развивающая – способствовать развитию критического мышления; формированию коммуникативной компетентности: умения высказывать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение других.
воспитывающая – воспитывать непримиримость к человеческим порокам, чувство собственного достоинства, нравственность и чувство уважения к классической литературе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность. | Приветствие учащихся. Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехов – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. - над чем мы сегодня на уроке будем работать? - анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его. | Выводят самостоятельно цель урока. Ответы: сегодня на уроке будем работать над анализом рассказа А.П.Чехова; |
2.Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознание прочитанного. | - Какое настроение возникло после чтения? - Что нам необходимо сделать, чтобы выяснить, как автору удается передать это настроение? | Ответ: после чтения рассказа возникло настроение грусти, печали, жалости, сожаления. - необходимо найти в тексте способы создания комической ситуации. |
3.Стадия «Вызов» Цель: формирование умения аргументировать свое мнение и учитывать мнение других. | Предлагает составить «толстые и тонкие» вопросы и обсудить их. Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение? Проводит обсуждение вопросов. | Работа в парах. Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их. Примеры вопросов учащихся: «Толстые» вопросы: Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? «Тонкие» вопросы: Где встретились два приятеля? Как звали жену и сына тонкого? До какого звания дослужился толстый? Учащиеся обмениваются вопросами и отвечают на них. |
4. Стадия «Осмысление» Цель: построение и фиксация нового знания | Предлагает:1.Работа над заглавием. - Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа? Учитель на экран высвечивает через проектор определение антитезы. (Противопоставление образов, явлений, слов) - Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении? 2. Предлагает работу над содержанием произведения и составление таблицы. - Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? - Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? - Какие чувства испытывают герои при встрече? - Чем отличается речь тонкого? | 1.Учащиеся размышляют, осмысливают название рассказа, анализируют слова «толстый и тонкий» и строят свои рассуждения. Ответы: создание комической пары: использован прием антитезы. да. Учащиеся анализируют рассказ и попутно составляют таблицу. самостоятельный, богатый, довольный жизнью. бедный, не уверенный в себе человек. Навьючен – нет денег на носильщика. Удивления, радости, тонкий интересуется жизнью друга. В начале рассказа говорит на равных. (смеется: хо-хо), а конце речь его становится любезной, слащавой, угодливой (смеется:хи-хи). |
- Определите кульминацию произведения. - Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? - Почему толстый ничего не возразил и ушел? - Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? - Какова идея произведения? Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? | Момент, когда тонкий узнал, что толстый дослужился до тайного советника. Метафора Его стошнило. глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д. Идея рассказа заключается в разоблачении подхалимства угодничества, чинопочитания. Противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали. |
На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная): |
| Толстый | Тонкий |
| 1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни. Богатый 2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный. 3. Говорит мало, уверенно. | 1. «Навьючен» (обвешанный чемоданами, коробками, он жалок, бедный). 2. Неуверенный в себе, суетливый. 3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи. |
5. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | Предлагает написать мини-сочинение по вариантам: толстый/тонкий. Тема: встреча двух приятелей. Предлагает: прочитать мини-сочинения и обсудить. - как будете относиться к людям, которые любят угодничать, подхалимничать. | Учащиеся пишут мини-сочинение, затем читают и обсуждают, дают оценку своей деятельности. Ответы учащихся на вопрос учителя. |
6. Итог Цель: обобщение изученного. | Предлагает сделать вывод по теме урока: - Что в рассказе является смешным и грустным? Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения. Домашнее задание: 1.составить синквейн на толстого и тонкого. | Учащиеся выявляют смешные и грустные моменты в рассказе. Учащиеся вставляют подходящие по смыслу слова и дополняют предложение или показывают смайлы с разным выражением настроения (смешно и грустно) |