СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературное чтение. Э.Н. Успенский отрывок "Чебурашка" ("Крокодил Гена и его друзья")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать учебную деятельность по закреплению  произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка». Урок систематизации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературное чтение. Э.Н. Успенский отрывок "Чебурашка" ("Крокодил Гена и его друзья")»

Технологическая карта изучения темы Э.Н. Успенский « Чебурашка»

из произведения «Крокодил Гена и его друзья».

Тип урока: урок систематизации знаний.

Урок составлен к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий « Литературное чтение» 2 класс, ч. 2, УМК « Школа России»

Автор: Ирина Геннадьевна Быкова, учитель начальных классов, 1 категория

Оборудование: текст в учебнике, выставка книг писателя, иллюстрация Чебурашки, презентация, ноутбук, памятки.


Тема

Э. Н. Успенский «Чебурашка» из произведения «Крокодил Гена и его друзья (2 урок).

Цели


Образовательные:

- организовать учебную деятельность по закреплению произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»; учить понимать особенности юмористического произведения, кратко пересказывать веселые рассказы, придумывать свои веселые истории; способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности; обогащать и расширять словарь.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Планируемый результат

Предметные:

Систематизировать знания учащихся по данному произведению

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Юмористические произведения.

Межпредметные связи

Русский язык, литература.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 2 класса;

- иллюстрации к сказке;

- обучающая программа.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Слушают, настраиваются на урок

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Сегодня на уроке у нас гости, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности, и я желаю вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо присядем за парты.




Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).


Речевая разминка

Обсуждение пословиц, развитие устной речи


Девиз нашего урока: Помогая другим, учимся сами!

- Объясните смысл этой пословицы. (Если ты помог кому то, то и он в скором времени поможет тебе . Так что лучше не отказывать в помощи , а то в следующий раз откажут тебе ).






Проверка домашнего задания

1. Ответы на вопросы, обсуждение пословиц с целью подведения итога изученного раздела.

Задает вопросы

(Звучит “Песенка «Чебурашка») 

- Кто был главным героем в повести-сказки? (Чебурашка – герой повести-сказки Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья)

- Как зверёк узнал, что его имя – Чебурашка?

- От какого слова произошло имя Чебурашка? (чебурахнулся)

- Что обозначает слово «чебурахнулся»?

- Кто написал это произведение? (Э. Успенский).

 - Понравилось произведение? (да, мы узнали про неизвестного зверька, который все время падал, и его назвали Чебурашка)

- К какому жанру относится это произведение? (повесть-сказка)

- Почему писатель назвал повесть – сказка?

- Что такое повесть?

- Что такое сказка?

- К какому типу текста можно отнести это произведение: описание, повествование?

рассуждение)?

- Докажите! (Повествование. События сменяют друг друга) - К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или повесть-сказка? (повесть – сказка)

- Где жил Чебурашка?

- Когда его назвали? Кто дал ему имя?

- Как он попал в ящик с апельсинами?

- Почему он не услышал, как заколотили ящики?

(Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько

ящиков с апельсинами. Не долго думая, Чебурашка забрался в один из них и стал

завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало

передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и улёгся спать)

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

(В главный городской зоопарк Чебурашку не взяли, так как не знали, куда посадить неизвестного зверька)

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Почему же Чебурашка не мог долго сидеть на столе и стуле? (у него затекли лапы)

Он похож на бракованную игрушку. Ему нужно было стоять в витрине и привлекать

внимание прохожих.

- Где стал работать и жить Чебурашка?

(Работать он стал в магазине уценённых товаров, а жить в старой телефонной будке,

стоявшую у входа в магазин).

- Почему Чебурашка никому не звонил?

(Он никого не знал).

- Как вы думаете, это хорошо, что у Чебурашки нет друзей? (Очень плохо, когда нет друзей. Да, трудно жить одному без друзей. И хорошо, когда тебя окружают друзья).

- Нашел ли друзей Чебурашка?
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  1. Нет друга - ищи, а нашел – береги.

  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  3. Для дружбы нет расстояний.

  4. Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

  5. Человек без друзей, что дерево без корней.

  6. В тесноте, да не в обиде.

- Молодцы!




Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

  1. Введение в тему.

  2. Определение темы урока и цель.




Привлекает к обсуждению, подвести к определению темы урока



-Ребята, как вы думаете, какая тема урока? (сегодня мы продолжим работу над произведением Э.Успенкого «Чебурашка»)

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (будете много читать, думать, рассказывать, мыслить. Эти виды работы помогут нам сделать верные выводы о герое сказки, выяснить смысл её названия и отношение автора к своему герою).


Уметь обосновывать мнение.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).


Физминутка

Выполняют

Проговаривает




Систематизация и обобщение. Групповая работа учащихся




Внимательно слушают, размышляют, делают выводы

Организует работу в группах.

- Сегодня на уроке, мы будем работать в группах. Вспомним правила работы. Молодцы!



1 группа-Мыслители

2 группа-Рассказчики

3 группа-Актеры

4 группа-Художники-оформители




Уметь восприни-мать текст на слух.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Применение знаний и умений.


Выполняют работу

Организует самостоятельную деятельность учащихся, контролирует работу учащихся

1 группа – Мыслители.

Написать синквейн к этому отрывку:

1 строка: одно слово, название, тема. (Сущ.) Кто?

2 строка: два слова, описание объекта (прил.) Какой?

3 строка: три слова, действия объекта (Глаг.) Что делал?

4 строка: предложение, показывающее отношение к теме. Кем стал главный герой?

5 строка: одно слово, синоним, близкое по смыслу к теме. (Сущ.) Кто?

Итог работы учащихся
2 группа - Рассказчики.

Подготовьте краткий пересказ по плану:

В далеком тропическом лесу.

В ящике с апельсинами.

В магазине фруктов.

В зоопарке.

В магазине уцененных товаров.

Старая телефонная будка.

Итог работы учащихся

3 группа - Актёры.

Выбрать отрывок и подготовить инсценировку.

Итог работы учащихся

4 группа – Художники-оформители.

Выбрать отрывок и проиллюстрировать его.

«Озвучить» свой рисунок.


Итог работы учащихся (выставка работ)






Уметь выразительно читать, выделять главное, рассуждать, отвечать на вопросы.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Выставка книг Э.Н. Успенского.


Рассказывают, дают совет одноклассникам

Привлекает учащихся к чтению книг

- Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.


  1. “Крокодил Гена и его друзья”.

  2. “Дядя Федор, пес и кот”.

  3. “Тетя дяди Федора”.

  4. “Любимая девочка дяди Федора”.

  5. “Про Веру и Анфису”.

  6. “Разноцветная семейка” и др.

-  Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить. Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.


Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.



Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует рефлексию.

Подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигнута цель?

- Назовите основную мысль произведения?

- О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

Оцените свою деятельность на уроке.

Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг - зеленый апельсин. Подойдите к доске и прикрепите апельсины около Чебурашки. Молодцы.

Уметь осуществлять рефлексию.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание

Внимательно слушают, записывают

Объясняет выполнение д/задания

Рабочая тетрадь