СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.С. Лесков. Сказ-исповедь "Очарованный странник" (Методическая разработка урока-анализа художественного произведения в 10 кл.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-анализ художественногопроизведения "Очарованный странник"

Просмотр содержимого документа
«Н.С. Лесков. Сказ-исповедь "Очарованный странник" (Методическая разработка урока-анализа художественного произведения в 10 кл.)»

Аксенова Лариса Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Березовская СОШ им. Героя

Советского Союза Г.А.Рубцова»

Аннинского района

Воронежской области


Н.С.ЛЕСКОВ. СКАЗ-ИСПОВЕДЬ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»


( урок литературы в 10 классе)


Тип урока: урок-анализ художественного произведения

Цели и задачи:

  1. Продолжить знакомство школьников с личностью и творчеством писателя, его мировоззрением;

  2. Способствовать развитию коммуникативных и общекультурных компетенций;

  3. Воспитывать такие качества как милосердие и сострадание.

Оборудование: портрет писателя; репродукция картин В.М. Васнецова «Три богатыря» и В.Г.Перова «Странник»; тексты произведения «Очарованный странник»; учебник «Литература. 10 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой, Москва, 2007; толковый словарь С.И.Ожегова.


Эпиграф:

Все прекрасно в личности, когда она обращена к Богу, и все безобразно, когда она отвращена от Бога.

П.Флоренский.




Ход урока

I. Слово учителя.

Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» - это сказ-исповедь Ивана Северьяновича Флягина о своей жизни и судьбе, «житие», рассказанное самим героем.

Наш герой – «очарованный странник». Ему предназначено было стать монахом, но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти дорогами странствий, увлечений, страданий.

Жизнь Ивана Флягина удивительна, в ней скрыта какая-то тайна. Начав с неразделения добра и зла, герой идет по пути возвышения духа. Итог этого пути – жизнь для всех: «Мне за народ очень помереть хочется».

II. Подготовительная беседа.

Форма произведения – сказ-исповедь.

  • Что собой представляет «сказ»?

(Это форма повествования, в которой есть рассказчик. Это «житие», рассказанное самим героем).

  • А что такое «исповедь»?

(Это откровенное признание в чем-либо, признание в грехах).

  • Чтобы понять, в чем смысл названия «Очарованный странник», прежде всего, выясним, что значит слово «очарованный».

Давайте составим словообразовательную цепочку: «очарованный» - «очарование» - «чары». Подберем слова-синонимы к слову «очарованный» (околдованный, пленяющий, сводящий с ума).

  • Кого мы называем странником? Посмотрите в «Толковом словаре» значение этого слова.

(Странник – 1) странствующий человек; 2) человек, идущий пешком на богомолье, богомолец).

  • Каким вы представляете себе странника?

(Скромный, неприхотливый, терпеливый).

  • Рассмотрим репродукцию картины Васнецова «Три богатыря». Сравните Ивана Флягина с русским богатырем Ильей Муромцем. Что общего в их внешности?

(Высокий рост, сила богатырская, стремление защитить слабого).

Итак, наш герой – странник, который чем-то очарован, пленен. Мы впервые встречаем такого героя в художественной литературе. Нам знакомы лишь «разочарованные» герои – Онегин, Печорин, Чичиков. Эти герои искали более заметного и достойного положения в обществе, а лесковский герой стремится жить праведно, оставаясь на своем месте человеком, очарованным жизнью.

  • Какого человека мы называем «праведником»?

(Человека, не имеющего грехов, ни в чем не погрешающего против правил нравственности).

III. Анализ произведения «Очарованный странник».

1. Вы прочитали повесть и убедились, что наш герой небезгрешен. Скажите, все свои злодеяния И.Флягин совершал преднамеренно?

(Нет, он не осознавал изначально их последствий. Для Лескова ценна в герое его «живая душа»: разрешается героям маленькая хитрость, любопытство, ревность, гнев, слезы, несмотря на то, что они пастыри).

2. В конце произведения герой говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Как вы понимаете это признание героя?

(Он готов, если это необходимо, отдать свою жизнь за людей, для того, чтобы они жили лучше. Здесь идет перекличка с библейским сюжетом).

3. Кто принял муки за грехи людские? Кто пострадал за народ?

( Иисус Христос).

Да, и в самом произведении много слов, связанных с церковной лексикой. Запишем в тетрадь толкование некоторых слов:

  • Послушник – человек, несущий послушание, готовящийся к принятию монашества;

  • Монах – человек, давший обет вести аскетическую жизнь;

  • Иеромонах – монах, имеющий сан священника;

  • Рясофор – послушник, носящий монашескую одежду без пострижения;

  • Духовник – священник, который принимает исповедь у кого-нибудь;

  • Исповедь – 1) признание в грехах, 2) откровенное признание в чем-либо;

  • Мокрый Спас – церковный праздник, который отмечается в начале августа;

  • Валаам – один из островов в северо-западной части Ладожского озера, где находится Валаамский Преображенский мужской монастырь, основанный в XIV веке;

  • Обратите внимание на произношение слова «семинария»

4. Попробуйте сформулировать основные духовные принципы праведников. ( Бескорыстие и самоотверженность, возвышение духа над удачей и неудачей).

5. Каков путь И.Флягина, его послужной список? ( Форейтор, беглый крепостной, нянька, татарский пленник, солдат…)

6. Найдите в повести описание внешности Ивана Флягина. На кого он похож? ( На русского богатыря Илью Муромца ).

7. Какие грехи совершает И.Флягин? В чем он повинен?

8. Каков же он, Иван Флягин? Добрый или злой человек?

9. Особенности речи И.Флягина. Близка ли его речь к народной речи?

10. Каким образом И.Флягин пришел к Богу? Почему?

IV. Вывод.

Н.С.Лесков – писатель, знающий русского человека «в самую его глубь». Смысл его жизни, творчества несут его праведники, очарованные странники, призванные служить истине, душе. Главное для Н.С.Лескова – это идея деятельного и самоотверженного добра. Он никогда не верил в то, что русский человек – человек ленивый, грубый, вечно пьяный…

Писатель верил в доброе начало в человеке, как большинство русских людей верят в существование Бога.

Да, действительно, «все прекрасно в личности, когда она обращена к Богу, и все безобразно, когда она отвращена от Бога».

V. Домашнее задание.

1. Прочитайте статью в учебнике на стр. 287-296.

2. Подготовьте сообщение: «Природа в повести. Каково ее значение?»























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!