СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 5 класс. Житие Бориса и Глеба

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится интересный материал к уроку  о святых Борисе и Глебе, их иконография.

Просмотр содержимого документа
«Борис и Глеб»

МОУ «Гимназия №2»





Урок в 5-ом классе

по древнерусской литературе


Святые мученики князья Борис и Глеб

(Житие в переложении Е.Поселянина)

























Учитель русского языка и литературы

Михальчик Людмила Владиславовна






г. Курчатов, 2007г.

Урок в 5-ом классе

по древнерусской литературе


Тема:

Святые мученики князья Борис и Глеб

(Житие в переложении Е.Поселянина)

Цель:

    • Помочь учащимся усвоить основные христианские понятия: «любовь», «смирение», «верность идеалам» - и

    • ответить на вопрос: « Почему князья - воины Борис и Глеб

    • не оказали никакого сопротивления Святополку?»

Задачи:

  • дать понятие о житии как литературном жанре;

  • познакомить с иконографией святых князей.

Оборудование:

  • Репродукции древнерусских икон.

  • Видеоматериалы.

Доска:

житие, чудотворцы, благоверные, мученики, страстотерпцы, иночество, подвижник, знамение, мощи, рака, канонизация, агнец, Каин и Авель, гривна.


Ход урока


На прошлом уроке, ребята, вы уже познакомились с рассказом о первых русских святыхкнязьях Борисе и Глебе. Сегодня мы продолжим этот разговор.

Но прежде…

Из уроков истории вам известно, что христианство как мировая религия возникло где-то примерно в I веке н.э. И судьба его вначале складывалась очень драматично: многие люди сознательно отдавали свои жизни за право исповедовать новую религию. Таких христиан церковь позднее причислила к лику святых и назвала мучениками. Узаконено христианство было только в начале IV века римским императором Константином,

позднее названным Великим.

В то время, когда Европа постепенно, но уверенно с юга на север становилась христианской, Русское государство оставалось языческим,

то есть люди верили в разных богов, олицетворявших в основном различные силы природы.

Но пришло время – и Русь стала христианской, приняв православие

от Византии.

Вопрос. Кто же и когда крестил русский народ?


В 998 году великий князь Киевский Владимир Святославич,

в былинах – Владимир, Красное Солнышко.

И его тоже Православная церковь причислила к лику святых,

как и 1-ую христианку на княжеском престоле – княгиню Ольгу, его бабку.

Но так уж получилось, что первыми святыми провозгласили на нашей земле не их, а князей Бориса и Глеба сыновей Святого Владимира, правнуков княгини Ольги.

Обратимся непосредственно к истории.


Фильм «История Государства Российского»; серия № 19


Так рассказал о событиях далекого XI века знаменитый русский историк Николай Михайлович Карамзин. Но ведь он жил в конце

XVIII – начале XIX века и не мог быть свидетелем тех событий.


Вопрос. Как же он мог узнать обо всем случившемся?


Сохранившиеся древнерусские летописи, которые составляли грамотные монахи в тиши монастырей, содержали огромный историко – литературный материал. Туда же записывались и жития святых. Одним из первых образцов такой литературы и является «Житие Бориса и Глеба», составленное Феодосием, игуменом (то есть настоятелем, главным монахом) Киево-Печерского монастыря.


Житие – это литературное, а не церковное произведение.

Не «жизнь», а «житие», то есть это не биография святого,

а рассказ о его духовном подвиге, подвиге веры.

Сейчас мы попробуем доказать, что текст о Борисе и Глебе – настоящее житие.


Итак, житие строится строго по канону, те есть по определенным правилам.


  1. Святой может родиться только у благочестивых родителей (то есть у набожных, добрых, порядочных людей).


Вопрос. Кем были родители Бориса и Глеба?


Отцом был великий князь Киевский Владимир, прозванный Святым за приобщение Руси к христианской культуре; мать – христианка из Болгарии.

  1. В детстве ребенок – будущий святой - должен сильно отличаться от своих сверстников.


Вопрос. Дает ли нам текст подобные сведения о Борисе и Глебе?


Младшие сыновья, Борис и Глеб всегда были при отце; воспитаны

в христианском благочестии, получили хорошее образование.

Старший - Борис любил читать священное писание, особенно

жития святых, желая подражать их подвигу.

Братьев связывала горячая дружба.

Отец любил их не только как сыновей, но и как истинных христиан.


  1. В рассказе о святых делается упор не на каждодневную, суетную жизнь, а на жизнь духовную, на идеал, к которому стремится человек.


Вопрос. Можем ли мы доказать, что князья Борис и Глеб –

люди высокого духа, стремящиеся выполнять Божьи заповеди?


Кстати, вспомним некоторые из заповедей (они во всех религиях одинаковы): - возлюби ближнего своего; прости; смирись;

- не убей; не укради; помоги нуждающемуся.


Вопрос. Какими же предстают Борис и Глеб в житии?


Любящие сыновья и братья .

Борис горюет об умершем отце. Не думая о власти (считая это мирской суетой), он искренне готов повиноваться, как отцу, своему старшему брату Святополку.

Узнав о коварном замысле Святополка, Борис отказывается от борьбы, помня о добровольной жертве Иисуса Христа ради спасения человечества. Он спокойно ждал гибели и молился о своем убийце.

Отказывается от кровавого противостояния Святополку и младший

брат Глеб. Он повторил духовный подвиг своего брата в надежде

навечно соединиться с ним в царстве небесном.


4. Как правило смерть, а чаще гибель святого – необыкновенная, мученическая.

