Подготовка к основному этапу урока | Создание направленности на учебную работу. Принятие учебной задачи урока (предугадывание предстоящего чтения) | Предлагает обратить внимание на иллюстрации с осенними пейзажами. - Какие слова вы бы использовали для описания этой красоты? -Какие стихотворные строки поэтов вам вспоминаются? Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно отрывки стихов и узнают авторов этих четверостиший. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая, С замираньем летит на звезду… (Есенин) Лес точно терем расписной… Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной… (Бунин) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… - Назовите фамилию этих прекрасных строк. - Какова тема этих стихов? Значит, о чём мы будем говорить на уроке? - Мы продолжим знакомиться с творчество великого поэта, имя которого носит наша замечательная школа – А.С. Пушкина и будем работать с отрывками из стихотворения «Осень». Слушая их, постарайтесь увидеть, представить те картины природы, о которых нам говорит поэт, пережить те чувства, которые переживал Александр Сергеевич при написании этого стихотворения. | Изучают иллюстрации на тему «Осень» Слушают чтение четверостиший одноклассниками. Отвечают на вопросы учителя. Принимают учебную задачу урока, сформулированную вместе с учителем | Личностные результаты: эмоционально воспринимают стихотворные строки; проявляют интерес к поэзии. Предметные результаты: знают произведения А.С. Пушкина. Регулятивные УДД: умеют формулировать учебную задачу на основе того, что уже известно Познавательные УДД: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные УДД: полно и точно выражают свои мысли. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Восприятие информации на слух. Развитие интереса к поэту, его творчеству. Эмоциональное восприятие стихотворения. Выразительное чтение. Овладение навыками поискового чтения. | Рассказ учителя о Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина. Из четырёх времён года Пушкин больше всего любил осень. Другие в это время собирают опята или снимают с веток яблоки поздних сортов, а он радовался урожаю стихов. Хоть и был он поэтом, писать стихи удавалось не каждый день. Пушкин признавался друзьям, что бывают дни, когда не в состоянии написать и двух строчек. Осенью вместе с кленовыми листьями и дождевыми каплями слетало к нему вдохновение. Поэт проводил свою жизнь в разъездах. Так что «унылая пора, очей очарованье» заставала его всякий раз на новом месте: то в Царском Селе, то в Михайловском, то в Кишинёве. Но самой изобильной оказалась осень в селе Большое Болдино, что под Нижним Новгородом. За три ненастных месяца 1830 года Пушкин написал больше 40 произведений в стихах и прозе. И до сих пор никто не может написать лучше. В мировой литературе это – рекорд, известный под названием «Болдинская осень». Отчего она вдруг случилась? Надо сказать что этот вопрос мучает многих людей, неравнодушных к Пушкину. Может всё дело в деревне? Но в ней на первый взгляд, жилось неуютно. Не было рядом ни леса, ни речки. Только ветряные мельницы окружали село, пасмурное небо, да мокрая степь. В сентябре, к приезду поэта, дороги успели раскиснуть от дождей. Моросило. Непогода держалась до самой зимы: …и дождь, и снег, и по колено грязь», - сообщал он из деревни. Дом родителей уже давно пустовал. Четыре дня он смотрел на низкие избы, крытые соломой… Бродил по улицам с непоэтическими названиями: Поганый конец, Кривулица… Мокнул под дождём… А потом неожиданно написал стихотворение. На следующий день ещё одно. Потом «Сказку о попе и о работнике его Балде». Пушкин оживился и отправил другу такое письмо: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степ да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает». Выходит он писал много потому что не с кем было поговорить? Нет, собеседники были: местные крестьяне. Может поэту нравился стол, изготовленный из красного дерева и дерева чинары, растущей на Кавказе. А Пушкин на Кавказе бывал и любил его. Но известно, что за столом Пушкин только переписывал свои вещи набело. Сочинял обычно, лёжа в постели. Впоследствии сам описал свой распорядок дня: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей, и лежу до 3 часов… В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До 9 часов – читаю». Может ему помогало его особенное расписание? Или гречневая каша поддерживала в нём бодрое самочувствие и радостное настроение? Но нет, поэт нервничал. Рвался в Москву к невесте.18-летней красавицы Натальи Гончаровой, но началась эпидемия холеры, на дорогах стояли карантины. Приходилось возвращаться в Болдино и продолжать писать стихи. Так Пушкин и не женился той осенью. Зато к зиме привёз из деревни столько рукописей, что их хватило на целую библиотечку новых книг. Ему это до того понравилось, что он через 3 года вернулся туда – и снова осенью. И тогда появились «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне» и т. д. Просто, наверное, для каждого человека существует где-нибудь на земном шаре местечко, где сами собой удачно складываются обстоятельства. Пушкин нашёл – Большое Болдино. Проводит беседу. - Что нового вы узнали об А.С. Пушкине? Организует работу с рубрикой «Обратите внимание» (о творчестве А. Пушкина) Читает отрывки из стихотворения «Осень». Проводит словарную работу. - Какую картину вы представили? - Как поэт относится к осени? - Прочитайте слова, передающие его отношение к осени. Словарная работа: Отъезжие (поля) – земли, отдалённые от усадьбы. Озими – поля, засеянные озимыми (под зиму) культурами. Тщеславный – любящий славу, похваляющийся своими достоинствами. Страждут – ждут с нетерпением Смиренно – проникнутый смирением, спокойствием Своенравной – упрямой, капризной, поступающей так, как вздумается Предлагает поработать над выразительностью чтения данных отрывков: выбор тона и темпа, отметить логические ударения (главные слова), паузы. - Какое по настроению это стихотворение? - Какие слова в нём самые важные, определяющие настроение поэта? Такие слова называются ключевыми. (мне она мила) - Какой знак стоит в конце предложения? - Как следует прочитать это стихотворение? - Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? Предлагается выразительно прочитать отрывки из стихотворения. Организует беседу по вопросам к стихотворению (учебник «Литературное чтение» 1 часть стр.76) Создаёт условия для ознакомления со статьёй Г.Н. Волкова «Удивительный Александр Сергеевич» | Слушают чтение учителем очерка. Отвечают на вопросы. Читают учебный текст. Слушают чтение стихотворения учителем. Находят в словаре объяснение слов. Выразительно читают стихотворение. Отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы примерами из текста. | Личностные результаты: проявляют интерес к поэту. эмоционально воспринимают стихотворения. Предметные результаты: выразительно читают, отвечают на вопросы по содержанию. Познавательные УДД: овладевают основами смыслового чтения. Коммуникативные УДД: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других. |