О братьях наших меньших»? | Ответы детей. | ПУУД –контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний |
6.Рефлексия. 7. Домашнее задание. | -Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока. -Достигли поставленной цели? -Было ли вам в процессе урока легко и интересно? -Что было сложно выполнять? - Какое задание вам показалось наиболее интересным – отметьте бабочками. Посадите их на цветок с соответствующим заданием. - Какое задание вам показалось наиболее сложным? Поднимитесь те, кто закрасил все цветочки, справился со всеми заданиями. Молодцы! А у кого остался незакрашенным 1 цветок? Вы тоже молодцы, у вас хорошие знания. Остальные ребята будьте более старательны и внимательны – и у вас всё получится. Домашнее задание: ответить на вопросы на с. 154 – 156. (слайд 6) - Покажите гномика, какое у вас сейчас настроение. У меня тоже отличное. Спасибо за урок. | | ПУУД: оценка процесса и результатов деятельности. КУУД - умение выражать свои мысли. |
1.Орг. Я настрой себе нашёл,
Чтобы быть везучим,
Повторю сто раз его –
Разойдутся тучи.
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше!
- Ребята, покажите какое у вас настроение с помощью наших друзей – гномиков. Ну что же, у всех прекрасное настроение.
Начинаем урок.
2. Мотивация. Цели и задачи.
- Сегодня мы проведём урок вместе с Феей цветов. Она будет нам помогать. У вас на столах пакеты с заданиями, в них есть листы ваших личных достижений, где вы будете отмечать выполненные задания. Положите их перед собой.
- Сейчас давайте вместе послушаем музыку французского композитора Поля Мориа «Алуэтт» ( в переводе – жаворонок), эта музыка являлась основной темой к телепередаче «В мире животных». (слайды)
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой музыки и этих слайдов?
(т. к. раздел о животных)
- Давайте вместе определим тему и задачи урока. (обобщить знания, анализировать и сравнивать произведения, учиться связно излагать мысли)
( Слайд 1)
3. Актуализация.
№1. – Начинаем нашу работу. Сейчас вам предстоит работа в парах. Возьмите из пакета разрезные оранжевые карточки. Соберите из слов пословицу. Время работы – 2 минуты.
Проверка: (слайд 2) - Какая пословица у вас получилась?
(1р. – И собака помнит, кто её кормит. 2р. – Волков бояться – в лес не ходить. 3р. – Пуганая ворона и куста боится.)
- Каков её смысл? К какому произведению она подойдёт?
- У кого получились такие пословицы, закрасьте 1-й цветок.
- Что объединяет все эти пословицы? ( о животных)
4. Обобщение.
- Отправимся вместе с Феей цветов в путешествие по страницам прочитанных произведений.
Давайте вспомним авторов и названия прочитанных произведений. (слайд 3)
(фронтальная работа)
№2. – А теперь возьмите карточку №2 жёлтого цвета и определите жанры произведений, прочитанных в этом разделе и впишите их в карточку. Время работы – 1 минута.
Проверка: (слайд 4) - Кто сделал также? (Приведите примеры произведений, к которым подойдёт пословица).
Закрасьте 2-й цветок, если у вас получилось также.
№3. – А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете содержание прочитанных произведений. Напишем цифровой диктант. Возьмите карточку красного цвета, в клеточки будем вписывать цифры. Если утверждение верное – цифру 1, если неверное – цифру 0.
Ёжик в «Страшном рассказе» остался жить на даче.
Сова в сказке В. Бианки старика не простила.
Мальчиков Шуру и Петю в рассказе Е. Чарушина напугал медведь.
Ребята в рассказе М. Пришвина отпустили утят на волю.
В сказке Б. Житкова утёнок Алёша – храбрец.
Медведь в рассказе В. Бианки учился играть на скрипке.
Произведение В. Бианки «Сова» - басня.
Проверка: (слайд 5) 1011100
- У кого получились такие же цифры – закрасьте 3-й цветок.
Физминутка для глаз. (Сейчас наши глазки отдохнут, следим за движениями).
№4. – А теперь поработаем в группах. Дадим краткую характеристику главным героям прочитанных произведений. Возьмите карточку зелёного цвета. Подчеркните слова, подходящие вашему герою.
Время работы – 3 минуты.
Проверка: дети зачитывают и аргументируют.
- Кто выполнил верно – закрашиваем 4-й цветок.
Физминутка (двигательная) - Отдохнём немного и прогуляемся вместе с Феей по лесу.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли!
№5. Возьмите карточки голубого цвета. В них отрывки из прочитанных произведений. Каждая группа в ряду подготовила презентацию данного отрывка. Давайте посмотрим. (Инсценировка)
- Теперь минутку обсудите и отметьте в карточке (поставьте крестик в клеточке), какую часть рассказа вы инсценировали?
Проверка: - У кого получился правильный ответ, закрасьте 5-й цветок.
- Чему научили нас произведения из данного раздела? (любви к животным)
5. Рефлексия.
- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?
- Какое задание вам показалось наиболее интересным – отметьте бабочками. Посадите их на цветок с соответствующим заданием.
- Какое задание вам показалось наиболее сложным?
Поднимитесь те, кто закрасил все цветочки, справился со всеми заданиями. Молодцы!
У кого остались незакрашенными по 1 цветку? Вы тоже молодцы, у вас хорошие знания. Остальные ребята будьте более старательны и внимательны – и у вас всё получится.
Домашнее задание: ответить на вопросы на с. 154 – 156.
- Покажите гномика, какое у вас сейчас настроение. У меня тоже отличное.
Спасибо за урок!