СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтение в 1 классе с использованием ЭОР по теме К.Чуковский "Телефон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению  в 1 классе с использованием ЭОР по теме К.Чуковский "Телефон"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтение в 1 классе с использованием ЭОР по теме К.Чуковский "Телефон"»

Конспект урока литературного чтения для 1 класса с использованием ЭОР по теме "К. Чуковский. Телефон", составленного в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит литературную викторину по творчеству К.И Чуковского.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения с использованием ЭОР



Ф.И.О. Железнова Татьяна Геннадьевна

Место работы: МБОУ г. Керчи Республики Крым «Школа №5»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Тема урокаК.И Чуковский «Телефон».

Базовый учебник:  Л,Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник, часть 2, «Москва» Просвешение 2013год.

Цель урока: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского, формировать читательскую компетентность.

Задачи:

Образовательные:

- обеспечить в ходе урока развитие навыков чтения;
- закрепить умение понимать прочитанное.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное, обобщать, логически рассуждать;
- развивать эмоциональные чувства учащихся;
- развивать внимание, память, кругозор;

Воспитательные:

- содействовать в ходе урока формированию умения слушать, понимать друг друга, договариваться и сотрудничать;
 1. Предметные:

-учиться понимать юмор, отличать шуточное от серьёзного,

-  учиться выразительно читать стихотворение.

2. Метапредметные:

-  прививать умение высказывать свои мысли,

-обогащать словарный запас учащихся,

-учить аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

познавательные

-уметь отличать шутку от серьёзного,

-уметь выразительно читать стихотворный текст,

-понимать значение новых слов.

коммуникативные

-формировать умение договариваться при работе в паре, приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения.

регулятивные

-учить в сотрудничестве с учителем ставить новую учебную задачу; принимать её и осуществлять контроль по способу её решения.

личностные

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся. Фронтальная и групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование. Компьютер и мультимедийный проектор, экран.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

  1. Этап урока.

Организационный

Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с литературными героями. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?



Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 2. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Речевая разминка.

Организует работу с учащимися

Наблюдение

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия.

«Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)

Бармалей - (разбойник)

Федора - (бабушка)

Мойдодыр - (умывальник)

Тотоша, Кокоша - (крокодильчики)

Цокотуха - (муха)

Рыжий, усатый великан - (таракан)

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

А теперь загадки для вас, но не простые, а сказочные.

Аукцион вопросов.

В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

 Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Именно тогда и открыл в себе талант сказочника К.И. И вот уже многие годы его сказки радуют и детей, и взрослых.

Ну а у нас следующее испытание.

Чистоговорки:

Та-та-та -длинный хвостик у кота.

Ту-ту-ту- я расту ,расту, расту.

Ти-ти-ти- веником могу мести.

Том-том-том- Поиграю я с котом.


3.  Создание проблемной ситуации
.

 Формулирует проблемный вопрос.

-С произведениями какого раздела мы знакомились на прошлом уроке? («И в шутку и всерьез»)

Сегодня мы продолжим путешествие по этому разделу.

Начинаем с разминки.

«Угадай слово»

А) Слева бантик, справа бантик

 У красотки платье -  фантик. (Конфета)

(По краям красивый бантик

 Образует пёстрый фантик.

 А внутри, конечно, это

 Шоколадная...конфета).

Б) Короткая комическая история вымышленная или реальная (анекдот).

В)На олене на коне хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу, еду я по чудо- кругу, я скачу, я лечу, я в восторге хохочу! (карусель)

Чтобы угадать ключевое слово, возьмите из этих слов указанный цифровой слог и сложите новое слово (Федотка)

Что я загадала? (стихотворение)

Кто автор? (Чуковский)

4. Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока.

Указывает объект наблюдения

Высказывают предположения

Будем читать стихи К. Чуковского.

 – С ранних лет стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»…

 Игра  «Корзинка с потерянными вещами».

 - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

 Телефон (У меня зазвонил телефон)

 Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

 Мыло (Вот и мыло подскочило)

 Блюдце (А за ними блюдца)

 Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

 Термометр (И ставит им градусник)

 Сито (Скачет сито по полям)

 Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

 Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

 Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

 Продолжим наше путешествие по этим замечательным сказкам.

Знакомство учащихся с интересными фактами из жизни автора.

