Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет? т | а | х | е | ч | о | х | в | г | о | в | о | в | и | р | а | н | р | о | г | л | а | ч | л | и | н | м | е | о | д | а | я | л | т | а | н | в | х | ч | е | х | о | и | е | а | с | м | ю | н | м | с | п | р | о | е | т | Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате? ( Чехов, Ялта, псевдоним, юмор, Сахалин, Таганрог, врач, Чехонте, Мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов). Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова? т | а | х | е | ч | о | х | в | г | о | в | о | в | и | р | а | н | р | о | г | л | а | ч | л | и | н | м | е | о | д | а | я | л | т | а | н | в | х | ч | е | х | о | и | е | а | с | м | ю | н | м | с | п | р | о | е | т | - Молодцы, вспомнили биографию писателя. Теперь давайте вспомним произведения А.П.Чехова, изученные ранее. Каковы их особенности? А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. (Обращение к эпиграфу о краткости). Их особенности: -короткое вступление; -нет подробного описания пейзажа, портрета; -яркие художественные детали; -основа рассказа – диалог. - Хотели бы вы узнать еще некоторые из них? - Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор. Тема нашего урока «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация." Какую цель мы ставим? Какие задачи? Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” будем расширять знания о творчестве А.П.Чехова, познакомимся с новым произведением, акцентируя внимание на особенностях чеховского комизма, прививать чувство юмора и его понимание. Запись в тетрадях: Комическое в искусстве - это средство раскрытия противоречий путем их сравнения с идеалами. Комическое имеет 2 основных вида. Это сатира и юмор. Сатира - злая насмешка, юмор - дружелюбный смех. Между ними целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм. Комический эффект может достигаться: 1) через использование необычного слова, художественных средств; 2) через противопоставление(контраст) понятий, предметов; 3)через создание комической ситуации с эффектом неожиданности. - Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех. Выразительное чтение рассказа учителем и учениками. Лексическая работа. Беседа: Можно ли говорить об юмористической ситуации в рассказе? На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования: 1)неожиданность;2)несоответствие;3)гипербола, литота. Эвристическая беседа -Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу, литоту. Делаем вывод: неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей(противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается. – Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. – С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу? – Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? – А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.) – Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) – Как вы понимаете это словосочетание? (лицо кривится от чего-то кислого, когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «лицо его расплылось в улыбке».
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев. (“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.) – Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор. Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. – Как обращаются друг к другу герои? ( рассматривание таблицы «Создание речевых приемов комического»). Работа в парах."Речь героев рассказа как источник юмора" Герои | Речь в начале рассказа. | Речь в конце рассказа. | | | | | | | Толстый | "Порфирий!..Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!" | "Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чем тут это чинопочитание!" | Тонкий | "Батюшки!..Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?" | "Помилуйте...Что вы-с...Милостивое внимание вашего превосходительства...вроде как бы живительной влаги..." | – Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого? – А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.). В речи Тонкого появляется раболепно-почтительное - С). |