СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения  во 2 классе.

Тема: Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица»

Цель: приобщать к национальной культуре через устное народное творчество.

Задачи:

1.познакомить с особенностями жанра скороговорок, учить различать народные и авторские скороговорки, совершенствовать  беглость, правильность, выразительность чтения;

2. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих  способностей детей; создать условия для формирования УУД :

1) личностных: мотивация учения, осознание себя как представителя русского народа, русской культуры; 2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; 3) коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо; 4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. 

3. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи.

Оборудование: компьютерная презентация «Скороговорки» ,«Стихи для детей Игоря Мазнина » , проектор, экран, картинки, иллюстрирующие скороговорки, , напечатанный план работы со скороговоркой, заготовки для упражнения «Угадай скороговорку», книги с произведениями устного народного творчества и Игоря Мазнина для детей.

 

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формируемые У У Д

1.Организационный момент.

Мотивация к работе ,правильной посадке.

-Ребята,прежде чем начать работу, проверьте, в порядке ли рабочее место, правильно ли вы сидите.

-Скажите, почему важно, чтобы на парте был порядок?

-А какое значение имеет правильная посадка ?

-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

2. Проверка домашнего задания.

Проверяется правильность выполнения задания в тетради, дети называют персонажей, изображения которых они соединили.

Перед  исполнением стихотворения Ю.Мориц учитель спрашивает о том, какие слова в последнем четверостишии нужно выделить голосом. (Ленивой, неленивой.)

При чтении детьми стихотворения Ю.Мориц прежде всего обращается внимание на передачу шутливой, лукавой интонации, а также на ритмичность чтения, которая достигается соблюдением знаков препинания и построчных (в концах стихотворных строк) пауз.

3.Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах.

У каждой группы свой небольшой текст.

-Прочитайте текст  на своих карточках.

-Посоветуйтесь и определите , что это такое, к какому жанру относится ваше произведение?(Небылица, сказка, потешка, загадка, скороговорка)

К какому разделу относятся все эти произведения? (Устное народное творчество)

-Для чего русский народ создавал все эти произведения?

 

 

4. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.

-Ребята, а что вы знаете о профессии логопеда?

-Почему необходимо современному человеку обладать правильной, чёткой, красивой речью?

-Как мы сами можем помочь себе сделать свою речь более правильной, чёткой и понятной?

-Какой жанр народного творчества нам в этом может помочь? (Скороговорки)

-Что мы называем скороговоркой?

 

-Над чем же мы сегодня будем с вами работать на уроке?

-Что мы можем делать со скороговорками, как с ними поработать, чтобы улучшить нашу речь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Планирование.

-Ребята, давайте вместе спланируем наш урок. Посмотрите, какие этапы работы над поставленными нами задачами я предположила. В каком порядке по – вашему будем над ними работать?

План:

 

1.Чтение скороговорок.

2. Разучивание скороговорок.

3. Новое о скороговорках.

4. Упражнение «Угадай скороговорку».

 

6.Открытие нового знания.

6.1.Подготовка к чтению скороговорок.

Работа по учебнику.

-Где мы можем найти скороговорки, чтобы поработать с ними? (В учебнике, с. 143.)

-Как называется раздел, над которым мы сегодня начинаем работать? (Читаем быстро)

-Для чего же ещё нужны нам скороговорки? (Чтобы учиться читать быстро и правильно)

6.2.Планирование этапов чтения скороговорки.

-Как вы думаете, как правильно читать скороговорки?

-Где об этом нам подсказывают авторы учебника? (Сведения на с. 143)

-Проверьте, правильно ли мы предположили? (Дети читают сведения из учебника и дополняют свои ответы)

-Как читаем первый раз?

-Как читать второй раз?

-Каким должно быть третье чтение?

(План работы над скороговоркой вывешивается на доску)

Физминутка

   Мы ногами топ – топ,

   Мы руками хлоп – хлоп!

