Урок литературы и биологии в 8 классе
«В краю непуганых птиц»
Цели урока:
знакомство с отрядом воробьиных птиц;
знакомство с литературоведческим понятием «арабеска»;
знакомство с творчеством М. Пришвина, с его маленькими произведениями о природе;
воспитание любви к птицам, бережного отношения к ним;
развитие речи: составление арабески.
Составители:
Бестаева Н. Я. – учитель литературы и русского языка;
Шестерова Н. П. – учитель биологии.
Тип урока – интегрированный.
Ход урока
Учитель литературы: Сегодня у нас урок необычный и очень интересный. Интересный тем, что мы оказались в краю непуганых птиц. А необычный тем, что его будут вести два учителя. И сегодня вы должны многое узнать как из курса биологии, так и из литературы.
Учитель биологии: Давайте поговорим о птицах. Всего на Земле 8600 видов птиц, из них в Красную книгу занесено 287 видов. Под влиянием деятельности человека на сегодняшний день опасность угрожает каждому 9 виду. Вы помните, что птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной пустыне, и над безбрежными просторами океана. Птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли видеть и слышать их около себя. Сейчас мы уже знаем, что птицы очень отличаются друг от друга. По внешнему виду, по месту обитания, по поведению. Как вы думаете, почему?
Да, действительно, они живут в разных экологических местах. И им обязательно надо приспособиться к тем условиям, в которых они живут. Вот сегодня мы выясним, какие условия необходимы для жизни птиц культурных ландшафтов. Установим черты приспособленности птиц в садах, парках, скверах и рощах. И установим их значение в природе и жизни человека.
Учитель литературы: А что касается литературы, то отмечу, что входит в наши планы сегодня. На рубеже XIX и XX веков жил прекрасный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Он очень любил свою родину, боготворил русскую природу, был путешественником и охотником. Все его наблюдения легли в многочисленные сборники рассказов и повестей. Есть у него совсем маленькие произведения, составившие основу сборника, который называется «Глаза земли». Такие маленькие произведения называются арабесками. Мы сегодня должны познакомиться с его миниатюрами о природе, определить, что им характерно, а потом самим попробовать написать арабески о тех птицах, материал о которых будет звучать на уроке.
Учитель биологии: В классе 7 круглых столов, каждый стол представляет один из видов воробьиных. Всего их 300 видов. Перед вами лист с таблицей. Внимательно посмотрите на неё. В ней 8 пунктов (см. приложение). Каждая группа представляет свою птицу. Остальные внимательно слушают одноклассников и вносят в таблицу данные. По окончании представления один из группы зачитывает заполненное и получает дополнительные очки своей группе. Выигрывает та группу, которая наиболее правильно заполнит таблицу и представит свой вид птиц.
Итак, слово предоставляется «Грачам».
Ученик 1: Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам – к себе на Родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбились из сил и погибли в пути. К нам прилетели самые сильные. Теперь они отдыхают, важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепким клювом землю. Грач имеет стройное телосложение. Клюв у него вытянутый, тонкий, прямой. Хвост закруглён. Оперение плотное, сине-чёрного цвета, блестящее. Походка грача красива, полёт лёгкий. Весит он 300-500 граммов, но эта птица боязлива. Грач легко подражает различным звукам, иногда он может быть неприятен своим оглушительным гамом и порчей дорожек в саду. Но зато истребляет майских жуков, личинок, слизней и даже мышей.
Учитель литературы: Прослушайте первую арабеску Пришвина и просто представьте себе, что такое миниатюра о природе. Обратите внимание на тематику этих произведений.
«Грачи прилетели»
Вижу везде на снегу грачей, и, видно, им голодно, нечего взять, всё снегом закрыто, разгуливают суетно на длинных ногах, подпускают близко, не летят, а бегут, бегут. Вечером с их гнездовых мест уже слышен грай.
По утрам множество грачей разгуливают по моему участку над рекой и даже к самому дому подходят, неустанно кланяясь на тонких своих ножках в густых и широких штанах. Разгуливая в толпе, один такой щёголь, отливающий на чёрном цветами радуги, нечаянно встретился со своей щеголихой и сделал ей по-своему реверанс, кругом царапая землю кончиком опущенного пера.