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

Знакомство с творчеством К. Чуковского

Информационный презентация:

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/ki-chukovskijj-putanica.htm

 Работа над темой.
5.  Формулирование проблемы, планирование
.

Организует формулирование темы урока и цели учащимися.

Подумайте, как стихотворение «Федотка» может быть связано с темой сегодняшнего урока? (Мы будем читать стихотворение Чуковского)

Какие ещё произведения Чуковского вы помните?

«Вспомни сказку».

 - Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

 Веселится народ -

 Муха замуж идёт

 За лихого, удалого

 Молодого… (комара).

 «Муха – Цокотуха»

 Нет – нет! Соловей

 Не поёт для свиней

 Позовите-ка лучше… (ворону).

 «Телефон»

 И мне не надо

 Ни мармелада, ни шоколада

 А только маленьких,

 Ну очень маленьких… (детей).

 «Бармалей»

 Лечит маленьких детей,

 Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

 Добрый доктор… (Айболит)

 «Айболит»

 Только вдруг из –за кусточка

 Из-за синего лесочка,

 Из далёких из полей

 Прилетает… (воробей)

 «Тараканище»

 А посуда вперёд и вперёд

 По полям, по болотам идёт.

 И чайник сказал утюгу

 - Я больше идти… (не могу).

 «Федорино горе»

  Солнце по небу гуляло

 И за тучку забежало.

 Глянул заинька в окно,

 Стало заиньке… (темно).

 «Краденое солнце».

 Свинки замяукали – мяу – мяу,

 Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

 («Путаница)

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением этого автора.

-А с каким, послушайте загадку:

Сперва зазвонит он

Обычным звонком,

Потом говорит

Чьим-нибудь голоском.

(Телефон)

Беседа.

(Зачем нужен телефон?)  Опора на наблюдения учащихся.

(Когда нужен телефон?).

-Как вы видите ,что про телефон  можно даже стихи сочинять.

-Вот и К.И. Чуковский написал для вас такое замечательное произведение в стихах «Телефон» , с которым мы сейчас и познакомимся.

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учитель записывает на доске тему.

Давайте вспомним, что вы знаете об авторе. Чуковский -это псевдоним, настоящая фамилия Корнейчуков.

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве "Бармалея”

И " Крокодила” не читал,

Не восхищался "Телефоном”

И в "Тараканище” не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

ЭОР № 2

 Организует подводящий диалог, уточняет правило

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель.

Слушают аудиозапись стихотворения К.Чуковского «Телефон»

Аудио запись стихотворения К.Чуковского

«Телефон»

Информационный Аудио запись

http://musafirova.ucoz.ru/publ/virtualnyj_urok_1_klass/literaturnoe_chtenie/chukovskij_kornej_ivanov

6. Первичное закрепление нового материала

А) Беседа по вопросам:

-Что вам понравилось в стихотворении?

-Почему оно называется «Телефон»?

-Что вы представляли, слушая это стихотворение?

-Помогли ли вам в этом иллюстрации?

-Какие слова вам были непонятны в тексте?

Б) Работа над лексическим значением слова.

                 (Калоши, пуд, дюжина ,дребедень)

                     Подбор синонимов к словам.

 Доказательство

 Фронтальная работа.

 Дает образец короткого доказательства
 7. Структурирование полученных знаний

Самостоятельное чтение стихотворения про себя.

 Анализ текста.

- «Телефон» - это стихотворение или сказка?

-Кто позвонил герою?

-Перечислите.

-О каких событиях рассказывали звери?

-В словах какого героя вы почувствовали удивление?

- В чьих словах испуг и страх?

- Какие слова подобрал автор, чтобы выразить характер газелей?

-Подумайте, почему в тексте так много восклицательных знаков?

- Учит ли нас стихотворение общению по телефону?

- Можно ли сформулировать правила?

Правила записаны на карточках:

1. Не звоните по пустякам.

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Разговаривайте вежливо.

Физкульт.минутка

Информационный

Презентация

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutki_dlja_1_4_klassov/319-1-0-27420



Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.



8. Самостоятельная работа, рефлексия, контроль.

9. Закрепление

Разграничение понятий шутка и серьёзно .

Беседа.

Работа в парах. (чтение по строфе)

-Какую роль хотел бы озвучить ты?

-Почему тебе близка эта роль?

-Будем работать в парах и учиться читать вслух так, чтобы всем было интересно слушать

Работа с учебником

ЭОР №1

Учитель: Задает вопросы.

