СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы «Нам бы про душу не забыть... » Рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый русский из всех современных писателей Василий  Макарович Шукшин. Его книги стали “историей души” русского человека. Данный урок формирует систему нравственных ценностей учащихся благодаря УУД.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Нам бы про душу не забыть... » Рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик».»


Урок литературы 7 класс. Раздел «Я и другие».

Тема: « Нам бы про душу не забыть... » Рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик».

Цель: «Развивать то, что есть в душе» (В. Непомнящий): формировать систему нравственных ценностей.

Задачи:

1. Объяснить /осознать/, как решаются в повести вопросы о смысле жизни, о вечном и преходящем.

2. Развитие умений анализировать литературное произведение, выделять и сопоставлять позиции героев.

3. Развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.

4. Воспитание чувства ответственности за свои поступки перед людьми.

Эпиграф урока: « Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди...». В.М.Шукшин

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

  • презентация Microsoft Office PowerPoint
















Этап урока


Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды



Деятельность педагога

Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции

I. Введение в тему. 1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.















II.Работа с текстом

до чтения






III.Работа с текстом

после чтения
































































































































IV. Обоснование решения.




















V. Осмысление темы урока.



















VI. Рефлексия.

Введение в систему знаний




На этом этапе учитель сам формулирует тему урока, ставит перед обучающимися ряд вопросов, используя

проблемный метод – подводящий к теме диалог, который способствует

развитию логического мышления, речи. Создание проблемной ситуации.

В ходе урока  эпизодически  представляю информацию  на  слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению  учебного  материала  учащимися. Сотрудничество с  компьютером делает  учебный  предмет более доступной для понимания, повышает интерес учащихся к предмету и эффективность учебного процесса

Побуждающий к знанию диалог.

Призыв к мысли-тельной деятельности.

Выдвижение гипотез.




Проверка гипотезы с помощью аргументов

























































































































































Возвращение к теме

урока, эпиграфу урока.
















Постановка темы урока учителем.

Самый русский из всех современных писателей Василий Макарович Шукшин. Его книги стали “историей души” русского человека. Слайд

Вопросы к классу.

Какого человека мы называем нравственным? Какой смысл вы вкладываете в понятие нравственность? Над этим, на мой взгляд, непростым вопросом вы должны были поразмышлять дома и написать рассуждения на эту тему.

Послушайте только несколько высказываний из ваших работ. Вы пишете….



Легко ли быть нравственным человеком?

Действительно, нужно ли в наши дни говорить о нравственности?









Слайд

Подберите синонимы к слову «крепкий». Как вы понимаете выражение «крепкий мужик»? Посмотрите на слайд, все ли из представленных определений–синонимов вами были названы? Нет.

- Какие мысли, чувства, ассоциации возникли у вас до прочтения рассказа?

(крепкий духом, непобедимый, которого ничто не сломает, примерно стоящий мужчина, с мужским характером)


1. Расскажите, что за человек был Николай Шурыгин?

- Подчеркните слова, наиболее точно характеризующие Шурыгина.

Хозяйственный, невежественный, равнодушный, злой, ограниченный,

упрямый, беспринципный, жестокий, безнравственный, настойчивый, грубый,

целеустремленный.

- Вставьте в высказывания Шурыгина о сносе церкви пропущенные слова.

1) Видели, как мы церкву _____________?

2) ____________________ здорово!

3) А тут - вся _______________________ .

4) Все, ____________________________ .

5) Вырастут, будут помнить: при нас церковь_____________________________ .

- Найдите слова, которые не принадлежат Шурыгину. Объясните свой выбор.

1) А то стояла – никто не замечал…

2) Стояла – никому дела не было, а теперь хай подняли.

3) Гляди-ко, тогда устояла матушка….

4) И нечего ей стоять, глаза мозолить.

- Сделайте вывод о том, как речь характеризует Шурыгина.

(Судя по манере поведения и речи, о Шурыгине, во-первых, можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчеркивает, что без нецензурной ругани и крика у него не обходится ни одно дело. Во-вторых, он любит выпить, и водка для него и опора, и утешение, и времяпрепровождение (на рыбалке, например, без нее не обойтись), и плата за труд («... трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата...»). Ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти (Шурыгин все-таки бригадир), он в критический момент может быть страшен.)

2. Как объясняет Шурыгин свое желание сломать церковь? Чем она ему помешала? Что говорит о нем его намерение построить из церковных кирпичей свинарник (именно свинарник, не клуб, которого в деревне нет, не жилой дом)?