Ученик 2: Грачи возвращаются на старые места и сейчас же приступают к благоустройству гнезда. Одна пара поселяется рядом с другой, они ссорятся из-за строительного материала, который бессовестно воруют друг у друга. Гнёзда у них крупные, до 70 см в диаметре. Карканье этой тучи грачей умокает лишь тогда, когда самка снесёт 4-5 пепельных яйца, но гам усиливается с новой силой, когда из яиц вылупливаются птенцы. Насиживает самка 18-22 дня, а на 30 день птенец уже покидает гнездо. Выкармливают птенцов оба родителя. Вот уж им надо постараться добыть корм! Сколько сил уходит на это!
Ученик 3:
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.
Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.
Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.
Ученик 4: Грач – очень полезная птица. Учёные исследовали 66 грачей и нашли в их желудках 2033 насекомых, из них 76% вредных, 225 инфекционных и только 2% полезных. А вот ещё пример, на дубе можно найти до 2000 гусениц, а в дубовой роще дуб, естественно, не один. Пустили туда грачей, и за 19 дней они полностью очистили дубраву.
Ученик 5: А вы когда-нибудь видели, как грачи идут за плугом? Это отражено в литературе. Прослушайте стихотворение Фета «Первая борозда»:
Ржавый плуг опять светлеет,
Где волы, склоняясь, прошли,
Лентой бархатной чернеет
Глыба взрезанной земли.
Чем-то блещут, свежим, нежным,
Солнца вешние лучи,
Вслед за пахарем прилежным
Ходят важные грачи!
Как вы думаете, зачем? Грачи поступают в высшей степени правильно, на их дороге не останется ни одной личинки, ни одна мышь не избежит наказания. Первые подбираются с земли клювом, а вторые ловятся искусными приёмами. Осенью грачи, живущие на севере, собираются тысячами, образуя полчища, которые устремляются в Африку. У нас на Кавказе грач – птица кочующая.
Учитель биологии: Заполняем раздел в таблице «Грачи».
А теперь слово предоставляется «Скворцам».
Ученик 1:
Вот он милый скворушка
Греется на солнышке,
Верен он своей природе.
Он находчив, ловок, смел,
Осенью он в огороде
Всю капусту осмотрел
И со всех листов капустных
Червячков поел.
Это средней величины птичка, длиной 23 см и весом 75 граммов, с коротким хвостом и длинными перьями. Тело массивное, шея короткая, и поэтому он кажется неуклюжим. Оперение пышное, чаще чёрное с белыми пятнами, в лучах солнца переливается. Острый клюв тонкий, длинный, слегка изогнут. Длинные толстые ноги с 4 пальцами и сильными изогнутыми когтями.
Ученик 2: Скворцы живут стаями, работу делают сообща. Живые, беспокойные, постоянно чем-то занятые птицы. У нас в городе можно встретить обыкновенного скворца, если предоставишь ему скворечню. У скворечен крик и драка, по ветру летит пух, солома, перо, это вернувшиеся домой хозяева – скворцы хватают за шиворот поселившихся в скворечнях воробьёв. Прилетают они после грачей, ранней весной и остаются до глубокой осени. В конце апреля самка откладывает 5-6 продолговатых светло-голубых яиц, высиживает сама, а выкармливают оба родителя, приходится прилетать в день около 300 раз. Птенцы у них гнездовые, через 17 дней выходят из гнезда и прыгают по веткам. За это время они уничтожают саранчу, гусениц, улиток.
Учитель литературы: Прослушайте миниатюру «Старый скворец» и подумайте, какие художественные средства использовал Пришвин.
«Старый скворец»
Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню прилетает в хорошее росистое утро старый скворец и поёт.
Вот странно, казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела, детёныши выросли и улетели. Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт? Удивляюсь скворцу, и под песню его косноязычную и смешную сам в какой-то неясной надежде, ни для чего, иногда тоже кое-что сочиняю.
- Назовите эпитеты, риторический вопрос; каков смысл этого произведения?
Ученик 3: Прилетевшим скворцам погода не помеха, они весело поют и не теряют хорошее расположение духа. Пение у скворца неважное, ноты хриплые, но вот способность к подражанию уникальная, их называют пересмешниками. Вот один из случаев: «Болея однажды горлом, я начал звать своих садовников свистом. Случалось несколько раз, что люди поспешно прибегали ко мне, когда я их не звал; оказалось, гнездившийся поблизости скворец перенял мой свист и подшучивал надо мной». Или ещё пример: скворец сбил с толку людей, дезориентируя их во времени, он вырос в скворечнике возле репродуктора и очень хорошо выучил позывные московского радио: «Широка страна моя родная». И вдруг запел эту мелодию, и люди, конечно, всё перепутали.