 Ученики: Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы, выбирают чтецов по ролям, высказывают свое мнение об исполнителях ролей.

Физминутка

Гимнастика для глаз

Информационный

Интерактивное задание

http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html

Работа в парах

ЭОР № 5, 6

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

10 Контролирующее задание.

Организует работу с ЭОР.

Просмотр презентации.

Игра :«Героический поступок».

 - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

 Айболит Зажгли море.

 Воробей Проглотил солнце.

 Крокодил Помыла свою посуду.

 Комар Вернул солнце в небо.

 Федора Потушила море.

 Медведь Спас Муху – Цокотуху.

 Бабочка Съел таракана.

 Лисички Вылечил зверей.

Итоговая викторина

Контрольный

Тест, интерактивное задание

http://skazvikt.ucoz.ru/publ/39-1-0-189

ЭОР №3

Организует выполнение задания.

Самостоятельная работа, самопроверка.

 Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя ...

 Николай Иванович Корнеев 
 Корней Николаевич Корнейчуков 
 Николай Васильевич Корнейчуков 
 Корней Иванович Корнейчуков

 Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным?

 Айболит 
 Мойдодыр 
 Крокодил 
 Путаница

 Как звали УТКУ доктора Айболита из прозаической версии сказки?

 Кука 
 Чика 
 Кика 
 Фифа

 Куда грозился окунуть Мойдодыр грязнулю?

 В лужу 
 В ванну 
 В Неву 
 В Мойку

 Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку?

 "Африка" 
 "Обезьяны" 
 "Лимпопо"
 "Ай болит"

 В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку?

 "Путаница" 
 "Федорино горе" 
 "Мойдодыр" 
 "Телефон"

 Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?

 Быка 
 Козла 
 Барана 
 Улитку

 Как звали мальчика, который победил Крокодила?

 Ваня Иванов 
 Ваня Васильчиков 
 Петя Васильев 
 Сережа Иванов

 Какое отчество было у Федоры, от которой убежала посуда?

 Егоровна 
 Ивановна
 Васильевна 
 Петровна

 Кто поджег синее море в сказке "Путаница"?

 Поросята
 Лисички 
 Мышата 
 Котята



11.  Рефлексия.
 Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценивает результаты.

- Какая на уроке была проблема?

- По какому плану мы работали?

-Смогли ли мы передать настроение героев при помощи интонации ?

-Выразили мы их эмоции.?

- Как оцениваете свою работу? Покажите смайликом свое настроение.

Для закрепления можно использовать викторину.

 Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»

«Исправь ошибки»

Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворение правильно.

1. «Арболит» («Айболит»).

3. «Кармалей» («Бармалей»).

5. «Крашеное солнце» («Краденое солнце»).

7.  «Федорино море» («Федорино горе»).

8. «Пуганица» («Путаница»).

10. «Худо-дерево» («Чудо-дерево»).

ЭОР№4

Рефлексия

Практический

Видеофрагменты, смайлики

http://smayliki.ru/smilies-98.html

 Задает вопросы  о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки.

Учащиеся рассказывают правила друг другу.

«Расшифруйте имена сказочных героев».

 - Вставьте в зашифрованные слова буквы гласных, получатся имена сказочных героев.

 БРМЛЙ ЦКТХ

 МЙДДР ФДР

 ЙБЛТ ТРКНЩ

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. По желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке.







Приложение к плану-конспекту урока



Тема урока: К. Чуковский «Телефон»



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

1

Знакомствос творчеством

К. Чуковского

Информационный

Презентация

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/ki-chukovskijj-putanica.htm

2

Аудио запись стихотворения

К.Чуковского

«Телефон»

Информационный

Аудио запись

http://musafirova.ucoz.ru/publ/virtualnyj_urok_1_klass/literaturnoe_chtenie/chukovskij_kornej_ivanov

3

Итоговая викторина

Контрольный

Тест, интерактивное задание

http://skazvikt.ucoz.ru/publ/39-1-0-189



4

Рефлексия

Практический

Видеофрагменты, смайлики

http://smayliki.ru/smilies-98.html



5

Гимнастика для глаз

Информационный

Интерактивное задание

http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html



6

Физкультминутка

Информационный

Презентация



http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutki_dlja_1_4_klassov/319-1-0-27420


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!