(Шукшин пишет, что первоначальное желание Шурыгина было сломать церковь, что само по себе кощунственно и построить свинарник из ее кирпичей, что кощунственно вдвойне. Автор подчеркивает, что для Шурыгина нет никаких нравственных норм и правил, ничего святого.)

3. Проследите, как ведет себя Шурыгин во время сноса церкви? Объясните причину такого поведения. Как изменились замыслы Шурыгина в процессе его деятельности?

(Ужасно то, что Шурыгин вдруг ощутил себя «важным деятелем с неограниченными полномочиями»: он оказался в центре внимания. Войдя в эту роль, охваченный порывом неукротимой деятельности, он впадает в ярость, когда встречает какое бы то ни было сопротивление своим намерениям, трясется, белеет, обзывает кладовщика «пьяной харей», хотя сам «выпивать горазд», кричит и ему, и собственной жене: «Вон отсудова!», оскорбляет учителя и в конце концов сносит церковь. «Важный деятель», естественно, уже старается не ради свинарника - он думает о той памяти, которую оставит в веках. Он нисколько не сомневается в величии своего поступка: «Проходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился, долго смотрел на ребятишек, копавшихся в кирпичах. Смотрел и успокаивался. «Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест своротил. А тут - вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и ...».0


- Примеров подобного достаточно в нашей истории. Вспомнить можно разрушение храма Христа Спасителя в Москве. Храм был построен на народные деньги, собранные по всей России, и разрушен в советское время – и разрушение это оказалось заснятым на кинопленку – день за днем, шаг за шагом. Гордились что ли? Послушайте воспоминания оператора В.Микоши о том, как это происходило. (Слайд)

Комментарий о нашем соборе Благовещения Пресвятой Богородицы, его история.

4. Как вы думаете, чем пугает Шукшина поступок его героя? Видит ли автор в нем определенную закономерность?

(Это вполне закономерно. Васька Духанин, чей поступок пытаются оправдать временем, передал ему эстафету неуважительного отношения к святыне, которую возвели предки на века, где крестили, венчали, отпевали поколение за поколением. Потом в церкви устроили склад. А теперь Шурыгин при одобрении председателя колхоза разрушил ее, и кто-нибудь из нынешних ребятишек в будущем продолжит его «дело», и постепенно будет порвана связь со своими корнями, будут разрушены духовные основы народа и новые поколения лишатся нравственных устоев и исторического наследия. Именно этого и боялся писатель, создавая свой рассказ. Именно эту «правду» он хотел донести до читателя. Не должно быть у народа традиций, связанных с разрушением святынь.)

5. Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным.

Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви. Слайд

Хрустнуло одно бревно, трос,  врезавшись  в  угол,  запел  балалаечной  струной.

Странно, что все это было хорошо слышно  -  ревели  же  три  трактора, напрягая  свои  железные   силы.   Дрогнул   верх   церкви...   Стена, противоположная той, на какую сваливали,  вдруг  разодралась  по  всей ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви маковкой поклонился,  поклонился  и  ухнул вниз... Церковь  лежала бесформенной грудой, прахом.

-Какие ассоциации возникают  у вас при чтении отрывка?

(Образы,  созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью.)

-Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей?

(Шукшин, используя прием олицетворения, "оживляет", "одушевляет" старое здание и передает ощущение невыразимой боли, жалости к церкви).

- Как же относится к происходящему народ, в том числе мать и жена Николая?

(Все порицали Николая. Ему пытались возражать, когда церковь ломали; от него все отвернулись, когда она была разрушена. Он для них отныне «идиот», «идол», «харя необразованная», черт ему теперь дружок. Но при этом под стену церкви, как учитель, в решающий момент не встал никто. Да, Шурыгин совершил святотатство, и, хотя молиться в церковь никто не ходил, все отлично понимают, что было совершено на их глазах. Но и вина односельчан тут есть немалая: они испугались и не смогли противостоять хамству и варварству, не сумели даже защитить учителя. «Но все не двигались с места, - пишет Шукшин. – Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали». Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивления одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ молчит. Шукшин знает и слабые, и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.)

- Чем же все-таки была церковь для односельчан Шурыгина?

- Можно ли сказать, что он, разрушив церковь, предал свою «малую родину»?

(Церковь символизировала «малую родину» для односельчан Николая. «И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала ее вокруг себя, далеко выставляла напоказ». «Сейчас взревут тракторы и произойдет небывалое в деревне -упадет церковь. Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее...». «- Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идешь, ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла...».