Ученик 4: Врагами скворцов являются соколы, ястребы, иногда белки и куницы. Хоть эта птица миловидная, но мясо её невкусное, малосъедобное. Люди держат скворцов в клетках редко, хотя они умны, понятливы, веселы, умеют насвистывать песни. В неволе могут прожить 50 лет.
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории.
Ты - наш первый весенний певец
Из берёзовой консерватории.
Глубокой осенью мы с ними прощаемся, они улетают в южную Европу.
Учитель биологии: Вы познакомились с особенностью строения скворца и его образом жизни, заполните графу таблицы «Скворец».
Слово предоставляется «Ласточкам».
Ученик 1: Ласточка – всеми любимая и почитаемая птица. Люди верят, что она поможет нам перенести трудные времена и подарит надежду на грядущее возрождение. В пределах нашей страны обитает 6 видов ласточек. Один из наиболее обычных видов, гнездящихся в деревнях и по окраинам городов – деревенская ласточка – касатка. У неё длинные косицы, которые образуют крайний перья хвоста, а на горле яркое красное пятно. Прилетают они в апреле – мае, их гнездо напоминает чашу. Они лепят его из глины с примесью сухой травы под крышами, карнизами зданий. В кладке 2-6 белых яиц с красными крапинками. Выкармливают птенцов оба родителя. В августе – сентябре улетают к месту зимовки в Африку, Юго-Восточную Азию.
Ученик 2: Есть ещё другой вид ласточек – воронок, который гнездится колониями на обрывистом берегу, а гнездо является норой, которую сами роют. Похожи касатки и воронки короткими ногами, широким клювом. Они все начинают полёт с высокого предмета (падая), неуклюже ходят, добывают корм в воздухе.
Учитель литературы: Обратите внимание на такой приём речи, как лаконизм. Это характерно каждой миниатюре Пришвина.
«Ласточка»
Паводок почти как весной, все лавы снесены давно, и некоторые береговые кусты корзиночной ивы стали островами. На одном таком островке ласточка усадила своих питомцев, чтобы никто не мешал их кормить. И люди вокруг стояли, маленькие и большие.
Маленькие тужили, что никак их не достанешь, а старшие дивились уму ласточки: нашла же место – все видят, а тронуть не могут.
- Учитесь, ребята, у Пришвина лаконичной речи.
Учитель биологии: Заполните графу в таблице «Ласточка».
Вы, наверное, помните, что ласточка весну начинает, а соловей кончает. Слово предоставляется «Соловьям».
Ученик 1:
Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где он был зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит,
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.
Ты издали дробь соловья улови –
И долго не сможешь уснуть,
Как будто счастливой тревогой любви
Опять переполнена грудь.
Тихим вечером вдруг засвистел кто-то в кустах – приятно так, сочно. Сначала тихо, потом погромче, потом разошёлся, да как засвищет, защёлкает, как пойдёт сыпать дробным грохотом! Тут уже стало ясно, что это соловей.
Учитель литературы: В основе арабески может лежать и совсем незначительное событие.
«Соловей на калитке»
Майские холода продолжаются ночью, но при ветре с утренними лучами начинается такое торжество в природе, что таких дней, пожалуй, никогда не забыть. Один соловей до того разохотился, что сел на калитку и пробовал даже запеть.
- О чём это произведение, нарисуйте устную иллюстрацию.
Ученик 2: Нет такого человека, который бы не слышал бы о знаменитом певце – соловье, очень многие слышали его знаменитое пение. А видели эту птичку, наверное, далеко не все. Благодаря стихам, песням, легендам, мы представляем что-то необыкновенное, однако соловей – птичка невзрачная: коричнево-буро-сероватая, с большими тёмными глазками и длинными тонкими ногами. Длина тела 16-19 см, вес 25 граммов, клюв небольшой. Поёт соловей, сидя на веточке, невысоко над землёй, сгорбившись и опустив крылья. Молодые соловьи учатся искусству пения у старших, новое поколение поёт хуже, потому что птицеловы вылавливают хороших певцов. Лучшими считаются курские соловьи. Они могут исполнять до 40 мотивов. Прилетают к нам в конце апреля, начале мая. По народной примете, соловей начинает петь, когда напьётся из берёзового листочка, поёт полтора месяца.
