СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Речь героев рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Юмористическая ситуация"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы представлен в виде технологической карты.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Речь героев рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Юмористическая ситуация"»

,Урок "Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

(6 класс)


Бахтина С.В.

МОУ Гимназия г.Малоярославца.

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека.

Материалы к уроку: Просмотр презентации

Тема урока: «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация".

Цель урока: выяснить особенности стиля А. П. Чехова, некоторые приемы создания комического.























Задачи.

Обучающие:

- продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

- выяснить особенности чеховского комизма на основе анализа рассказа;

- учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

- прививать интерес к творчеству А.П.Чехова.


Развивающие:

- стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение;

- развивать культуры речи, читательских умений, обучение отбирать материал текста для работы над темой;

- развивать навыки сравнительного анализа;

- развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

- развивать умение выделять главное в прослушанном сообщении.


Воспитательные:

- воспитывать интерес к произведениям русской литературы;

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям;

- воспитывать культуру общения;

- воспитывать нравственные качества.




Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Личностные УУД: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: живопись.

Тип урока: урок рефлексии.




Эпиграф "Краткость-сестра таланта"

А.П. Чехов.















Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология

оценивания

  1. Организационный момент.




2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся.

- Я рада приветствовать вас сегодня здесь.

- Как вы думаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? (Надо улыбнуться или рассмеяться). Я хочу поделиться с вами улыбкой, а вы, пожалуйста, передайте ее друг другу.

- Как вы думаете, можно ли поднять настроение книгой? (Ответы детей) Чтобы ваше настроение улучшилось, почитайте рассказы А.П. Чехова.

- Что вы о нем знаете? Сколько лет прошло со Дня его Рождения?


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному мате

вввцвериалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.











































3. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.


















4.Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.











5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
































































Физкультминутка.






































Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет?

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т









Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате? ( Чехов, Ялта, псевдоним, юмор, Сахалин, Таганрог, врач, Чехонте, Мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).

Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

















- Молодцы, вспомнили биографию писателя. Теперь давайте вспомним произведения А.П.Чехова, изученные ранее. Каковы их особенности?

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. (Обращение к эпиграфу о краткости). Их особенности:

-короткое вступление;

-нет подробного описания пейзажа, портрета;

-яркие художественные детали;

-основа рассказа – диалог.

- Хотели бы вы узнать еще некоторые из них?

- Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор. Тема нашего урока «Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация."

Какую цель мы ставим? Какие задачи?

Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” будем расширять знания о творчестве А.П.Чехова, познакомимся с новым произведением, акцентируя внимание на особенностях чеховского комизма, прививать чувство юмора и его понимание.


Запись в тетрадях:

Комическое в искусстве - это средство раскрытия противоречий путем их сравнения с идеалами.

Комическое имеет 2 основных вида. Это сатира и юмор. Сатира - злая насмешка, юмор - дружелюбный смех. Между ними целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

Комический эффект может достигаться:

1) через использование необычного слова, художественных средств;

2) через противопоставление(контраст) понятий, предметов;

3)через создание комической ситуации с эффектом неожиданности.

- Как вы думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая смех.

Выразительное чтение рассказа учителем и учениками.

Лексическая работа.

Беседа:

Можно ли говорить об юмористической ситуации в рассказе? На примере этого рассказа можно понять, что такое способы юмористического повествования: 1)неожиданность;2)несоответствие;3)гипербола, литота.

Эвристическая беседа

-Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу, литоту. Делаем вывод: неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей(противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? – Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?

– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) 
– Как вы понимаете это словосочетание? (лицо кривится от чего-то кислого, когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «лицо его расплылось в улыбке».

– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев. 
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

– Как обращаются друг к другу герои? ( рассматривание таблицы «Создание речевых приемов комического»).

Работа в парах."Речь героев рассказа как источник юмора"

Герои

Речь в начале рассказа.

Речь в конце рассказа.







Толстый

"Порфирий!..Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!"

"Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чем тут это чинопочитание!"

Тонкий

"Батюшки!..Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?"

"Помилуйте...Что вы-с...Милостивое внимание вашего превосходительства...вроде как бы живительной влаги..."

– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.). В речи Тонкого появляется раболепно-почтительное - С).

6. Обобщение и систематизация знаний. Оценивание.





















7.Информация о домашнем задании (дифференцированное).




Вывод. Рассказ сатирический. Речь героев меняется на протяжении рассказа: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику ("голубчик", "батюшки"), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение. И это тоже несоответствие: речь тонкого не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий. Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: "лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры" (искры обычно сыплются лбом обо что-то, и это бывает больно). Гиперболы в произведении: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: Хи-хи-хи». В ремарках автора, поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие. Литота: «Сам он съежился, сгорбился , сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…».Завершим анализ рассказа выразительным чтением по ролям.

1) Придумать продолжение рассказа;

2) Рассказать забавную историю, которую вы слышали от других людей или которая произошла с вами;

3) Ответить на вопр. 1-5 на стр. 91-92


8.Рефлексия "Прием незаконченное предложение"


Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Теперь я могу...

Я научился...

Я попробую...

Составление синквейна (в группах)

1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

- Ваши впечатления об уроке. Довольны ли собой, свой работой? Активностью ваших одноклассников?





8