СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по повести Т. Крюковой "Костяника" в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по повести Т. Крюковой Костяника

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести Т. Крюковой "Костяника" в 8 классе»

ТЕМА: «ДОБРО ТВОРИТЕ - ЧУДО ИЗ ЧУДЕС…» (по повести Т. Ш. Крюковой «Костя+Ника»)

Цели:

1) образовательная - определить идею произведения;

2) развивающая - развивать письменную и устную речь, учить анализировать текст, сравнивать героев произведения, давать им характеристику,

3 ) воспитательная – привлечь внимание обучающихся к проблемам инвалидов, людей с ОВЗ, воспитывать чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование:

1) отрывки из повести Т. Крюковой «Костя+Ника»,

2) мультимедийная презентация,

3) фрагмент кинофильма режиссера Дмитрия Федорова «Костяника. Время лета» (2006 год),

4) слова и музыка Татьяны Мухаметшиной «Песня о доброте»

Эпиграф к уроку:

Чтобы помочь другому человеку,
необязательно быть сильным и богатым,
достаточно быть добрым.
Монах Симеон Афонский

Структура урока

1. Организация часть.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

Сейчас мы послушаем отрывок из песни и попытаемся определить тему нашего урока и его цели.

(Звучит «Песня о доброте» Татьяны Мухаметшиной)

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. 

Припев:

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра! 

3. Объявление темы урока, его содержания, постановка цели (слайд 1)

Сегодня мы будем анализировать повесть Тамары Шамильевны Крюковой «Костя+Ника», характеризовать героев этого произведения, говорить об их поступках, о доброте, равнодушии и жестокости. Тема урока – «Добро творите – чудо из чудес…». Эпиграфом к нему будут служить слова монаха Симеона Афонского: «Чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным и богатым, достаточно быть добрым».

4. Вступительное слово о писателе (слайды 2, 3, 4)

Тамара Шамильевна Крюкова - автор произведений для детей, подростков и юношества. Ее книги переведены на многие языки мира. Т. Крюкова много раз становилась лауреатом различных литературных конкурсов, лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования за работу над комплектом учебников «Русский язык», который получил статус федерального. По её произведениям сняли два художественных фильма: кинокомедию «Потапов, к доске!» и фильм «Костяника. Время лета», который завоевал многочисленные награды.

5. Лексическая работа

-Что такое доброта? (слайд 5)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим («Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов).

-Какие ассоциации у вас возникают у вас, когда видите эти 2 фотографии? Какое название можно им дать?

1. Кто-то кому-то помогает, протягивает руку помощи – это доброта.

2. Человек закрыл глаза и уши-это равнодушие.

- Найдите синонимы и антонимы к слову «доброта» (слайд 6)

Синонимы: сострадание , сочувствие, милосердии, гуманизм, человечность;

антонимы: жестокость, бездушие, безжалостность, равнодушие, безразличие.

-Является ли слово «равнодушие» антонимом слову «доброта»? (слайд 7) Я думаю, что да, так как многие известные люди говорили о равнодушии следующее:

1. Равнодушие – это паралич души (А. П. Чехов)

2. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека ( М. Горький)

3. Равнодушие — это наивысшая жестокость (Митчелл Уилсон, американский писатель XX века)

4. Равнодушие - самая страшная болезнь души ( А. Токвиль, фр. политический деятель XIX века)

Слайды 8, 9. В Москве есть скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых»

М. М. Шемякина. В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста с завязанными глазами, а вокруг полукругом их обступают 13 фигур, символы пороков взрослых. Равнодушие возвышается над остальными фигурами и располагается в центре, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции. Все плохое в мире, все зло происходит с молчаливого согласия равнодушных людей.

5. Работа по повести «Костя+Ника» (слайды 10, 11)

-К какому жанру относится повесть? (Фэнтези, т.к. в повести есть лесная фея Ника, которая говорит, что ее зовут Земляника, Черника, Костяника)

-Назовите главных героев произведения (15-летние Костя и Никандра)

-Дайте характеристику Косте, Никандре до знакомства друг с другом по плану:

1) Семья.

2) Отношения в семье.

3) Интересы, увлечения.

4) Характер.

5) Друзья.

Слайд 12

  • Косте 15 лет. У него есть оба родителя, мама работает швеей.

  • Их небогатая семья живет в Москве, летом – на даче.

  • Костя - заботливый сын, любит своих родителей.

  • Мать работает швеёй, шьёт на заказ вещи. Отец появляется на даче только в выходные из-за работы

  • Любит читать книги жанра фэнтези, слушать рок. «Втайне Костя мечтал хоть раз в жизни стать свидетелем настоящего чуда, бывают же счастливчики, которые наблюдают аномальные явления, летающие тарелки или встречаются с инопланетянами. Почему все это выпадает не на его долю?»

  • Друзья - Степа, Миша (Миха), Анька

Слайд 13

  • Никандре 15 лет. Она инвалид (ребенок с ОВЗ) : с 6 лет не ходит, так как ноги парализованы.

  • Девушка из богатой семьи. Отец её - знаменитый художник.

  • Считает себя ненужным и нелюбимым членом семьи: отец с мачехой постоянно отправляют её в санатории, а этим летом отправили её на дачу с сиделкой Полиной.

  • Очень хочет жить "нормальной" жизнью обычного подростка.

  • Любит читать книги жанра фэнтези, играет на пианино и слушает классическую музыку..

  • Одинокая, озлобленная, обиженная на весь мир, упрямая.