Ученик 3: Гнездится соловей в густых или сырых зарослях ив, ольхи, в людных рощах и парках. Гнездо обычно строит на земле, между корнями, в кладке 4-5 яиц, насиживает самка 14 дней. В гнезде птенцы бывают 2 недели, они бывают голенастые, прожорливые, и родители только и успевают носить им еду. Еда – вредители леса, мухи составляют 35% корма. Бабочек соловьи не ловят. Основная пища – гусеницы, клопы, пилильщики и мухи. Птенцы, ещё не умеющие летать, ловко шныряют по траве, затаиваясь при малейшей опасности. И всё-таки любой человек, слыша пение соловья, всегда изумляется разнообразию, полноте и силе звуков. И кажется чудом, что маленькая и невзрачная птичка так прекрасно поёт. С наступлением осени соловьи улетают в тропическую часть Африки. Счастливого им пути, а новой весной мы встретим их опять.
Учитель биологии: Заполните графу в таблице о соловьях. Следующий представитель отряда воробьиных – голубь.
Ученик 1:
Валентин Берестов
Дикий голубь
Близкою порою нас не тронет,
А чужое кажется родным.
Не поймёшь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыки и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвётся голос страсти человечьей
Из груди другого существа.
Вот и сам певец. Степенный, кроткий.
Кроток, кроток, а не приручён.
Ходит он пружинистой походкой
В сложенные крылья облачён.
Лучшая одежда – это крылья.
Хороша, прочна, легка,
Не боится ни дождя, ни пыли
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд.
Ученик 2: Почти в каждом дворе вы видели эту птицу. Вы легко узнаете её по белой пояснице и двумя тёмными полосами, идущими поперёк крыльев. Телосложение плотное, голова небольшая, шея короткая, крылья длинные, ноги короткие и четырёхпалые с небольшими когтями. Клюв небольшой, прямой и слабый. Голубь – общественная птица, гнездится колониями, за едой, водой летает стаями. К людям доверчив, разгуливает по дворам, улицам. Пищу собирает на земле, хорошо ходит, летает легко и быстро. Голуби образуют прочные пары. Гнездо устраивают в постройках, оно непрочное. Весеннее воркование и спаривание начинается в феврале, самец ухаживает за самкой. Оперение у самца красивее. В кладке 2 яйца, они белые. Насиживают оба родителя 17 дней. Птенцы гнездовые, голые и беспомощные. Родители выкармливают содержимым зоба – кашеобразным выделением стенок, называемым голубиным молочком. В 25 дней отроду птенцы начинают летать.
Ученик 3: Голуби-родители приступают ко второй кладке. Ещё вылупляются птенцы. Проходит 30 дней, и опять кладка. Таким образом голуби выводят птенцов трижды за сезон. Собираются в стайки и отправляются в поисках пищи. Питаются голуби обычно семенами растений, подбирают плоды. Им обязательно нужна вода. Живут недалеко от человека и пользуются его отходами. В странах Востока голубь – священная птица. А ещё голубь – символ мира. Голубя используют в спортивной охоте, у него вкусное мясо. Выведено много сортов декоративных голубей. Кроме того, голубя используют в лабораторных целях. Всего насчитывают 400 видов. Удивительно, что голуби умеют плавать и даже нырять.
Учитель литературы: О голубях писали многие авторы. Например, И. С. Тургенев. В его миниатюре о голубях много сравнений, найдите их.
«Голуби»
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела слепая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю…назревала гроза великая…там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона…
Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи…
И вот по одноцветной синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел всё прямо, прямо…и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!
Я едва домой добежал…всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень…
Но под навесом крыши…рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.
Нахохлились оба – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…Хоть я и один…один, как всегда.
- Итак, какие сравнения вам встретились в произведении Тургенева?
Учитель биологии: Заполняем нашу таблицу о голубях и предоставляем слово «Сорокам».
Ученик 1: Сорока охотно селится по соседству с человеком, там, где её не трогают. Она становится необыкновенно доверчивой и даже назойливой. Это осёдлая птица, мы её часто встречаем в окрестностях водной станции, садах и парках. Её чувства остры, она чётко определяет опасных и неопасных людей. У неё белая окраска, длинный ступенчатый хвост, короткие и широкие крылья. Оперение головы, шеи и спины чёрное, с металлическим блеском, брюхо, плечи и пятна на крыльях белые. Масса 160-260 граммов. Охотятся сороки сообща. Весной она вредитель – безжалостно разоряет гнёзда и может опустошить самый населённый сад, даже ловит старых птах, захватывая их врасплох.