Предал ли Николай свою «малую родину»? По всей видимости, нет, потому что и понятия такого не знал, не задумывался над ним; не было в нем любви к своим корням, чувства связи с родным краем. Иначе не уничтожил бы он церкви. О предательстве можно было бы говорить, если бы Николай разрушил ее кому-то в угоду, вопреки своим желаниям и убеждениям. Он же действовал по собственной инициативе и был очень доволен результатом, о котором доложил председателю: «Да церква-то! Все, мол, угорела! Ага. Все в порядке. Учитель тут пошумел малость... Но! Учитель, а хуже старухи. Да нет, все в порядке. Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так: по три, по четыре кирпича - кусками. Не знаю, как их потом долбать... Попробовал ломиком - крепкая, зараза. Действительно, литье! Но! Будь здоров! Ничего...».)

6. Сумел ли воспользоваться Николай плодами своего труда?

К какой мысли подводит нас автор?

(Николай понимает, что никакого кирпича из разрушенной церкви он не добудет. Разбить куски кладки невозможно, да и никто в деревне не притронется к кирпичам. Тогда он со злобой принимает решение: «Ну и хрен с ними! Сгребу бульдозером в кучу, и пусть крапивой зарастает». Автор подводит нас к мысли, что совершенное Николаем деяние не только безнравственно - оно лишено абсолютно всякого смысла, это настоящее варварство (учитель в рассказе так и назвал Николая: «Варвар»). То, что было создано предками, что с семнадцатого века украшало сельцо, теперь превратилось в груду бесполезных обломков и скоро зарастет сорной травой.)

(То, что совершил Шурыгин, не только безнравственно, лишено всякого смысла, это настоящее варварство (учитель в рассказе так и назвал его «Варвар»). То, что было создано предками, что с 17 века украшало сельцо, теперь превратилось в груду камней и скоро зарастет сорной травой).


- Как вы понимаете название после прочтения? Слайд

Крепкий = стойкий = крутой. (Ирония в названии).

(Николай в конце рассказа под градом упреков, насмешек, проклятий начинает понимать, что он совершил что-то не то, что теперь односельчане отвернутся от него. На душе у него становится скверно, недаром он все время пьет водку, стараясь, видимо, найти в ней поддержку и утешение. Но, вопреки всему, «крепкий мужик» не сдается, каяться
он не хочет, даже вид поверженной церкви не будит в его душе укоров совести. Шурыгин хочет по-прежнему себя уважать, хочет всем показать, что «у него - от всех этих проклятий - прекрасное настроение». Поэтому он и поет во все горло свою бессмысленную песню, поэтому он и заводит назло всем посреди ночи мотоцикл. Едет он в райцентр излить душу председателю за неизменной бутылкой, посмеяться над односельчанами.)

- Немного истории…

В 356 году до н. эры в Древней Греции Герострат, грек из Малой Азии, разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославиться и остаться в истории. Действительно, история сохранила его имя. Слайд

- Какую связь вы видите между этим эпизодом в истории из древней истории и сюжетом рассказа «Крепкий мужик»?

(Писатель подчеркивает, что данный сюжет, к сожалению, бессмертен. Величественные или мелкие, пошлые, но люди, подобные Герострату, существовали и существуют. Вечное и прекрасное не имеет для, них цены и нужно им лишь как средство добыть себе бессмертие через разрушение.)


- Что значит прожить достойно? Кто перед вами? Можно ли сказать, что этот человек живёт достойно? (М.Шукшина-дочь писателя, помогает соединиться потерянным душам, т.е. занимается деятельностью, которая приносит пользу обществу.) Среди ваших родных, близких, друзей есть такие, которые приносят пользу? Приведите примеры.

На предыдущем уроке мы с вами знакомились с дневниковой записью Алексея, где он рассуждал о правильном выборе жизненного пути: «…Прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…»

- Важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание (процесс создания чего-либо) или разрушение? Созидание-деятельность, которая приносит общественную пользу.



Что же такое ответственность перед людьми и зачем она?

(Ответственность перед людьми за свои поступки – и есть нравственность. Основными свойствами человеческой души является нравственность: совестливость, любовь к человеку, согласие с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.)

- Выскажите, чему научились за урок, что почувствовали, что нового узнали.


Я узнал ____________

Я понял ____________

Я научился _________

Я чувствую ___________

Работа с понятием

Как понимают и принимают обозначенную тему.



Домашнее сочинение – рассуждение

«Нравственный человек для меня…»













Предугадывают содержание по названию, по фамилии автора.



Выполняют задания II. 3,4,5,6, (с.41) в «Тетради по литературе»

Выписки из текста цитат.



















Краткий выборочный пересказ.

Высказывают собственное мнение.


