СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы, 5 класс ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 5 классе «Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова» учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы. ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы, 5 класс ФГОС»


Тема

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» - 2 часа, 2-й урок



Цели


образовательная: анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостного художественного произведения в единстве формы и содержания; проникновение в творческую лабораторию поэта, рассмотрение композиции, позиции автора и лирического героя, художественно-изобразительных средств, помогающих раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;

развивающая: развитие умения вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствование умения анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развитие умения выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формирование гуманистического мировоззрение, гражданской позиции, любви и уважения к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия

Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение)


Межпредметные связи


Изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

презентация, интернет-ресурсы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование

Форма работы обучающихся

Групповая






Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Казадаевой Ольги Александровны

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся

Время

I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Вот уже звенит звонок,

Начинается урок.

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Распределите роли. Поднимите руку лидеры групп, таймкиперы, генераторы идей, оформители. На ваших столах лежат оценочные листы в виде лестницы. Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой.. Желаю каждой группе подняться на самую высокую ступеньку. Вы знаете, что результат группы на уроке зависит от работы каждого из вас. Постарайтесь принести как можно больше пользы своей группе. Оцените свою работу на каждом этапе урока в индивидуальной оценочной карте.

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Полня готовность к уроку

1 мин

II. Актуализация изученного

Цель: актуализация знаний


Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

-разгадаем кроссворд и найдем ключевое слово нашего урока. ---Составим ассоциативного ряд к ключевому слову «детство»;

-расшифруем ребус.




Возьмите индивидуальную карту и оцените свою работу на первом этапе урока «Что? Где? Когда?»


Все ключевые слова перед нами. Какова же тема урока?

Над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Слово учителя






Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки

Прием создания проблемной ситуации и ее решение









Каждая группа решает кроссворд.

Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус (варианты: тот первый, кто больше дал правильных ответов)









Формулируют тему урока, цель





Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Выполненные задания, кластер «Детство», сформулированная тема. цель урока

5 мин

III. Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока


Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает стихотворение «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения).

Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей

Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник?

Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, словами. И под их пером слова приобретают смысл, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня мы с вами создадим картину стихотворения «Крестьянские дети».

Эпиграфом нашей картины предлагаю взять слова из стих-я Некрасова «Свобода» «Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой»

Что такое эпиграф?(изречение, краткая цитата, которая характеризует основную

мысль произведения. Какие ключ. слова можно выделить? (дитя , сердце волнуется). А как вы понимаете выражение «сердце волнуется»?

Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стих-я Некрасова «Крест. дети»

Прием создания проблемной ситуации и ее решение

























Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)






















Формулируют понятие эпиграф, называют ключевые слова










Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;






































Эпиграф

30 мин

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: развитие читательских умений



В начальной школе вы знакомились с отрывком из произведения («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня мы поработаем с полным произведением. Заполним технологическую карту, разделим текст на части, определим роль рассказчика и слушателей в каждой части стих – я На эту работу 2 минуты. (Раздаю листы)


Подводим итог.


-На сколько частей можно разделить произведение?

-Содержание 1,2,3 части; роль рассказчика; кто слушатели?


Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми


История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)


Первая группа анализирует 1 часть стих-я.


Вторая группа анализирует 2 часть Третья группа анализирует 3 часть


Каждой группе дано индивидуальное задание (раздаю листочки)


Лидеры групп координируют работу всей группы, озвучивают анализ своей части произведения.


Время на анализ – 5 минут


Приступаем к работе


Делаем вывод по 1 части стихотворения, который заносим на «картину».


(ответы детей+ ДИАЛОГ-ОЖИВЛЕНИЕ КАРТИНЫ)


-Ребята, а вы разрешите мне нанести некоторые штрихи на нашу картину?


Вот итог нашего видения 1 части картины. Вы согласны со мной?


Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть.



И слово предоставляется лидеру второй группы

Какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей?


(ответы детей + инсценировка отрывка)



Наносим на картину новые элементы.









