СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе на тему "Автор и его герой в романе "Отцы и дети". Критика о произведении И.С.Тургенева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой вариант итогового урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети", включающего работу с критическими статьями по произведению.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе на тему "Автор и его герой в романе "Отцы и дети". Критика о произведении И.С.Тургенева"»


У р о к № 7


Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)


Произведение: роман «Отцы и дети»


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний


Тип урока: урок с использованием активных форм работы

(организация групповой работы).


Тема урока: «Автор и его герой в романе «Отцы и дети». Критика

об образе Евгения Базарова. Роль эпилога в романе».


Цели урока:


1. Обучающие: - выяснить авторское отношение и отношение критиков к

главному герою романа «Отцы и дети» - Евгению Базарову;

- раскрыть роль эпилога в романе;

- подвести учащихся к пониманию глубокой философской

сущности произведения И.С.Тургенева.

2. Развивающие: - совершенствование умения анализировать текст

художественного произведения;

- развитие умения работать с критической литературой,

отбирать главное, систематизировать материал и делать

выводы;

- развитие умения сопоставлять свою и авторскую позицию в

отношении к главному герою;

- развитие умения проникать в авторский замысел.

3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры и взаимопомощи

при работе в группе;

- воспитание положительного отношения к существованию

разных точек зрения на одного и того же героя;

- воспитание умения сформулировать, обосновать и

корректно отстоять свою точку зрения;

- воспитание правильных нравственных ориентиров.


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя об ожесточённых спорах, разгоревшихся

вокруг романа Тургенева сразу же после его опубликования.


  1. Работа в группах (проверка домашнего задания).

Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы и на их основе готовят обзор прочитанных дома отрывков.


Карточка № 1

Вопросы для обсуждения статьи Д.И.Писарева «Базаров»

  1. В чём прежде всего видит критик достоинства романа Тургенева? Что, по мнению Д.Писарева, «составляет лучшее место в романе»?

  2. Что, по мнению автора статьи, является «руководителем в жизни» Базарова?

  3. Говоря о «базаровщине», «болезни нашего времени», автор вводит понятие «цинизма внутреннего и внешнего». В чём он проявляется у Базарова?

  4. К каким выводам приходит Писарев, сравнивая Базарова с «другими литературными типами»?

  5. Как Писарев объясняет отношение Базарова к народу?

  6. Почему Тургенев не показал Базарова в действии?

  7. Как менялся Базаров перед смертью? Какие его взгляды остаются неизменными?


Карточка № 2

Вопросы для обсуждения статьи М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени».

  1. Каково отношение Антоновича к произведению Тургенева?

  2. Каково, по мнению автора статьи, отношение Тургенева к героям романа?

  3. С какой целью, по мнению критика, написан роман?

  4. В чём заключается смысл названия статьи Антоновича?


Карточка № 3

Вопросы для беседы по отрывку из книги

Д.Н.Овсянико-Куликовского «И.С.Тургенев»

  1. В чём, по мнению автора статьи, проявляется отношение Тургенева к Базарову?

  2. Каковы, по мнению критика, главные черты личности Базарова?

  3. Чем объясняет автор резкость некоторых суждений Базарова?

  4. Каково, по мнению критика, авторское отношение к герою?

  5. Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая, что Базаров не является «типом наших нигилистов»?


IV. Выступления представителей каждой группы.

Вопрос для всех: чья точка зрения вам наиболее близка? Почему?


- А как относится к своему герою сам Тургенев? Над этим вопросом у нас работала отдельная группа. Послушаем её выступление.


V. Выступление группы, работавшей по теме

«Отношение И.С.Тургенева к своему герою».


VI. Слово учителя:


- Да, противоречивы суждения читателей и критиков о романе, противоречивы и высказывания самого Тургенева о Базарове… Однако текст произведения всегда перед нами, всё, что хотел сказать Тургенев читателям, он это сделал. Наша задача -лишь суметь понять авторскую мысль.

Смерть Базарова изображена в 27 главе, но роман на этом не заканчивается. Есть ещё глава 28, своеобразный эпилог романа. Зачем он понадобился Тургеневу и какова его роль в произведении? Над этими вопросами работал человек, готовив-ший индивидуальное сообщение. Послушаем его.


- Выступление учащегося с индивидуальным сообщением по теме «Роль эпилога в романе».


VII. Этап подведения итогов урока.


- Заключительное слово учителя:

- Хочу обратить ваше внимание на последнее предложение романа (зачитать).

В этих строках слышится взволнованный, проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о нём, тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы и вечны и перед их лицом бессильна борьба «грешного и бунтующего сердца».

Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России, но он принимает их нравственную силу и огромное общественное значение.

В одной из своих статей Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».

Лично я полюбила Базарова несмотря ни на что. А вы?


- Оцените свою работу сегодня (заполнение «Оценочной карты урока»).


Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Выполнение домашнего задания





2.Работа в группе





3. Активность и заинтересованность в течение всего урока






* Оценочные карты сдаются учителю, итоговая оценка выставляется в журнал.




VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.


Задание на выбор:


  1. Письменно ответить на вопрос: «Над какими проблемами заставил меня задуматься роман Тургенева?»

  2. Доклад на тему: «Мастерство Тургенева – художника».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!