Слайд 14 Послушаем композицию KostyaNika-Dozhd_pianino.mp3 и опишем состояние Ники, используя цитаты из текста. (Девочка одинока, ей плохо)

«При первой встрече с Костей Никандра-Ника с горечью сказала, что было бы лучше, если бы она не родилась. В ее голосе сквозила беспредельная обреченность, которую Костя никогда не встречал в своих сверстниках» .

«Ника со стороны наблюдала, как люди общаются, ходят друг к другу в гости, их жизни и интересы пересекаются, скрещиваются и расходятся. Взять хотя бы того парня, Костю. Наверняка он сейчас где-то с друзьями. Должно быть, им вместе интересно. Нике страстно захотелось быть одной из них, ведь у нее никогда не было друзей и она знала о дружбе только из книг. "Человек - животное общественное". Она не помнила, кто это сказал, но здесь как нигде Ника остро чувствовала, что она - вечная одиночка, как зверь в клетке зоопарка, одинокий среди толпы. И так же, как на зверя, на нее с любопытством поглядывают через рейки забора».



Слайд 15 -Что же изменилось в жизни Ники после встречи с Костей? Посмотрим кинофрагмент. («Костя и Ника вместе»).

Костя, увидев передачу о Валентине Дикуле, начал заниматься с Никой физкультурой, вселил в нее надежду, что она выздоровеет. Жизнь Ники стала другой, интересной, она нашла друга.

Слайд 16 -Дайте характеристику Косте.

Костя ответственный, заботливый, добрый. Он, мечтавший о чуде (встрече с инопланетянами), совершил ЧУДО сам: Ника научилась вновь ходить. Родион Викторович, отец Никандры, сказал: "Да, Ника, тебе повезло, у тебя есть такой друг». Итак, мы можем сказать: чтобы помочь другому человеку, необязательно быть сильным и богатым, достаточно быть добрым. Доброта и любовь совершают чудеса.

Слайд 17 -Какие герои повести равнодушны, жестоки?

Косте, сострадательному, доброму, противопоставлены (антитеза) его друзья, Степа, Миша, Анька. Сперва они считали, что Костя дружит с Никой только потому, что она из богатой семьи, а про Никандру говорили, что она «калека, убогая, припадочная». Самой же жестокой, бездушной оказалась Верка, для которой «отбить Костю у всех девчонок стало делом принципа». После ее визита Ника «не чувствовала ни боли, ни обиды - ничего, кроме пустоты, как будто ампутировали душу» и хотела вскрыть вены, но вовремя пришел из леса Костя. Многие взрослые тоже не верили в искреннюю дружбу.

Многие взрослые тоже не верили в искреннюю дружбу.

-И вообще, откуда взялся этот парень? Кто он такой? - поинтересовалась мачеха. - Просто мой друг. - Просто друзей не бывает. Если он ходит, значит, должна быть причина. - А может, он ходит из-за меня? Чтобы мне не было одиноко? - Святая наивность! Ты еще не сталкивалась с жизнью. Если люди что-то делают, то прежде всего для себя. - Вот и я говорю, с чего бы это здоровый парень сюда зачастил, если у него выгоды нет? - вставила Полина. .

Слайд 18 -Сформулируйте идею произведения

Итак, добро связано с чудом, а безразличие и жестокость с горем и со смертью.



Слайды 19, 20 «Люди с ОВЗ, люди-инвалиды». Рядом с нами живут люди с ОВЗ, инвалиды. Нам нужно помнить, что инвалиды - такие же люди, как и мы, но им нужна наша помощь, наше. Каждый год 3 декабря отмечается Международный день инвалидов.

Чтение стихотворения «Что наши беды! Рядом-инвалид…»

Что наши беды! Рядом – инвалид,
Прикованный к постели ежечасно.
И тело, и душа его болит
Неутолимо, трудно и... безгласно.

А нам о чем тужить, коль руки есть,
И голова цела, и сердцу тесно ?
И жарких сил и замыслов не счесть,
И жить на свете просто интересно?

Все жалуемся, ищем тот жилет,
В который слезы выплакать не больно.
А у соседа солнца в окнах нет:
Он – слеп. И потому стонать – довольно!

Что наши бёды! Нам ли говорить
О том, что нелегко на этом свете?
Непросто – да, но только, так и жить,
Когда в лицо – земной упрямый ветер!..


Слайд 21 Сейчас в России действует целевая федеральная программа «Доступная среда 2011-2020». Она предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью, с ОВЗ более удобными и качественными. Из бюджета выделяют деньги установление пандусов и лифтов для колясочников, запуск на улицы города транспорта, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных программ субтитрами, увеличение количества школ для совместного обучения здоровых детей и ребят-инвалидов.

Слайд 22 Подводя итоги, хочется завершить урок следующими словами:

Добро дарите - чудо из чудес…
От всей души - легко и бескорыстно. 
Пусть вырастает рукотворный лес 
Добрейших слов и благородных мыслей.

Слайд 23

Д/З 1) выучить стихотворение про доброту (не менее 3 строф), или

2) найти пословицы (афоризмы) про доброту (5) и равнодушие, жестокость (5), или

3) написать мини –сочинение «Добро- это чудо из чудес».



Слайд 24 Рефлексия.

  • Какие уроки нам преподносит данное произведение?

  • Чем для вас была интересна тема?

  • Над чем заставил задуматься урок?

  • Я не знал… Теперь я знаю…

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • У меня получилось …

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…