Подводим итог. Некрасов представил нам

не смешную, а реальную картину жизни крестьянских детей, где есть место не только радости, но и грусти




Многие художники на своих полотнах изображали жизнь крестьянских детей.

Выполняя индивидуальное творческое задание, Рената попыталась понять, можно ли взять иллюстрацией к стихотворению «Крестьянские дети» картину Перова «Тройка»?


Предоставим слово Ренате.

(выступление Ренаты)


Достигла ли поставленной цели Рената?


Как вы считаете, какую отметку можно поставить Ренате? Обоснуйте свой ответ.

Я с вами полностью согласна


Сейчас мы попытаемся понять, можно ли использовать следующие картины как иллюстрации к стихотворению, и какой эпизод из стихотворения они могут отражать?

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение,

инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля






















Игра «Оживление картины», взаимооценка






























Работа с технологической картой урока.

Определяют части стихотворения, заполняют таблицу




Выделяют микротемы (рассказ, встреча)

Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям)

Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы





















































Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге

Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям.

Зрители оценивают выступления

Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям


Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом

Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста.

Обсуждение в группах. Заполнение таблицы

Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора

Инсценировка «Однажды…»

































Защита творческого проекта















Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова, Корзухина, Перова делают вывод





Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Заполненная таблица





































































Инсценировка






Элементы на «картине»



Н.А.Некрасов задумывал свое произведение под названием «Детская комедия», а мы изучаем «Крестьянские дети»?


Арина попыталась понять, почему автор изменил название стих-я

Пожалуйста, Арина, представь свою работу.


(выступление Арины)


Ребята, достигла поставленной цели Арина? оцените и обоснуйте

выступление Арины. Яс вами согласна.

Просим выступить лидера третьей группы и представить нам выразительное чтение стих-я.

  1. Итак, давайте подведем итог.

  2. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении?

  3. Мы написали картину стихотворения?


Оцените себя на основном этапе урока «Анализ эпизода»

























выразительное чтение

словарная работа

Работают над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы









Защита творческого проекта









Выразительно читают отрывок





Исследовательская работа группы (творческий проект)


V. Итог урока. Цель – зафиксировать содержание урока


  1. Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?

  2. Составим

  3. ассоциативный ряд

  4. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства.

  5. Сильно ли они отличаются друг от друга»?


Оцените себя на последнем этапе урока


Так же как и в произведении Некравова мы вернемся к началу урока и прочитам еще раз эпиграф к нашей картине: «Вижу дитя на руках у родимой, Сердце волнуется думой любимой».

В этих строчках выражена любовь к самому дорогому в жизни человека – любовь к ребенку. Без этой любви нельзя говорить о прекрасном детстве. И сердце волнуется не только об этом, но и о будущем этих детей

Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.


Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,

объяснительно-иллюстративный











Оценивают себя








Составляют кластер


Сравнивают кластеры



Делают вывод, об идеи стихотворения

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова»













«Картина» стихотворения.

5 мин

VI. Домашнее задание

Я предлагаю вам на выбор домашнее задание

1.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…»

2.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н.Некрасова «Крестьянские дети»

3.Написать эссе «Мое видение стихотворения Н.Некрасова «Крестьянские дети»

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;



1 мин

VII. Рефлексия

  1. Оцените свою работу на уроке по индивидуальной карте.





Поднимите руки те, кто оценил себя на 5, на 4 , на 3? А двойки есть?



2. Вы получили положительные оценки, следовательно, вы поднимаетесь по лестнице познания, а не стоите на месте. И чем лучше оценка каждого из группы, тем выше находится группа на лестнице познания. На какую же ступеньку ваша группа сегодня поднялась?

Лидеры групп ответьте и обоснуйте свой ответ.

3. Уходя с урока, оцените свое эмоциональное состояние с помощью выбора ответа на доске.

Поставьте плюсик напротив того высказывания, с которым вы согласны.

Спасибо за урок.



Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;


Заполненные бланки (для анализа урока учителя)

3 мин




























Интернет - ресурсы:

  • http://www.prosv.ru/ebooks/eremina_uroki-liter_5kl_kniga-uchit/index.html

  • http://school97.ru/metod/index.php?ELEMENT_ID=3585&SECTION_ID=147

  • http://www.rusedu.ru/detail_16208.html

  • http://do.gendocs.ru/docs/index-244656.html

  • http://pedsovet.su/load/28-1-0-3744

  • www.shepelenko.ucoz.ru

  • http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-29190


Методическая литература


  • Васильева, Л. И. Современные образовательные технологии в системном изучении творчества Н. А. Некрасова в школе / Л. И. Васильева // Вестник Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова. – 2008. – Т. 5, № 3. – С. 52-57.

  • Коровин В. И. Русская поэзия XIX века. — М., 1983 и переиздание этой книги в издательстве РОСТ (М.,1997).

  • Мальцева К. Изучение произведений Некрасова в школе. — М.; 1993; 

  • Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература. 6 класс». — М., 1996.

  • Чуковский К. Мастерство Некрасова. — М., 1952;
























Самоанализ урока литературы в 5 классе

«Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова» учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Малиновский Тельновой Инны Сергеевны

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Но каким должен быть современный урок… Сегодняшняя жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. На мой взгляд, нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с обучающимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Убеждена, что урок литературы должен заставлять обучающихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. На мой, взгляд, это невозможно сделать при сухом, догматическом подходе к преподаванию и без основы на связь с современной жизнью. Именно это и пыталась учесть при планировании данного урока.

Урок литературы «Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», был проведен 05 марта 2013 года в 5 классах, являющихся участниками регионального эксперимента «Организация ФГОС второго поколения ООО». Большинство детей имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Обучающиеся владеют навыками учебного труда, анализа учебного материала, обобщения, умениями делать выводы, доказывать свою точку зрения. Многие ученики сохраняют внимание на протяжении всего урока. Устная и письменная речь сформирована на достаточном уровне.

На знакомство с творчеством Н.А.Некрасова по программе М.А. Снежневской, О.М. Хреновой отводится три часа, в том числе два урока на изучение стихотворения «Крестьянские дети». Представленный урок является вторым, на предыдущем занятии была рассмотрена творческая биография поэта, прослушан текст стихотворения в аудиозаписи, выразительно прочитаны отдельными обучающимися наиболее понравившиеся отрывки.

Считаю, что цели урока соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным и психологическим особенностям детей, необходимому уровню подготовки обучающихся, месту в системе уроков по данной теме:

образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Так как стихотворение Н. А. Некрасова является сложным как по форме, так и по содержанию, поэтому особое внимание при планировании урока, пыталась уделить восприятию новой темы через яркие зрительные образы работы над художественным словом.

Урок, основу которого составляет деятельностный подход, старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между учителем и учеником.

Основными методами на уроке являлись проблемный, частично-поисковый, однако присутствовал и объяснительно-иллюстративный. Формы и приемы были также разнообразны: работа с текстом, толковым словарем, составление кластеров, выразительное чтение, инсценировка, приемы свободного выбора задания и игровые, словесное рисование, работа с опорными схемами, репродукциями картин русских художников 19 века, активно использовались информационно - коммуникационные технологии, также были созданы условия для организации исследовательской деятельности.

Урок был организован в форме групповой работы, позволяющей эффективно реализовывать компетентностный подход. Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме учитель - ученик лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия, которое так важно, по моему мнению, именно на уроках литературы. Групповая форма организации работы на уроках литературы позволяет активно включать учеников в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Обучающиеся оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Структура урока предполагает 7 этапов: организационный, актуализация знаний, мотивация к учебной деятельности, творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, итог урока, домашнее задание, рефлексия.

Известно, что умение мыслить невозможно без умения чувствовать, поэтому восприятие новой темы в целом шло на эмоциональном настрое.

Так, на первом (организационном) этапе, целью которого является включение в деятельность, был задан эмоциональный настрой к предстоящей работе четверостишием.