Учитель литературы: Большой выразительности языка служат разные синтаксические конструкции. Какие синтаксические конструкции использовал Пришвин в следующей миниатюре?
«Птичий закон»
В нашей старой липе поселились скворцы, а пониже в маленькую дырочку юркнула птичка - зарянка, а ещё пониже в следующей дырочке поселился поползень и стал бегать по дереву, как мышонок, не стесняясь, если приходится бегать и вниз головой. Сегодня я видел, как сорока тоже, вроде поползня, бежала вверх по дереву и ткнула нос в гнездо поползня, потом в гнездо зарянки. Наверно, я думаю, она добиралась до яиц, но ни у поползня, ни у зарянки ей ничего не удалось. А когда ткнулась к скворцам, то они как вылетят, как возьмутся тузить сороку – воровку! Пух летел из сороки в разные стороны, и долго они, угоняя, провожали её…а по пути, наверно по сочувствию, по особым птичьим законам защиты материнства, присоединилось множество раздражённых матерей и отцов.
- Какое отличительное качество сороки описал автор? Чем удивляют нас эти птицы? Какие синтаксические конструкции использовал писатель?
Ученик 2: Гнездо сорока устраивает на вершинах больших деревьев, строит его из жёстких ветвей, колючек, глины и листьев. Гнездо это имеет форму шара, вход расположен сбоку. Бывают случаи, когда сорока строит несколько гнёзд, из которых одно главное, в нём она насиживает яйца. В гнезде 7-8 яиц, усеянных бурыми пятнышками по зелёному полю. Насиживает самка 17-20 дней. Птенцов выкармливают оба родителя очень заботливо, приносят корм 7 раз в час. Привязанность родителей к птенцам чрезвычайно велика. И бывали случаи, когда сороки продолжали насиживать с дробью в теле. Птенцы бывают в гнезде 4 недели. Если сороку взять молодой из гнезда, она становится ручной – она может улететь, потом вернуться, научиться разным фокусам, насвистывать песни и даже выговаривать слова.
Ученик 3: Летом сороки приносят большую пользу, они всеядны. Основной пищей являются насекомые – хрущи, долгоносики, саранча, клопы-пилильщики, гусеницы бабочек и даже колорадские жуки. Кроме этого, зимой сорока клювом выбирает в подстилке гусениц.
Учитель биологии: Про сороку люди издавна говорили, что она пустомеля и сплетница, приносящая самые невероятные известия на своём хвосте, что она воровка, любит блестящие вещи. Но она и защитница. Как только появится человек или собака, сорока затрещит, застрекочет, и остальным птицам становится понятно, что надо прятаться. Я считаю, что длиннохвостых стрекотух обязательно надо охранять. А теперь обращаемся к таблице и заполняем графу «Сорока».
Рассмотрим теперь последнего на сегодня представителя – ворону, которая относится к группе птиц культурных ландшафтов.
Ученик 1: У нас мы можем встретить чёрных и серых ворон. Это крупные, плотно сложенные птицы с большим и толстым клювом, оперение у них густое, вес 460-690 граммов. Чёрная ворона с фиолетовым отливом, а у серой – голова, крылья и хвост чёрные, а тело имеет светлое оперение. Серая ворона встречается чаще. Это осёдлые птицы, реже кочующие, живущие попарно. Но можно видеть их собранных в большие сообщества. Рощи, поля – любимейшие их убежища. Живут вороны в близком соседстве с человеком, это очень общительные птицы, богато одарены, у них хорошо развиты зрение, слух и обоняние. А по умственным способностям вороны немногим уступают большому ворону.
Учитель литературы: Нам осталось только выяснить, какова идея миниатюр Пришвина о птицах. Чему учит нас писатель? Что он хочет дать нам понять?
«Умная ворона»
Под горой на берегу реки Москвы было много ворон, и когда я им с горы показался, все шарахнулись, и только одна ворона взяла себя в руки и, отлетев чуть-чуть, присела в полной готовности в случае чего улететь, куда все улетели. В таком положении на низких ногах своих она оставалась, непрерывно то поглядывая на меня, то на оставленное воронами какое-то лакомство.
Очевидно, это была самая умная ворона, и ей хотелось сыграть на общей шарашке: все улетят – и ей всё достанется.