   Мы глазами миг – миг,

   Мы плечиками чик – чик!

   Раз – сюда, два – туда,

   Повернись вокруг себя.

   Раз – присели, два – привстали.

   Руки к верху все подняли.

   Раз- два, раз – два,

   Заниматься нам пора.

6.3.Чтение и наблюдение за скороговорками.

Действие по плану - троекратное чтение первой скороговорки одним учащимся вслух.

 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эту скороговорку?

-Какие слова повторяются? Для чего?

-Прочитайте три следующих скороговорки, соблюдая план, самостоятельно.

Работа в парах.

-Выберите одну скороговорку ,подготовьтесь прочитать её правильно в быстром темпе вашему соседу.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Легко ли произносить скороговорки?

 -Почему?

-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)

-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?

-Из скольких предложений чаще всего состоят народные скороговорки?

-Что говорит о том, что эти скороговорки принадлежат русскому народу?

-Как вы думаете, у других народов есть скороговорки?

-Вот, например, перевод с польской скороговорки:

 В Щебжешине жук жужжит в тростнике,

 И Щебжешин этим знаменит.

 

Работа по учебнику.

-Какие скороговорки мы не прочитали?

-Подготовьтесь к чтению вслух по нашему плану.

Чтение оставшихся скороговорок детьми про себя, затем чтение вслух по выбору.

 

Зарядка для глаз.

1.Возьмите в руки карандаш тупым концом вверх, сосредоточьте взгляд на нём.

2.Переведите взгляд в окно, посмотрите вдаль.

3.Закройте глаза, расслабьте мышцы лица.

4.Откройте глаза.

 

6.4.Знакомство с авторскими скороговорками. Сравнение с народными.

-Прочитайте две скороговорки на с. 145 и 146.

-Чем они похожи? (Повторяющиеся слова и звуки, скороговорки о грибах)

-Чем отличаются? (Народная скороговорка состоит из  одного  предложения, проста по строению, автора определить нельзя. Вторая  скороговорка- целое стихотворение, история, у неё есть автор)

-Кто автор стихотворения-скороговорки?

-Что вы знаете об Игоре Мазнине

(Показ слайдов - портрет автора, обложки его книг для детей)

 

-Есть и другие авторские скороговорки.

(Показ слайдов презентации с авторскими скороговорками.)

 

- Выберите любую скороговорку,  поработайте с ней по плану, подготовьтесь прочитать вслух в быстром темпе.

 

7. Упражнение «Угадай скороговорку».

Работа в группах.

-Что вы видите на заготовках у вас на столах? (Рисунок  и предложения в стихотворной строке к нему)

-Как вы думаете, что с ними нужно сделать?

(Добавить окончания слов и получится скороговорка.  Прочитать хором. )

-Что вам для этого потребуется?

-С чего начнём работу? (Прочитаем первоначальный текст скороговорки)

-Что сделаем потом? (Запишем недостающие окончания у слов)

-Что должно получиться в итоге? (Скороговорка с иллюстрацией)

-Как мы можем использовать эти скороговорки?  (Для речевых разминок на уроках, для тренировки речи дома)

 

8. Итог. Рефлексия

-Обратимся к нашему плану. Что  у нас получилось выполнить из запланированного, что-нет?

Какие задачи, поставленные в начале урока решили, какие-не до конца?

-Почему, как вы думаете?

-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем?  (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)

-Для чего это нужно?

-Что понравилось в работе на уроке?

-Что нового узнали о скороговорках?

-Что было трудно?

-Что ещё хотелось бы узнать, как поработать над скороговорками?

-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.

 

Домашнее задание:  рабочая тетрадь стр.61-63, задания 1-3, подготовиться к конкурсу скороговорок.

 

-Покажите смайликами ваше настроение  на уроке. (Дети поднимают смайлик-улыбающийся, нейтральный или грустный) Рисуют на зараннее подготовленных листочках:

улыбающийся – красным цветом,

нейтральный – зелёным цветом,

грустный – синим цветом.

