СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 11 класс. Тема: А.И.Куприн. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. Трагизм нравственного противостояния героя и среды.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна; показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести; формировать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи; воспитывать человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

портрет Куприна А.И.; тексты; раздаточный материал; иллюстрации художников, карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

сообщения;

аналитическая беседа;

выразительное чтение.

Тип урока: освоение и применение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 11 класс. Тема: А.И.Куприн. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. Трагизм нравственного противостояния героя и среды.»

Урок литературы. 11 класс.

Тема: А.И.Куприн. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. Трагизм нравственного противостояния героя и среды.

Цель: познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна; показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести; формировать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи; воспитывать человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

портрет Куприна А.И.; тексты; раздаточный материал; иллюстрации художников, карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

сообщения;

аналитическая беседа;

выразительное чтение.

Тип урока: освоение и применение новых знаний.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II.Мотивация учебной деятельности.

1. Эпиграф к уроку.

«…И своим романом я вызову на поединок царскую армию».

А.И.Куприн

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение подготовленных учащихся об истории создания повести Куприна А.И. «Поединок».

2. Мини-лекция учителя по теме урока (учащиеся параллельно с рассказом составляют план).

IV. Первичное закрепление знаний.

1. Работа в группах.

1 группа. Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

Как Куприн рисует образы офицеров?

Каковы их типические черты?

Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа. Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

История жизни.

Портрет.

Поступки героя.

Внутренние противоречия героя.

Ромашов и Хлебников.

Ромашов и Шурочка Николаева.

3 группа. Смысл названия повести.

Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

V. Диагностика понимания и усвоения материала.

1. Аналитическая беседа.

Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель?

Чем примечательна его биография?

Основные темы его творчества?

Какие проблемы волнуют художника?

Как повесть была воспринята читателями?

Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Как описана офицерская среда? (гл. 6 – выразительное чтение).

Почему не уходят со службы?

В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Выразительное чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

VI. Вторичное закрепление материала урока.

1. Характеристика персонажей.

Командир полка Слива.

Каковы отличительные черты Бег-Агамалова? (гл.1,19)

Положительные герои?

Капитан Брем (прозвище Рафальского).

2. Вывод: перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные. Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено. Буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

3. Межпредметные связи: иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации?

Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

4. Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя.

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться? (18 гл. – выразительное чтение)

Как раскрывается характер Ромашова в любви?

Оцените поведение Шурочки. Любит ли она героя искренне?

Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

О чем она просит Ромашова?(пересказ – чтение 22 гл.)

5. Шурочка Николаева.

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

Можно ее чувство назвать любовью?

VII. Итоги урока.

1. Аналитическая беседа.

Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

Была ли гибель Ромашова предопределена?

Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

Почему – «Поединок»?

IX. Домашнее задание.

Работа в группах по карточкам.

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

№ 2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

№ 3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

№ 4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я». Докажите текстом правоту писателя.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!