У р о к № 7
Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Произведение: роман «Отцы и дети»
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тип урока: урок с использованием активных форм работы
(организация групповой работы).
Тема урока: «Автор и его герой в романе «Отцы и дети». Критика
об образе Евгения Базарова. Роль эпилога в романе».
Цели урока:
1. Обучающие: - выяснить авторское отношение и отношение критиков к
главному герою романа «Отцы и дети» - Евгению Базарову;
- раскрыть роль эпилога в романе;
- подвести учащихся к пониманию глубокой философской
сущности произведения И.С.Тургенева.
2. Развивающие: - совершенствование умения анализировать текст
художественного произведения;
- развитие умения работать с критической литературой,
отбирать главное, систематизировать материал и делать
выводы;
- развитие умения сопоставлять свою и авторскую позицию в
отношении к главному герою;
- развитие умения проникать в авторский замысел.
3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры и взаимопомощи
при работе в группе;
- воспитание положительного отношения к существованию
разных точек зрения на одного и того же героя;
- воспитание умения сформулировать, обосновать и
корректно отстоять свою точку зрения;
- воспитание правильных нравственных ориентиров.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя об ожесточённых спорах, разгоревшихся
вокруг романа Тургенева сразу же после его опубликования.
Работа в группах (проверка домашнего задания).
Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы и на их основе готовят обзор прочитанных дома отрывков.
Карточка № 1
Вопросы для обсуждения статьи Д.И.Писарева «Базаров»
В чём прежде всего видит критик достоинства романа Тургенева? Что, по мнению Д.Писарева, «составляет лучшее место в романе»?
Что, по мнению автора статьи, является «руководителем в жизни» Базарова?
Говоря о «базаровщине», «болезни нашего времени», автор вводит понятие «цинизма внутреннего и внешнего». В чём он проявляется у Базарова?
К каким выводам приходит Писарев, сравнивая Базарова с «другими литературными типами»?
Как Писарев объясняет отношение Базарова к народу?
Почему Тургенев не показал Базарова в действии?
Как менялся Базаров перед смертью? Какие его взгляды остаются неизменными?
Карточка № 2
Вопросы для обсуждения статьи М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени».
Каково отношение Антоновича к произведению Тургенева?
Каково, по мнению автора статьи, отношение Тургенева к героям романа?
С какой целью, по мнению критика, написан роман?
В чём заключается смысл названия статьи Антоновича?
Карточка № 3
Вопросы для беседы по отрывку из книги
Д.Н.Овсянико-Куликовского «И.С.Тургенев»
В чём, по мнению автора статьи, проявляется отношение Тургенева к Базарову?
Каковы, по мнению критика, главные черты личности Базарова?
Чем объясняет автор резкость некоторых суждений Базарова?
Каково, по мнению критика, авторское отношение к герою?
Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая, что Базаров не является «типом наших нигилистов»?
IV. Выступления представителей каждой группы.
Вопрос для всех: чья точка зрения вам наиболее близка? Почему?
- А как относится к своему герою сам Тургенев? Над этим вопросом у нас работала отдельная группа. Послушаем её выступление.
V. Выступление группы, работавшей по теме
«Отношение И.С.Тургенева к своему герою».
VI. Слово учителя:
- Да, противоречивы суждения читателей и критиков о романе, противоречивы и высказывания самого Тургенева о Базарове… Однако текст произведения всегда перед нами, всё, что хотел сказать Тургенев читателям, он это сделал. Наша задача -лишь суметь понять авторскую мысль.
Смерть Базарова изображена в 27 главе, но роман на этом не заканчивается. Есть ещё глава 28, своеобразный эпилог романа. Зачем он понадобился Тургеневу и какова его роль в произведении? Над этими вопросами работал человек, готовив-ший индивидуальное сообщение. Послушаем его.
- Выступление учащегося с индивидуальным сообщением по теме «Роль эпилога в романе».
VII. Этап подведения итогов урока.
- Заключительное слово учителя:
- Хочу обратить ваше внимание на последнее предложение романа (зачитать).
В этих строках слышится взволнованный, проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о нём, тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы и вечны и перед их лицом бессильна борьба «грешного и бунтующего сердца».
Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России, но он принимает их нравственную силу и огромное общественное значение.
В одной из своих статей Тургенев писал: «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».
Лично я полюбила Базарова несмотря ни на что. А вы?
- Оцените свою работу сегодня (заполнение «Оценочной карты урока»).
Оценочная карта урока
Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________
Вид работы | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка |
1. Выполнение домашнего задания | | | | |
2.Работа в группе | | | | |
3. Активность и заинтересованность в течение всего урока | | | | |
* Оценочные карты сдаются учителю, итоговая оценка выставляется в журнал.
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Задание на выбор:
Письменно ответить на вопрос: «Над какими проблемами заставил меня задуматься роман Тургенева?»
Доклад на тему: «Мастерство Тургенева – художника».