Выполняют задания

II. 2 (с.40-41) в «Тетради по литературе».

Заполнение таблицы












Подготовленный ученик рассказывает.





Подготовленный ученик рассказывает.











Отрывок с курсивом на экране читает ученик.














Высказывают своё мнение, подводя итог прочитанному.











































































Обращение к дневни-ковой записи Алексея от 22 декабря (стр. 132 учебника).

Выстраивают систему взаимоотношений в обществе.

Подводят итог урока.

Размышления над поступком главного героя и темой урока.









Пишут или рассуждают во время урока о том, насколько смогли разобраться в поставленной проблеме. Какое впечатление оставила беседа.





Приложение 1

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

________________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

________________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

______________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

________________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!





Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

________________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

________________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

______________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!

________________________________________

Выскажите своё мнение об уроке.

Я узнал ________________________________

Я понял ________________________________

Я научился _____________________________

Я чувствую _____________________________

Спасибо!





Приложение 2

Работа в тетрадях по литературе.

1. Подчеркните слова, наиболее точно характеризующие Шурыгина.

ТР, стр.41, задание 3.

2. Вставь в высказывания Шурыгина о сносе церкви пропущенные слова.

ТР, стр.41, задание 4.

Смотри учебник на стр.124(ближе к концу текста на странице)-125(от начала и до середины).

3. Найдите слова, которые не принадлежат Шурыгину. Объяснить выбор.

ТР, стр.41, задание 5.

Смотри учебник на стр.125(с середины страницы) -126(начало страницы).

4. Проследите, как ведёт себя Шурыгин до сноса церкви, во время сноса и после сноса.

ТР, стр.40-41, задание 2.

Смотри учебник на стр.122, стр.123, стр.125-126.


Работа в тетрадях по литературе.

1. Подчеркните слова, наиболее точно характеризующие Шурыгина.

ТР, стр.41, задание 3.

2. Вставь в высказывания Шурыгина о сносе церкви пропущенные слова.

ТР, стр.41, задание 4.

Смотри учебник на стр.124(ближе к концу текста на странице)-125(от начала и до середины).

3. Найдите слова, которые не принадлежат Шурыгину. Объяснить выбор.

ТР, стр.41, задание 5.

Смотри учебник на стр.125(с середины страницы) -126(начало страницы).

4. Проследите, как ведёт себя Шурыгин до сноса церкви, во время сноса и после сноса.

ТР, стр.40-41, задание 2.

Смотри учебник на стр.122, стр.123, стр.125-126.


Работа в тетрадях по литературе.

1. Подчеркните слова, наиболее точно характеризующие Шурыгина.

ТР, стр.41, задание 3.

2. Вставь в высказывания Шурыгина о сносе церкви пропущенные слова.

ТР, стр.41, задание 4.

Смотри учебник на стр.124(ближе к концу текста на странице)-125(от начала и до середины).

3. Найдите слова, которые не принадлежат Шурыгину. Объяснить выбор.

ТР, стр.41, задание 5.

Смотри учебник на стр.125(с середины страницы) -126(начало страницы).

4. Проследите, как ведёт себя Шурыгин до сноса церкви, во время сноса и после сноса.

ТР, стр.40-41, задание 2.

Смотри учебник на стр.122, стр.123, стр.125-126.

Приложение 3

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы –

Амурская область, город Благовещенск, пер.Рёлочный.

Первый собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был заложен 9 мая 1858 года архиепископом Иннокентием (Вениаминовым), и именно посвящению этого храма Благовещенск обязан своим названием. В 1926 году храм сгорел.

В 1947 году упоминается о создании в Благовещенске прихода Благовещения Пресвятой Богородицы, ставшего в 1993 году кафедральным собором воссозданной Благовещенской епархии. В 2003 году на базе этого прихода был основан мужской Гаврииловский монастырь.

Строительство современного кафедрального собора началось 15 февраля 1997 года с освящения места и установки креста. Но в1998 году в связи с общими для всей страны экономическими трудностями, которые отразились и на финансировании строительства храма, встал вопрос о консервации стройки, но всенародная поддержка позволила продолжить работу.

7 января 2000 года в еще недостроенном соборе была совершена первая Божественная литургия. Летом того же года храм украсился всеми своими куполами, и собор приобрел свой законченный вид, сразу став одной из главных достопримечательностей города Благовещенска и всего Приамурья в целом.

Внутренняя отделка храма была завершена в конце 2002 года.

5 января 2003 года архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом (Стеблюченко) был освящен иконостас, и с этого дня в храме стали совершаться богослужения по праздничным и воскресным дням. 8 июня 2003 года было совершено освящение собора.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!