Не секрет, что в любом виде деятельности (учебе, труде, игре) человеку постоянно нужны находчивость, сообразительность, догадки и умение рассуждать, эти важные качества можно воспитать и постепенно развить решениями задач на применение первичных навыков смекалки и начальных логических действий. Поэтому считаю целесообразным организацию актуализации опорных знаний, как правило, сложных литературоведческих терминов и понятий, в форме кроссворда и ребусов. Составление кластера «Детство» - удачный прием систематизации материала, способствующий развитию ассоциативного мышления. Самостоятельное формулирование темы и цели урока помогает развивать как регулятивные, личностные, так и познавательные УУД.

На этапе мотивации к учебной деятельности, цель-определение рамок урока, активно применялся прием создания проблемной ситуации, погружая обучающихся в мыслительную и исследовательскую деятельность. Сообщение о тайне, заключенной в стихотворении, заинтриговала детей, что способствовало более тщательному рассмотрения текста, а также внимательному поиску художественно-изобразительных средств.

На основном этапе творческого применении и добывания знаний в новой ситуации, цель - развитие читательских умений, в целом была организована работа с текстом художественного произведения. На протяжении всего этапа ведущей является исследовательская деятельность, результатом которой явилась созданная на уроке «картина стихотворения «Крестьянские дети». Интерпретация текста - очень сложная работа, поэтому понимание авторского замысла пыталась организовать через постижение тайны слова. Деятельность обучающихся была направлена на решение проблемных ситуаций. Работа с композицией, микротемами каждой части позволила акцентировать внимание обучающихся на главном. Важным, на мой взгляд, было направить исследование на рассмотрение вопроса: «Какими средствами поэтической выразительности и изобразительности в стихотворении раскрыта тема и идея». Кроме того, на данном этапе применялись и работа со словарем, благодаря которой формируются познавательные УУД, словесное рисование, выразительное чтение, игровые приемы, инсценирование, помогающие прочувствовать образы героев, дать оценку их поведению, поступкам. В союзе с другими искусствами литература скорее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства, окрылит его желанием действовать. Так сопоставление образов детей в различных видах искусства делает более доступной и выразительной полученную информацию: конкретизирует сведения об эпохе, о быте людей, изображенных в книге, о замысле автора. Без этого труднее почувствовать и понять прочитанное с той степенью глубины, которая сделает реальными и самостоятельными ученическими исследованиями. Работа над первым названием стихотворения способствует формированию начальных навыков проектной деятельности. Считаю все методы, формы и приемы работы на данном этапе целесообразными, формирующими познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.
На этапе подведения итогов сравнение кластеров «Детство» и «Мир детства Н.А.Некрасова» формирует умение вычитывать информацию в неявном виде, кроме того помогает почувствовать связь классической литературы с современной жизнью, подчеркивает актуальность классики. Создание «картины стихотворения», на мой взгляд, побуждает обучающихся как к творческой, так и исследовательской деятельности, дает почувствовать значимость проделанной работы, а также сопричастность к созданию произведения. Важным на данном этапе считаю вывод, об открытии мира художника, в котором поэтическое мастерство и творческая мысль едины и неразделимы.

На этапе «Домашнее задание» был использован прием свободного выбора задания, способствующий формированию регулятивных УУД, развитию самостоятельности при выборе решений, адекватной самооценки.

Этап «Рефлексия» значимый этап как для детей, так и для учителя, не только с точки зрения оценки эмоционального состояния, но и самоанализа деятельности и ее результатов. Были использованы приемы взаимооценки, самооценки, оценка работы группы на уроке.

Таким образом, считаю, что на всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны. Чередовались различные виды деятельности.

Обучающиеся были активны, организованы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации поддержанию познавательного интереса к обучению.

При постановке вопросов, пыталась учесть индивидуальные особенности обучающихся, давала положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало учеников и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности учебного материала учебное время использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей обучающихся. Поставленные цели были достигнуты.

«Знание не самоцель, а лишь средство для развития»,- писал Сухомлинский, на мой взгляд, развитие состоялось, так как позиция школьника стала позицией человека, готового к самопознанию и самосовершенствованию.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!