Конечно, я сделал вид, что иду по своей надобности и на неё не обращаю внимания. И так она удержалась, а я прошёл. И всё, что там лежало на берегу, досталось умной вороне.
Так не у одних ворон бывает шарашка, а тоже и у нас, у людей, постоянно: «Пожар!» крикнут – и все бежать в один ход – сколько подавят! А умный удержится. «Лучше, - думает, - сгорю, чем задавят». Глядишь – и уцелел, и никакого пожара не было.
- Какие это чудесные существа – птицы! Как они похожи на людей! Так чему учат нас произведения Пришвина о птицах?
Ученик 2: Если бы не было ворон, то позвоночные насекомые в неслыханной степени увеличились. Но вороны могут грабить гнёзда, бесчинствовать в садах, чем приносят чувствительный вред, например зреющему ячменю. Правда, это капля по сравнению с приносимой пользой.
Повседневная жизнь ворон приблизительно такова: они начинают летать ещё до рассвета и собираются на каком-либо здании или дереве большими группами. До полудня заняты разыскиванием пищи: ходят по полям, караулят мышиные норы, высматривают птичьи гнёзда, шарят по садам. Они отгоняют хищных птиц, и вред хищников снижается. В полдень слетаются, чтобы подремать, а потом вторично отправляются на охоту. Перед тем как расположиться на ночлег, собираются в большом количестве, по-видимому, с целью обменяться впечатлениями дня.
Ученик 3: В конце марта вороны строят гнёзда из хвороста и травы на высоте 3 метров и выше. Гнездо выстилают сухими стеблями и листьями, войлоком или тряпками. По размеру гнездо крупное – в диаметре 66 см. в кладке 3-5 яиц зеленоватого с крапинками цвета. И начинается высиживание, которое длится 21 день. Самец кормит самку, затем оба ухаживают за птенцами: кормят и защищают от опасности. Врагами птенцов вороны являются лисицы, куницы, ястребы, филины и паразиты, поселившиеся в их оперении. Много ворон погибает от рассыпанных на земле, отравленных зёрен, которыми люди травят мышей. И поэтому на полях можно видеть сотни мёртвых птиц. В сентябре вороны перекочёвывают к югу. Они очень хорошо живут в неволе: приручаются к человеку, учатся говорить, но при этом они неопрятны и распространяют нехороший запах. На свободе могут ущипнуть, воруют и прячут краденое.
Учитель биологии: Заполните последнюю графу в таблице и подготовьте к сдаче.
А теперь делаем общий вывод по уроку. Записываем в тетради.
Отряд воробьиных – самый многочисленный класс – 5 тысяч видов.
Особые признаки:
по размеру в основном мелкие;
окраска обычно скромная;
живут парами на определённых участках, некоторые гнездятся колониями;
на период размножения вьют гнёзда;
насиживает чаще самка, выкармливают, защищают и оберегают оба родителя;
детёныши птенцовые;
растут быстро;
многие поют в период размножения;
половая зрелость наступает в 1 год;
по способу питания подразделяются на насекомоядных, зерновых и всеядных;
приносят пользу и незначительный вред;
имеют эстетическое значение.
Многие меры охраны птиц могут осуществлять только специалисты. Но есть много дел, посильных каждому из нас. Птицы отзывчивы на всякую помощь. Подкормите их в суровую зимнюю пору, сохраните дуплистое дерево, развесьте скворечники. И запомните главное: даже если вы не можете помочь, в ваших силах не мешать. А это не так мало! Очень важно, чтобы птицы – эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, - жили счастливо на нашей Земле. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. Берегите птиц!
Учитель литературы: Дома вам надо будет написать собственные миниатюры о тех птицах, о которых мы сегодня говорили. Не забудьте, чему мы научились у М. Пришвина. Вспомните всё, на чём акцентировалось ваше внимание на уроке: тематику, идейное содержание, художественные средства. А вообще самое главное, чтобы вы поняли, как важно беречь птиц, как много они для нас значат.
Ученик 4:
К. Кулиев
Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора,
Оно высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на Земле живёт без дома.
Приложение
Особенности строения птиц культурных ландшафтов
Название | Оперение | Клюв | Ноги | Корм | Кладка | Гнездо | Удивительные способности |
Грач | | | | | | | |
Скворец | | | | | | | |
Ласточка | | | | | | | |
Соловей | | | | | | | |
Голубь | | | | | | | |
Сорока | | | | | | | |
Ворона | | | | | | | |