1.Организационный момент.
Мотивация к работе ,правильной посадке.
-Ребята,прежде чем начать работу, проверьте, в порядке ли рабочее место, правильно ли вы сидите.
-Скажите, почему важно, чтобы на парте был порядок?
-А какое значение имеет правильная посадка ?
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
2. Проверка домашнего задания.
Проверяется правильность выполнения задания в тетради, дети называют персонажей, изображения которых они соединили.
Перед исполнением стихотворения Ю.Мориц учитель спрашивает о том, какие слова в последнем четверостишии нужно выделить голосом. (Ленивой, неленивой.)
При чтении детьми стихотворения Ю.Мориц прежде всего обращается внимание на передачу шутливой, лукавой интонации, а также на ритмичность чтения, которая достигается соблюдением знаков препинания и построчных (в концах стихотворных строк) пауз.
3.Актуализация полученных ранее знаний.
Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах.
У каждой группы свой небольшой текст.
-Прочитайте текст на своих карточках.
-Посоветуйтесь и определите , что это такое, к какому жанру относится ваше произведение?(Небылица, сказка, потешка, загадка, скороговорка)
К какому разделу относятся все эти произведения? (Устное народное творчество)
-Для чего русский народ создавал все эти произведения?
4. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.
-Ребята, а что вы знаете о профессии логопеда?
-Почему необходимо современному человеку обладать правильной, чёткой, красивой речью?
-Как мы сами можем помочь себе сделать свою речь более правильной, чёткой и понятной?
-Какой жанр народного творчества нам в этом может помочь? (Скороговорки)
-Что мы называем скороговоркой?
-Над чем же мы сегодня будем с вами работать на уроке?
-Что мы можем делать со скороговорками, как с ними поработать, чтобы улучшить нашу речь?
5. Планирование.
-Ребята, давайте вместе спланируем наш урок. Посмотрите, какие этапы работы над поставленными нами задачами я предположила. В каком порядке по – вашему будем над ними работать?
План:
1.Чтение скороговорок.
2. Разучивание скороговорок.
3. Новое о скороговорках.
4. Упражнение «Угадай скороговорку».
6.Открытие нового знания.
6.1.Подготовка к чтению скороговорок.
Работа по учебнику.
-Где мы можем найти скороговорки, чтобы поработать с ними? (В учебнике, с. 143.)
-Как называется раздел, над которым мы сегодня начинаем работать? (Читаем быстро)
-Для чего же ещё нужны нам скороговорки? (Чтобы учиться читать быстро и правильно)
6.2.Планирование этапов чтения скороговорки.
-Как вы думаете, как правильно читать скороговорки?
-Где об этом нам подсказывают авторы учебника? (Сведения на с. 143)
-Проверьте, правильно ли мы предположили? (Дети читают сведения из учебника и дополняют свои ответы)
-Как читаем первый раз?
-Как читать второй раз?
-Каким должно быть третье чтение?
(План работы над скороговоркой вывешивается на доску)
Физминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечиками чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
Раз- два, раз – два,
Заниматься нам пора.
6.3.Чтение и наблюдение за скороговорками.
Действие по плану - троекратное чтение первой скороговорки одним учащимся вслух.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
-Какие звуки помогает научиться правильно произносить эту скороговорку?
-Какие слова повторяются? Для чего?
-Прочитайте три следующих скороговорки, соблюдая план, самостоятельно.
Работа в парах.
-Выберите одну скороговорку ,подготовьтесь прочитать её правильно в быстром темпе вашему соседу.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
-Легко ли произносить скороговорки?
-Почему?
-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)
-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?
-Из скольких предложений чаще всего состоят народные скороговорки?
-Что говорит о том, что эти скороговорки принадлежат русскому народу?
-Как вы думаете, у других народов есть скороговорки?
-Вот, например, перевод с польской скороговорки:
В Щебжешине жук жужжит в тростнике,
И Щебжешин этим знаменит.
Работа по учебнику.
-Какие скороговорки мы не прочитали?
-Подготовьтесь к чтению вслух по нашему плану.
Чтение оставшихся скороговорок детьми про себя, затем чтение вслух по выбору.
Зарядка для глаз.
1.Возьмите в руки карандаш тупым концом вверх, сосредоточьте взгляд на нём.
2.Переведите взгляд в окно, посмотрите вдаль.
3.Закройте глаза, расслабьте мышцы лица.
4.Откройте глаза.
6.4.Знакомство с авторскими скороговорками. Сравнение с народными.
-Прочитайте две скороговорки на с. 145 и 146.
-Чем они похожи? (Повторяющиеся слова и звуки, скороговорки о грибах)
-Чем отличаются? (Народная скороговорка состоит из одного предложения, проста по строению, автора определить нельзя. Вторая скороговорка- целое стихотворение, история, у неё есть автор)
-Кто автор стихотворения-скороговорки?
-Что вы знаете об Игоре Мазнине
(Показ слайдов - портрет автора, обложки его книг для детей)
-Есть и другие авторские скороговорки.
(Показ слайдов презентации с авторскими скороговорками.)
- Выберите любую скороговорку, поработайте с ней по плану, подготовьтесь прочитать вслух в быстром темпе.
7. Упражнение «Угадай скороговорку».
Работа в группах.
-Что вы видите на заготовках у вас на столах? (Рисунок и предложения в стихотворной строке к нему)
-Как вы думаете, что с ними нужно сделать?