Настраиваются на плодотворную работу на уроке.

Объясняют важность правильной организации рабочего места для успешной работы и правильной посадки для сохранения здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждой группе участники распределяют роли-кто читает текст вслух вполголоса, кто высказывает вслух общее мнение группы после обсуждения.

Читают текст, обсуждают в группе его особенности, высказывают предположения, к какому жанру относится произведение, один представляет мнение группы вслух.

 

 

Дети высказывают мысли о назначении произведений каждого жанра.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя о важности профессии логопеда и необходимости для современного человека обладать правильной, красивой речью.

 

 

 

 

Сообщение ученика – сведения из словаря Ушакова «Вот объяснение из словаря: СКОРОГОВОРКА- 1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой. 2. Человек, говорящий очень быстро (простореч. фам. ирон.). Он такая с., что в его речи ничего не разберешь. 3. Сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь, напр. "сшит колпак, да не по-колпаковски". Ушаков. Толковый словарь русского языка»

 

 

Самостоятельно формулируют задачи  урока: находить, читать, разучивать, сочинять скороговорки, узнать, какие скороговорки  бывают, рисовать иллюстрации к ним.

 

 

 

 

 

 

В ходе обсуждения дети под руководством учителя планируют этапы работы на уроке над поставленными учебными задачами-

составляют план урока, расставляя карточки с этапами работы на доске в нужном порядке (либо в презентации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с информацией учебника: извлекают нужное, выбирают главное, сравнивают свои предположения с научной информацией учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план работы со скороговоркой , действуют по намеченному плану, осуществляют самоконтроль с опорой на план, взаимоконтроль в процессе работы в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражняются в правильном беглом, выразительном чтении. Осуществляют самоконтроль с опорой на план.

 

Объясняют смысл слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди читают одну из скороговорок друг другу в быстром темпе.

 

 

 

Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают самостоятельно с текстом учебника, осуществляя самоконтроль с опорой на план.

 

 

Выполняют упражнения на снятие напряжения  глазных мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и сравнивают скороговорки по заданным параметрам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа получает заготовки скороговорок, записывают недостающие окончания,  затем представляют  классу, проговаривая хором (группой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают степень выполнения поставленных в начале урока задач, важность изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают своё участие в уроке, своё эмоциональное состояние, планируют возможную дальнейшую работу со скороговорками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности , осознанная забота о своём здоровье(Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление  произведений  по жанру , обобщение и классификация, сравнение жанра произведений ,способность выполнять логические операции : анализ содержания и языкового оформления  произведения(П)Отношение к литературе как к искусству слова(Л) Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество  с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К.) 

 

 

 

 

 

Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний(Р)

Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться(Л)

Умение обосновывать свои суждения(П)

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи(Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черпать из  учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими ,сравнивать сделанные выводы   с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.(П)

 

 

 

 

Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата,  осознанно выполнять инструкцию (Р)

Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность к учебному сотрудничеству, согласование действий с партнёром ,способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре (К) Познавательный интерес к наблюдениям за словом.(Л) Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи(П) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р)Умение обосновывать свои суждения(П)Составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием(К) Осознание себя как гражданина, представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам(Л)

 

Способность действовать по заранее намеченному плану(Р)

Сопоставление изучаемого произведения с другими по жанру Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом(П) Умение обосновывать свои суждения(П)

Способность к культурному общению  с одноклассниками, в семье, с другими людьми(К)Способность взаимодействовать с партнёром для решения учебно- познавательных задач(К)

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанная забота о своём здоровье(Л.)

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы(П)

Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать(П)

 

 

 

 

Способность планировать  и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р)

 

 

 

Способность к прогнозированию(Р)

Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)Конструировать предложения, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.  (П) Способность регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции(Р) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К)Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё  отношении к  чему-либо. (К.)

 

Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)

 

 

Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)

 

 

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р)