Вопрос. Как же погибли князья Борис и Глеб?


Безвинных, безоружных, их искололи, изрезали наемные убийцы, подосланные Святополком, который остался в истории с прозвищем Окаянный.

Вопрос. Почему народ так окрестил этого князя – безбожника?


Каин - первый на земле убийца, убивший брата своего Авеля

лишь за то, что тот был лучше, чище его и больше любим отцом и Богом.

Убил из зависти. Так и Святополк, не поверив искренности братьев, решил, убив всех, единолично править государством. Но кара Божия его настигла:

как Каин, он всю жизнь не находил себе ни места, ни покоя, пока не принял позорную смерть.


5. В каждом житии должно говориться о мощах – нетленных останках святого.


Вопрос. Есть ли в данном тексте упоминание об этом?


Да, даже по прошествии долгого времени останки святых князей остались словно не тронутыми смертью и источали благоухание.

Итак, мы с вами по всем пунктам доказали, что текст о князьях Борисе и Глебе - настоящее житие.


А теперь нам предстоит ответить на главный вопрос:


За что же Православная церковь причислила Бориса и Глеба к лику

святых? В чем состоял их подвиг?

Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от руки убийц?


Русская земля уже стояла накануне великого междуусобия,

брат шел на брата, в борьбе за власть кровь лилась рекой.

В том-то и дело, что Борис не хотел кровопролития, не хотел братоубийственной войны. Он, знавший Святое писание наизусть, вспомнил слова из него: «Тот, кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавижу», - тот лжец».

И ещё: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх».

Так как же он мог, любя и почитая старшего брата, поднять

на него меч!?

Такой же подвиг смирения совершает и юный князь Глеб,

для которого старший брат Борис всегда был примером во всем.


Вопрос. А может быть, князья Борис и Глеб просто струсили?


Нет, трусами они не были. Несмотря на молодость, это были

доблестные князья-воины. Недаром перед своей смертью князь Владимир

отправил Бориса во главе дружины воевать с печенегами.

И все же речь идет не о ратном, а о духовном подвиге - жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской добродетели

любви (Бог есть любовь). Они первыми на Руси показали, что за зло

нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти.

К сожалению, Борис и Глеб не остановили братоубийственную войну, но своим примером показали единственно правильное решение: надо любить и договариваться. Об этом говорит и автор жития в похвальном слове князьям.


Вскоре после гибели князей началось их почитание. Они стали первыми русскими святыми и считались покровителями всего княжеского рода.

Бориса и Глеба чтили не только на Руси, но и в Чехии, Болгарии, Армении и в центре Православия – Византии.

Появились и иконы с изображением святых.

Вот на иконе 14-го века (ГТГ) братья-мученики представлены едущими на конях и повернутыми друг к другу, словно ведущими тихую неспешную беседу.

Младший Глеб – юный, безбородый, смотрит на старшего брата кротко и преданно.

Бывшие в земной жизни князьями-воинами, они изображены здесь в княжеских одеждах оранжевого и зелёного цвета. Развеваются воинские стяги в их руках, прекрасны чёрный и рыжий кони под ними.

Братья почитались как мученики-страстотерпцы (претерпевшие страсти, мучения), принявшие смерть ради единства Руси, ради преодоления вражды и розни, и как защитники Русской земли. Их называли «броня» Руси, уподобляли «мечу обоюдоострому» (острому с обеих сторон), который оборонял от недругов.


Задание. Вспомните, кому и когда являлись князья-воины как небесное знамение, чтобы помочь защитить землю Русскую?


Александру Невскому, Дмитрию Донскому.


Но на иконе лица князей лишены героического начала, а подчёркнуты душевная тонкость и кротость, особенно в облике младшего – Глеба. Торжественно и таинственно, не касаясь земли, совершают свой путь святые братья – путь, который благословляет изображённый справа в небесном сегменте Иисус Христос.


А вот ещё одна икона из собрания Третьяковской галереи.


Стоящими в полный рост представлены

на ней святые князья. Изограф (иконописец) точно передаёт хорошо ему знакомый княжеский костюм: отороченные мехом шапки, алые плащи, подпоясанные зелёные кафтаны, алые сапожки. Присутствуют и воинские атрибуты – чёрные длинные мечи с белыми рукоятями в руках князей.

Замечательно глубоко раскрывает мастер

то, что чтила в святых братьях родная страна:

их мягкие от природы, славянские лики смиренны

и ясны, они выражают полную отрешённость

от всего суетного и земного.

Эту свободу подчёркивают торжественные позы братьев, парящая лёгкость их тел, невещественная красота их княжеских одежд.

Вокруг стоящих князей - страстотерпцев широкую раму образуют житийные клейма.

Каждое клеймо – один из эпизодов жития.

Но вместе они развёртываются в ясный и точный рассказ

о подвиге князей (читают клейма, как строчки в книге : справа налево).

Такие иконы называются житийными.

Звучание икон, как и настроение литературного жития, торжественно, возвышенно.


У любого жития иконографического и тем более литературного – есть три назначения: оно должно быть

- дидактичным (назидательным);

- занимательным;

- образовательно-познавательным.

Автор жития рассказал нам о людях и событиях далёкого XI века, высказал своё к ним отношение и на примере святых князей Бориса и Глеба преподал нравственный урок современникам и потомкам.

Вопрос. Чему же учит это житие?


Быть честным, бесстрашным, не сворачивать с выбранного пути, если уверен в своей правоте, быть добрым, любить людей и свою Родину.


Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти уроки.









2