(Добавить окончания слов и получится скороговорка. Прочитать хором. )
-Что вам для этого потребуется?
-С чего начнём работу? (Прочитаем первоначальный текст скороговорки)
-Что сделаем потом? (Запишем недостающие окончания у слов)
-Что должно получиться в итоге? (Скороговорка с иллюстрацией)
-Как мы можем использовать эти скороговорки? (Для речевых разминок на уроках, для тренировки речи дома)
8. Итог. Рефлексия
-Обратимся к нашему плану. Что у нас получилось выполнить из запланированного, что-нет?
Какие задачи, поставленные в начале урока решили, какие-не до конца?
-Почему, как вы думаете?
-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)
-Для чего это нужно?
-Что понравилось в работе на уроке?
-Что нового узнали о скороговорках?
-Что было трудно?
-Что ещё хотелось бы узнать, как поработать над скороговорками?
-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.
Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.61-63, задания 1-3, подготовиться к конкурсу скороговорок.
-Покажите смайликами ваше настроение на уроке. (Дети поднимают смайлик-улыбающийся, нейтральный или грустный) Рисуют на зараннее подготовленных листочках:
улыбающийся – красным цветом,
нейтральный – зелёным цветом,
грустный – синим цветом.
|
Настраиваются на плодотворную работу на уроке.
Объясняют важность правильной организации рабочего места для успешной работы и правильной посадки для сохранения здоровья.
В каждой группе участники распределяют роли-кто читает текст вслух вполголоса, кто высказывает вслух общее мнение группы после обсуждения.
Читают текст, обсуждают в группе его особенности, высказывают предположения, к какому жанру относится произведение, один представляет мнение группы вслух.
Дети высказывают мысли о назначении произведений каждого жанра.
Отвечают на вопросы учителя о важности профессии логопеда и необходимости для современного человека обладать правильной, красивой речью.
Сообщение ученика – сведения из словаря Ушакова «Вот объяснение из словаря: СКОРОГОВОРКА- 1. Быстрая речь, быстрый темп речи. Говорить скороговоркой. 2. Человек, говорящий очень быстро (простореч. фам. ирон.). Он такая с., что в его речи ничего не разберешь. 3. Сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом не запинаясь, напр. "сшит колпак, да не по-колпаковски". Ушаков. Толковый словарь русского языка»
Самостоятельно формулируют задачи урока: находить, читать, разучивать, сочинять скороговорки, узнать, какие скороговорки бывают, рисовать иллюстрации к ним.
В ходе обсуждения дети под руководством учителя планируют этапы работы на уроке над поставленными учебными задачами-
составляют план урока, расставляя карточки с этапами работы на доске в нужном порядке (либо в презентации).
Работают с информацией учебника: извлекают нужное, выбирают главное, сравнивают свои предположения с научной информацией учебника.
Составляют план работы со скороговоркой , действуют по намеченному плану, осуществляют самоконтроль с опорой на план, взаимоконтроль в процессе работы в парах.
Упражняются в правильном беглом, выразительном чтении. Осуществляют самоконтроль с опорой на план.
Объясняют смысл слов.
Дети по очереди читают одну из скороговорок друг другу в быстром темпе.
Отвечают на вопросы, выявляющие жанровую специфику скороговорок.
Работают самостоятельно с текстом учебника, осуществляя самоконтроль с опорой на план.
Выполняют упражнения на снятие напряжения глазных мышц.
Читают и сравнивают скороговорки по заданным параметрам.
Каждая группа получает заготовки скороговорок, записывают недостающие окончания, затем представляют классу, проговаривая хором (группой).
Оценивают степень выполнения поставленных в начале урока задач, важность изученного материала.
Оценивают своё участие в уроке, своё эмоциональное состояние, планируют возможную дальнейшую работу со скороговорками.
|
Положительное отношение к учению, чтению, к познавательной деятельности , осознанная забота о своём здоровье(Л)
Сопоставление произведений по жанру , обобщение и классификация, сравнение жанра произведений ,способность выполнять логические операции : анализ содержания и языкового оформления произведения(П)Отношение к литературе как к искусству слова(Л) Уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение. (К.)
Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний(Р)
Ответственное отношение к своей речи, к русскому языку, осознание себя носителем русского языка, желание им умело пользоваться(Л)
Умение обосновывать свои суждения(П)
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи(Р)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р)
Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими ,сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.(П)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата, осознанно выполнять инструкцию (Р)
Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)
Способность к учебному сотрудничеству, согласование действий с партнёром ,способность осуществлять совместную познавательную деятельность в паре (К) Познавательный интерес к наблюдениям за словом.(Л) Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи(П) Способность к контролю, самоконтролю и коррекции(Р)Умение обосновывать свои суждения(П)Составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием(К) Осознание себя как гражданина, представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам(Л)
Способность действовать по заранее намеченному плану(Р)
Сопоставление изучаемого произведения с другими по жанру Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом(П) Умение обосновывать свои суждения(П)
Способность к культурному общению с одноклассниками, в семье, с другими людьми(К)Способность взаимодействовать с партнёром для решения учебно- познавательных задач(К)
Осознанная забота о своём здоровье(Л.)
Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы(П)
Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать(П)
Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата(Р)
Способность к прогнозированию(Р)
Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П)Конструировать предложения, выбирать вариант построения, действовать по аналогии. (П) Способность регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции(Р) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (К)Высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо. (К.)
Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)
Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения(К)
Понимать перспективы дальнейшей учебной работы(Р)
|